Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Бутковой Н.А, Вдовиченко С.В, с участием прокурора Капсамун И.С.
при ведении протокола
судебного заседания
помощником судьи Гордали М.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3/2022 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Комплексное коммунальное предприятие" и общества с ограниченной ответственностью "Специализированное транспортное обслуживание населения - Архангельск" на решение Архангельского областного суда от 30 сентября 2022 года и дополнительное решение Архангельского областного суда от 15 февраля 2023 года, которыми отказано в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Комплексное коммунальное предприятие" и общества с ограниченной ответственностью "Специализированное транспортное обслуживание населения - Архангельск" о признании недействующими приложения NN 1, 2, 4 к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2016 года N 66-т/9 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания N 2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск"; приложений NN 1, 2, 4 к постановлению от 20 декабря 2016 года N 66-т/9 в редакции постановления от 29 сентября 2017 года N 44-т/1.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя соистцов общества с ограниченной ответственностью "Комплексное коммунальное предприятие" (далее-ООО "Комплексное коммунальное предприятие", ООО "ККП), регулируемая организация) и общества с ограниченной ответственностью "Специализированное транспортное обслуживание населения - Архангельск" (далее-ООО "Спец-ТОН-Архангельск", регулируемая организация) - Демянчук А.Б.; представителя административного ответчика Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее-Агентство, орган регулирования) - Петухова А.В, заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением мэрии города Архангельска от 24 февраля 2014 года N 136 заинтересованному лицу по настоящему административному делу - ПАО "ТГК-2" присвоен статус единой теплоснабжающей организации муниципального образования "Город Архангельск" до 2028 года. Постановлением администрации муниципального образования "Северодвинск" от 23 октября 2018 года N 409-па ПАО "ТГК-2" определено единой теплоснабжающей организацией муниципального образования "Северодвинск".
ПАО "ТГК-2" владеет на праве собственности тремя объектами с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии более 25 МВт, производящими выработку тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии: Архангельская ТЭЦ, Северодвинская ТЭЦ-1 и Северодвинская ТЭЦ-2, и осуществляет регулируемый вид деятельности - производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и передачу тепловой энергии. Кроме того, в эксплуатации организации находятся тепловые сети и 2 локальные котельные.
Административный истец ООО "ККП" с октября 2016 года по сентябрь 2018 года осуществлял деятельность теплосетевой организации, владеющей тепловыми сетями, с использованием которых ПАО "ТГК-2" поставляло тепловую энергию потребителям, находящимся на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее-МО "Город Архангельск").
01 февраля 2017 года между ООО "ККП" и ПАО "ТГК-2" заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде N 1/000648-2000/ДогЭСД17, разногласия по договору урегулированы решением Арбитражного суда Архангельской области от 28 апреля 2018 года по делу N А05-16146/2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2018 года.
15 декабря 2016 года между ООО "ККП" и администрацией муниципального образования "Талажское" заключено концессионное соглашение, на основании которого ООО "ККП" приняло во временное владение и пользование недвижимое имущество, посредством которого осуществляется передача тепловой энергии от Архангельской ТЭЦ до конечных потребителей в деревне Повракульская Приморского района Архангельской области.
По настоящее время ООО "ККП" является теплосетевой организацией, оказывающей услуги ПАО "ТГК-2" по транспортировке тепловой энергии от Архангельской ТЭЦ до конечных потребителей, расположенных на территории Приморского муниципального района Архангельской области (дер. Повракульская).
30 октября 2017 года между ПАО "ТГК-2" и ООО "ККП" заключен договор транспортировки тепловой энергии N 2/002222-2000/ДогЭСД17, разногласия по которому урегулированы решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 декабря 2018 года по делу N А05-10582/2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2019 года.
Административный истец ООО "Спец Тон-Архангельск" в период с октября 2018 года по декабрь 2019 года являлся теплосетевой организацией, оказывающей услуги ПАО "ТГК-2" по транспортировке тепловой энергии от Архангельской ТЭЦ до потребителей, расположенных в Северном округе города Архангельска.
Между ООО "Спец Тон-Архангельск" и ПАО "ТГК-2" заключен договор транспортировки тепловой энергии N 1/000472-2000/ДогЭСД19 от 10 января 2019 года, разногласия по которому урегулированы решением Арбитражного суда Архангельской области от 05 сентября 2019 года по делу N А05-3473/2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого апелляционного арбитражного суда от 23 декабря 2019 года.
В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 (далее - Основы ценообразования) регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Во исполнение приведенной правовой нормы постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области N 66-т/9 от 20 декабря 2016 года "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск" (далее-постановление N 66-т/9) установлены:
-долгосрочные параметры регулирования деятельности ОАО "ТГК-2" на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный района" и "Северодвинск" на долгосрочный период регулирования 2017-2021 годы для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов (приложение N 1);
-тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям на территории муниципальных образований "Город Архангельск" и "Приморский муниципальный район" (приложение N 2);
-тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии ОАО "ТГК-2", поставляемую потребителям на территории муниципального образования "Город Архангельск" (приложение N 4).
Постановлениями агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 02 марта 2017 года N 11-в/3, от 29 сентября 2017 года N 44-т/1, от 20 декабря 2017 года N 76-т/41, от 30 октября 2018 года N 56-т/9, от 20 декабря 2018 года N 78-т/2, от 31 мая 2019 года N 34-т/1, в том числе с учетом изменений, внесенных в постановление от 31 мая 2019 года постановлением Агентства от 20 декабря 2019 года N 84-т/57, внесены изменения в постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2016 года N 66-т/9.
При этом постановление от 29 сентября 2017 года N 44-т/1 о внесении изменений в постановление Агентства от 20 декабря 2016 года N 66-т/9 принято во исполнение предписания Федеральной антимонопольной службы России (далее-ФАС России) от 17 августа 2017 года N СП/56752/17. Принятие постановления от 29 сентября 2017 года N 44-т/1 повлекло изложение приложений NN 1-5 постановления от 20 декабря 2016 года N 66-т/9 в новой редакции: увеличен базовый уровень операционных расходов теплоснабжающей компании ПАО "ТГК-2" на 2017 год; снижен процент уровня нормативной прибыли на 2018-2020 годы; начиная с 2018 года, изменилось цифровое значение тарифов для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, установленные приложениями NN 2, 4; тарифы для категорий потребителей "население" и "потребители, приравненные к населению" снизились со второго полугодия 2018 года и до окончания долгосрочного периода регулирования.
Тарифы, установленные оспариваемыми нормативными правовыми актами применялись в расчетах между ПАО "ТГК-2" и ООО "ККП", ООО "Спец Тон-Архангельск" за тепловую энергию.
ООО "ККП" и ООО "Спец Тон-Архангельск" обратились в суд с административным иском, в котором просили признать недействующими приложения NN 1, 2, 4 к постановлению Агентства от 20 декабря 2016 года N 66-т/9 в первоначальной редакции, а также признать недействующими эти же приложения в последующих вышеперечисленных редакциях постановления, в том числе заявили о несогласии с приложениями NN 1, 2 к постановлению от 20 декабря 2016 года N 66-т/9 в редакции постановления от 29 сентября 2017 года N 44-т/1.
Определением Архангельского областного суда от 26 февраля 2021 года прекращено производство по административному делу в части требований ООО "ККП" и ООО "Спец Тон-Архангельск" о признании недействующими приложения NN 1, 2, 4 к постановлению от 20 декабря 2016 года N 66-т/9 и приложений NN 1, 2 в редакции постановления от 29 сентября 2017 года N44-т/1 (л.д.146-151 т.8).
По остальной части требований, а именно о признании недействующими: приложения NN 2 и 4 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2016 года N 66-т/9 в редакции постановления от 20 декабря 2017 года N 76-т/41; приложения NN 2 и 4 к постановлению от 20 декабря 2016 года N 66-т/9 в редакции постановления от 30 октября 2018 года N 56-т/9; приложения NN 1, 4, 6 к постановлению от 20 декабря 2016 года N 66-т/9 в редакции постановления от 20 декабря 2018 года N 78-т/2; приложения NN 1, 4, 5 к постановлению от 31 мая 2019 года N 34-т/1; приложения NN 1, 5, 6 к постановлению от 31 мая 2019 года N 34-т/1 в редакции постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2019 года N 84-т/56, решением Архангельского областного суда от 26 февраля 2021 года отказано в удовлетворении административного иска ООО "ККП" и ООО "Спец Тон-Архангельск" (л.д. 154-166 т.8).
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 июня 2021 года N 66а-613/2021 решение Архангельского областного суда от 26 февраля 2021 года оставлено без изменения (л.д.99-139 т.12).
Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2022 года решение Архангельского областного суда от 26 февраля 2021 года и апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 июня 2021 года оставлены без изменения (л.д. 119-157 т.14).
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 27 мая 2021 года отменено определение Архангельского областного суда от 26 февраля 2021 года о прекращении производства по административному делу в части требований ООО "ККП" и ООО "Спец Тон-Архангельск" о признании недействующими приложения NN 1, 2, 4 к постановлению от 20 декабря 2016 года N 66-т/9 и приложений NN 1, 2 в редакции постановления от 29 сентября 2017 года N44-т/1, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (л.д.121-128 т.9).
Таким образом, требования административных истцов о признании недействующими приложения NN 1, 2, 4 к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2016 года N 66-т/9 и приложений NN 1, 2 к постановлению от 20 декабря 2016 года N 66-т/9 в редакции постановления от 29 сентября 2017 года N 44-т/1, не были предметом оценки в решении Архангельского областного суда от 26 февраля 2021 года, в апелляционном определении Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 июня 2021 года (дело N 66а-613/2021), в кассационном определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2022 года (дело N 88а-10360/2022).
Перечисленные нормативные акты являются предметом судебного контроля по настоящему административному делу.
В уточненных административных исковых заявлениях от 16 сентября 2021 года (л.д. 41-42 т.13) и 19 сентября 2021 года (л.д. 89 т.13) административные истцы ООО "ККП" и ООО "Спец Тон-Архангельск", каждый в отдельности, настаивали на признании недействующими приложения NN 1, 2, 4 к постановлению Агентства от 20 декабря 2016 года N 66-т/9 в первоначальной редакции, а также на признании недействующими приложения NN 1, 2, 4 к постановлению от 20 декабря 2016 года N 66-т/9 в редакции постановления от 29 сентября 2017 года N 44-т/1.
Решением Архангельского областного суда от 30 сентября 2022 года отказано в удовлетворении требований ООО "ККП" в признании недействующими приложения NN 1, 2, 4 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2016 года N 66-т/9 и приложений NN 1, 2, 4 к указанному постановлению в редакции постановления от 29 сентября 2017 года N 44-т/1 (л.д. 228-247 т.15).
Апелляционная жалоба подана административными истцами ООО "ККП" и ООО "Спец Тон-Архангельск". Ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, административные истцы просят решение Архангельского областного суда от 30 сентября 2022 года отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска (л.д. 2-7 т.16).
Определением Второго апелляционного суда от 18 января 2023 года (дело N 66а-29/2023) административное дело возвращено в суд первой инстанции для принятия дополнительного решения, поскольку ООО "Спец Тон-Архангельск" необоснованно исключен из числа административных истцов определением Архангельского областного суда от 21 сентября 2021 года и его требования не разрешены судом по существу (118-125 т.16).
Дополнительным решением Архангельского областного суда от 15 февраля 2023 года отказано в удовлетворении административного иска ООО "Спец Тон-Архангельск" (л.д. 156-172 т.16).
В апелляционной жалобе ООО "ККП" и ООО "Спец Тон-Архангельск" поставили вопрос об отмене решения Архангельского областного суда от 30 сентября 2022 года и дополнительного решения от 15 февраля 2023 года, с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска в полном объеме (л.д. 2-7 т.16, л.д. 174-178 т.16).
Административные истцы указали, что суд неправомерно признал несостоятельными выводы эксперта ООО "Аудит Актив" ФИО1 об экономической необоснованности долгосрочных параметров регулирования, установленных на 2017-2021 годы и тарифов на тепловую энергию, утвержденных оспариваемыми нормативными правовыми актами. В решении и в дополнительном решении не приведены мотивы, по которым суд отклонил доводы административных истцов об экономической необоснованности оспариваемых величин: базового уровня операционных расходов ПАО "ТГК-2" на долгосрочный период 2017-2021 годы, НВВ ПАО "ТГК-2", величины полезного отпуска, которые применялись Агентством при установлении оспариваемых тарифов на долгосрочный период регулирования деятельности ПАО "ТГК-2".
По мнению административных истцов, в нарушение действующего законодательства, долгосрочные параметры регулирования (базовый уровень операционных расходов) определен без дифференциации по системам теплоснабжения (г. Архангельск, Приморский район и г. Северодвинск); НВВ ПАО "ТГК-2" и объем полезного отпуска определены без разделения по видам деятельности и по системам теплоснабжения; расчет тарифов Агентством выполнен с использованием нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного на 2017 год постановлением Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области N 113-пн от 23 ноября 2016 года, которое решением Архангельского областного суда от 12 августа 2020 года признано недействующим в части нормативов потерь и затрат теплоносителя (воды) - 125 331 м3, нормативов потерь тепловой энергии - 88 196 Гкал, установленных для тепловых сетей МО "Город Архангельск" и прочих организаций, входящих в систему централизованного теплоснабжения; более того, по утверждению истцов, в величину нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области N 113-пн от 23 ноября 2016 года незаконно включены потери на тепловых сетях теплосетевой организации ООО "ККП" в размере 26 884 Гкал. Кроме того, не установлен тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплосетевым организациям, с целью компенсации потерь тепловой энергии.
В суде апелляционной инстанции представитель ООО "ККП" и ООО "Спец Тон-Архангельск" настаивал на удовлетворении апелляционных жалоб.
Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, указав на законность и обоснованность судебных актов.
Прокурор, ссылаясь на законность оспариваемых судебных актов, просил оставить решение и дополнительное решение суда без изменений.
Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела и дела об установлении тарифов, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания N760-э).
В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 1 части 2 статьи 5, пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установлено, что полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Архангельской области, в соответствии с Положением об Агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года N 214-пп, является указанное Агентство.
Таким образом, оспариваемые нормативные акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры, формы акта и по этим основаниям не оспариваются.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о теплоснабжении, Основами ценообразования, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Дело об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО "ТГК-2" открыто Агентством на основании заявления ПАО "ТГК-2" от 29 апреля 2016 года (л.д.234-237 т.7).
Из экспертного заключения Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2016 года следует, что при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО "ТГК-2" потребителям, расположенным на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район" и "Северодвинск" на период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года использовался метод индексации установленных тарифов (л.д. 48-100 т.2).
Особенности расчета тарифов с применением данного метода изложены в пунктах 71 - 75 Основ ценообразования и в главе V Методических указаний N 760-э.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации (далее-НВВ) включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Пунктом 73 Основ ценообразования установлено, что величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).
Согласно абзаца 3 пункта 2 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов - уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования.
Величина операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58 - 60 Основ ценообразования и включает также другие расходы, осуществляемые за счет прибыли регулируемой организации.
Операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов и подлежат ежегодной корректировке с учетом индексов инфляции и производственных показателей организации (пункты 59, 52 Основ ценообразования). Базовый уровень операционных расходов рассчитывается в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075.
НВВ регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 Основ ценообразования (пункт 12 Основ ценообразования, пункты 109 и 117 Методических указаний N 760-э.).
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании НВВ регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 23 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы по следующим параметрам: вид теплоносителя (вода, пар), системы теплоснабжения.
В отношении регулируемой организации, владеющей на праве собственности или на ином законном основании более чем одним источником тепловой энергии, тарифы на тепловую энергию без учета стоимости передачи тепловой энергии должны устанавливаться по каждому такому источнику отдельно (пункт 86 Основ ценообразования).
Из экспертного заключения Агентства от 20 декабря 2016 года (л.д. 48-100 т.2) следует, что величина операционных расходов на 2017 год (базовый уровень операционных расходов) определена экспертами в соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования методом экономически обоснованных расходов, на 2018-2021 годы - путем индексации базового уровня операционных расходов с учетом требований пункта 36 Методических указаний N 760-э.
Согласно приложений 2, 3, 11 к экспертному заключению и письменного отзыва Агенства от 31 августа 2022 года расчет расходов, включенных в НВВ ПАО "ТГК-2" на 2017 года, в том числе в базовый уровень операционных расходов, на основании которых произведен расчет тарифов на теплоэнергию, поставляемую потребителям, выполнен по каждому виду регулируемой деятельности (производство и передача), системам теплоснабжения (город Архангельск, Приморский район и Северодвинск), источникам тепловой энергии (АТЭЦ, СТЭЦ-1 и СТЭЦ-2) и по видам теплоносителя (пар, вода) (л.д. 70-76 т.2, л.д.92-93 т.2, л.д. 4-10 т.5, л.д. 118-151 т.15).
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений законодательства при расчете базового уровня операционных расходов ПАО "ТГК-2" и НВВ на 2017 год, является правильным.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении, пунктов 32 (подпункт "д") и 38 Основ ценообразования при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны учитываться нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, которые прямо влияют на размер тарифа.
Согласно пункта 2 части 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержден приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 года N 325. В соответствии с указанным Порядком нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя определяются для каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям.
В силу подпункта 7 пункта 9 Положения о Министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области N 128-пп от 03 апреля 2012 года, Министерство утверждает нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям.
На основании заявления ПАО "ТГК-2" от 15 апреля 2016 года приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области N 113-пн от 23 ноября 2016 года утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ПАО "ТГК-2" на 2017 год: Северодвинские городские тепловые сети - потери и затраты теплоносителя (воды) 1 201 362 м3, потери тепловой энергии 393 237 Гкал, расход электрической энергии 2 439 кВт*ч, Архангельские городские тепловые сети - потери и затраты теплоносителя (воды) 1 145 886 м3, потери тепловой энергии 411 944 Гкал, расход электрической энергии 10 519 кВт*ч, тепловые сети МО "Город Архангельск" и прочих организаций, входящих в систему централизованного теплоснабжения - потери и затраты теплоносителя (воды) 125 331 м3, потери тепловой энергии 88 196 Гкал, расход электрической энергии (-) кВт*ч, тепловые сети котельных - потери и затраты теплоносителя (воды) 81 м3, потери тепловой энергии 89 Гкал, расход электрической энергии (-) кВт*ч.
Приведенные в приказе Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области N 113-пн от 23 ноября 2016 года нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя использованы Агентством по тарифам и ценам Архангельсткой области при расчете тарифов на теплоэнергию, поставляемую ПАО "ТГК-2" потребителям, утвержденных оспариваемым постановлением N 66-т/9 от 20 декабря 2016 года.
Постановление Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области N 113-пн от 23 ноября 2016 года оспорено ООО "ККП" в части установленных нормативов потерь и затрат теплоносителя (воды) и нормативов потерь тепловой энергии, установленных для тепловых сетей МО "Город Архангельск" и прочих организаций, входящих в систему централизованного теплоснабжения.
Решением Архангельского областного суда от 12 августа 2020 года (административное дело N 3а-509/2020) административный иск удовлетворен и в указанной выше части приказ Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области N 113-пн от 23 ноября 2016 года признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение суда вступило в законную силу 18 сентября 2020 года (л.д. 153-158 т.7).
Следовательно, на дату принятия (20 декабря 2016 года) Агентством постановления N 66-т/9 в силу пункта 8 Методических указаний N 760-э и части 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении приказ Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области N 113-пн от 23 ноября 2016 года подлежал применению Агентством при установлении тарифов на теплоэнергию, поставляемую ПАО "ТГК-2" потребителям.
Поскольку вышеуказанный приказ Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области N 113-пн от 23 ноября 2016 года является нормативным правовым актом, требований к указанному Министерству о признании недействующим данного приказа в рассматриваемом деле не заявлено, то в суд не вправе проверять законность данного нормативного правового акта по новым доводам ООО "ККП" в рамках рассматриваемого спора.
В связи с этим, утверждение административных истцов о неверном расчете величины нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя для ПАО "ТГК-2" на 2017 год признается несостоятельным.
Согласно пункту 96 Основ ценообразования (раздел "Особенности определения тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей и других теплоснабжающих организаций-покупателей") и пункту 126 Методических указаний N 760-э тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, устанавливается равным средневзвешенной стоимости единицы тепловой энергии (мощности), приобретаемой (производимой и приобретаемой) единой теплоснабжающей организацией.
Формулы для расчета тарифа с целью компенсации потерь приведены в пункте 127 Методических указаний N 760-э.
Таким образом, тариф на тепловую энергию (мощность) с целью компенсации потерь тепловой энергии устанавливается для единой теплоснабжающей организации.
Ни ООО "ККП", ни ООО "Спец Тон-Архангельск" единой теплоснабжающей организацией не являются, следовательно, тариф на тепловую энергию (мощность) с целью компенсации потерь тепловой энергии для них не устанавливается.
Из объяснений представителей Агентства и ПАО "ТГК-2" (л.д. 4-10 т.5, л.д. 178-182 т.7, л.д. 187-189 т.7, л.д. 207 т.11, л.д. 159-164 т.12) и свидетеля ФИО2 - сотрудника Агентства (л.д. 134 оборот-137 т.8) следует, что тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, впервые установлен на 2019 год на основании заявления ПАО "ТГК-2" от 26 апреля 2018 года о корректировке на 2019 год ранее установленных тарифов на тепловую энергию (мощность), и его расчет представлен в приложении 16 к экспертному заключению Агентства от 20 декабря 2018 года (л.д. 613 т.2). В связи с этим с 2019 года в тепловом балансе ПАО "ТГК-2" потери тепловой энергии в размере 88 196 Гкал, установленные приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области N 113-пн от 23 ноября 2016 года для теплосетевых компаний МО "Город Архангельск" и прочих организаций, входящих в систему централизованного теплоснабжения, исключены из общей суммы потерь тепловой энергии в сети, что повлекло увеличение НВВ теплосетевых организаций на 2019 год, приобретающих тепловую энергию для компенсации потерь у ПАО "ТГК-2".
Поскольку установление тарифа носит заявительный характер (статьи 2, 3, 5, 7, 10 Закона о теплоснабжении и пункты 12, 13, 15, 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения), и в заявлении ПАО "ТГК-2" об установлении тарифов на 2017 год не содержалось предложения об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, то самостоятельно Агентство не имело права установить такой тариф на 2017 года. Утверждение административных истцов об обратном основано на ошибочном толковании действующего законодательства.
В период 2017, 2018 годов оплата тепловой энергии, теплоносителя, приобретаемых теплосетевыми организациями у единой теплоснабжающей организации с целью компенсации потерь производилась по тарифу на оплату тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии ПАО "ТГК-2", поставляемую потребителям, расположенным на территории МО "Город Архангельск", утвержденному Агентством в приложении N 4 к постановлению N 66-т/9 от 20 декабря 2016 года, что не противоречит действующему законодательству. Доказательств нарушения прав административных истцов таким способом компенсации потерь тепловой энергии суду не представлено.
Вопреки доводов административных истцов, тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии ПАО "ТГК-2", поставляемую потребителям, расположенным на территории МО "Город Архангельск" (приложение N 4 к постановлению N 66-т/9 от 20 декабря 2016 года) установлены на основании заявления ПАО "ТГК-2" от 29 апреля 2016 года (строка 52 описи материалов тарифного дела, содержит ссылку на приложение 6.1 МУ) - л.д. 233 т.7, л.д. 234-237 т.7.
Возможность установления тарифа на коллекторах источника тепловой энергии отражена в подпункте "г" пункта 23 Основ ценообразования, согласно которого тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования, могут быть дифференцированы, в том числе по схеме подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии, к тепловой сети до тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, подключение к магистральным тепловым сетям, подключение к распределительным тепловым сетям, подключение к центральному тепловому пункту, подключение к индивидуальному тепловому пункту).
Кроме того, тариф на коллекторах источника тепловой энергии является одной из составляющих формулы 69 Методических указаний N 760-э (пункт 110 Методических указаний), по которой рассчитывается одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность), отпускаемую от источника тепловой энергии.
Таким образом, расчет тарифов на тепловую энергию на коллекторах источников тепловой энергии ПАО "ТГК-2" произведен Агентством обоснованно в соответствии с разделом XI.I Методических указаний N 760-э и подробно приведен в приложении N 2 к заключению экспертов Агентства от 20 декабря 2016 года.
С учетом вышеизложенного, оснований полагать, что не соблюдены требования законодательства в сфере тарифного регулирования в области теплоснабжения при расчете долгосрочных параметров регулирования деятельности ПАО "ТГК-2" на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Приморский муниципальный район", "Северодвинск" на долгосрочный период 2017-221 годов (приложение N1), а также тарифов, установленных приложениями NN 2, 4 к постановлению Агентства N 66-т/9 от 20 декабря 2016 года, не имеется.
На основании приказа ФАС России от 14 марта 2017 года N 301/17 проведена внеплановая документальная проверка по соблюдению Агентством требований законодательства в области государственного тарифного регулирования в отношении ПАО "ТГК-2".
По результатам проверки вынесено предписание N СП/56752/17 от 17 августа 2017 года, в котором ФАС России указал на допущенные Агентством нарушения норм законодательства в области государственного тарифного регулирования, для устранения которых Агентству предложено пересмотреть НВВ и тарифы, установленные для ПАО "ТГК-2" на 2017 год (л.д. 146-150 т.5).
Перерасчет во исполнение предписания ФАС России изложен в экспертном заключении от 29 сентября 2017 года (л.д. 186-202 т.5) и Агентством принято оспариваемое постановление N 44-т/1 о внесении изменений в постановление Агентства от 20 декабря 2016 года N 66-т/9.
В результате пересчета ранее установленная величина базового уровня операционных расходов ПАО "ТГК-2" на 2017 год 1 113 501, 6 тыс. рублей увеличилась и установлена в новом размере - 1 137 443, 5 тыс. рублей; на 0, 5 % по каждому году на 2018-2020 годы снижен процент уровня нормативной прибыли (л.д.61, 70-73 т.1 и л.д. 197 оборот-201 т.5); начиная с 2018 года, изменилось цифровое значение тарифов для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, установленные приложениями NN 2, 4; тарифы для категорий потребителей "население" и "потребители, приравненные к населению" снизились со второго полугодия 2018 года и до окончания долгосрочного периода регулирования.
Возражений ФАС России по порядку и правильности исполнения предписания не имеется.
Убедительных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого тарифно-балансового решения административными истцами не приведено и в связи с этим судом обоснованно отказано в удовлетворении административного иска.
В ходе судебного разбирательства на основании определения Архангельского областного суда от 14 октября 2021 года проведена судебно-экономическая экспертиза экспертом ООО "Аудит Актив" ФИО1.
Согласно выводов эксперта ФИО1 (л.д.3-86 т.15) оспариваемые долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО "ТГК-2" потребителям, экономически не обоснованы.
Судебная коллегия соглашается с правильностью вывода суда первой инстанции о недостоверности выводов эксперта ФИО1, поскольку исследования эксперта и выводы носят общий характер без указаний на конкретные нарушения в расчетах, допущенные Агентством при определении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на долгосрочный период регулирования. Кроме того, экспертом не учтены особенности тарифного регулирования, а также принципы и методы тарифного регулирования в сфере теплоэнергии, установленные вышеприведенными в апелляционном определении обязательными для исполнения нормами Закона о теплоснабжении, Основами ценообразования и Правилами расчета и установления тарифов.
Так, например, при оценке установленного базового уровня операционных расходов ПАО "ТГК-2" на первый год (2017 год) долгосрочного периода 2017-20221 годы, в качестве ошибки, допущенной Агентством, эксперт ФИО1 указала на отсутствие результатов анализа фактических расходов ПАО "ТГК-2" за 2016 год и контрольных мероприятий. Действительно, пунктом 37 Методических указаний N 760-э установлено, что при расчете базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий. Между тем, экспертом не принято во внимание, что контрольные мероприятия в отношении регулируемой организации не проводились, а потому их результаты не могут учитываться. Кроме того, последним годом предыдущего долгосрочного периода является 2015 год, т.к. на дату принятия оспариваемого тарифно-балансового решения - 20 декабря 2016 года, календарный 2016 год не завершился, следовательно, результаты фактических расходов организации, понесенных в 2016 году учитываются Агентством при установлении тарифов и выполнении корректировок на 2018 год, и не могут учитываться для расчетов на 2017 год, поскольку учет фактических расходов организации за неполный календарный год тарифным регулированием для данной ситуации не предусмотрен. Вывод эксперта о том, что базовый уровень операционных расходов, включенных в НВВ "ПАО "ТГК-2" на 2017 год, определен без дифференциации по системам теплоснабжения, прямо противоречит приведенному в апелляционном определении содержанию заключения экспертов Агентства от 20 декабря 2016 года и приложениям 2, 3, 11 к нему.
С учетом изложенного, исследования и выводы, эксперта ООО "Аудит Актив" ФИО1 не ставят под сомнение правильность методов, примененных Агентством и правильность их расчетов, и не свидетельствуют о незаконности оспариваемых нормативных правовых актов.
В связи с этим, вопреки доводам апелляционных жалоб, решение и дополнительное решение об отказе в удовлетворении административного иска принято судом при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и правильном применении норм материального права. Выводы суда первой инстанции полностью согласуются с решением Архангельского областного суда от 26 февраля 2021 года по делу N 3а-2/2021, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17 июня 2021 года N 66а-613/2021 от 17 июня 2021 года и кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2022 года по делу N 88а-10360/2022. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, также не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Архангельского областного суда от 30 сентября 2022 года и дополнительное решение Архангельского областного суда от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий: Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 мая 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.