Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Южно-Сахалинска Чаленко С.В. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 21 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 24 ноября 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Южно-Сахалинска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Южно-Сахалинска, Департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Южно-Сахалинска об оспаривании бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, полагавшую принятые по делу судебные акты оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Южно-Сахалинска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Южно-Сахалинска, Департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Южно-Сахалинска, в котором с учетом последующего уточнения заявленных требований просил признать незаконным бездействие по невключению автомобильных дорог по улицам Н.П. Салтука и им. Академика А.П. Окладникова в с. Березняки муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденного постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 9 ноября 2021 года N 2865-па, непринятию мер по разработке проекта организации дорожного движения и технических паспортов на указанные автомобильные дороги, возложить обязанность включить автомобильные дороги по улицам Н.П. Салтука и им. Академика А.П. Окладникова в с. Березняки муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденный постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 9 ноября 2021 года N 2865-па, в течение в двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; разработать проект организации дорожного движения и технические паспорта на автомобильные дороги по улицам Н.П. Салтука и им. Академика А.П. Окладникова в с. Березняки муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемое бездействие административных ответчиков является незаконным, дорожное движение по указанным дорогам не отвечает требованиям безопасности, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 21 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 24 ноября 2022 года, административные исковые требования прокурора г..Южно-Сахалинска удовлетворены частично, признано незаконным бездействие администрации г..Южно-Сахалинска и Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г..Южно-Сахалинска в части не включения автомобильных дорог по улице Н.П. Салтука и улице им. Академика А.П. Окладникова в с. Березняки муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", утвержденный постановлением администрации г..Южно-Сахалинска от 9 ноября 2021 года N 2865-па, непринятия мер по разработке проекта дорожного движения и технических паспортов на вышеуказанные автомобильные дороги, на администрацию г..Южно-Сахалинска возложена обязанность включить автомобильные дороги по улице Н.П. Салтука и улице им. Академика А.П. Окладникова в с. Березняки муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", утвержденный постановлением администрации г..Южно-Сахалинска от 9 ноября 2021 года N 2865-па, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации г..Южно-Сахалинска возложена обязанность разработать проекты организации дорожного движения и технические паспорта на автомобильные дороги по улице Н.П. Салтука и улице им. Академика А.П. Окладникова в с.
Березняки муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.
13 февраля 2023 года представителем административного ответчика Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Южно-Сахалинска Чаленко С.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 27 февраля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы представитель административного ответчика ссылается на отсутствие оспариваемого прокурором бездействия, поскольку улицы Н.П. Салтука и им. Академика А.П. Окладникова в с. Березняки обустроены как временные подъездные пути к земельным участкам, выделенным семьям, имеющих трех и более детей, для строительства индивидуальных жилых домов. Данные подъездные пути не являются объектами капитального строительства, не прошли стадию проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, не введены в эксплуатацию, права на них не зарегистрированы, поэтому не являются автомобильными дорогами и не подлежат включению в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Административные ответчики о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений допущено не было, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену вынесенных по делу законных и обоснованных судебных актов.
Разрешая административный спор, Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда, проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и установив, что расположенные на территории городского округа автомобильные дороги по улицам Н.П. Салтука и им. Академика А.П. Окладникова в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденный постановлением администрации г..Южно-Сахалинска от 9 ноября 2021 года N 2865-па, не включены, в реестре муниципального имущества городского округа "Город Южно-Сахалинск" сведения о данных улицах отсутствуют, проекты организации дорожного движения и технические паспорта, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения, на указанные дороги не изготовлены, при этом для строительства дорог по улицам Н.П. Салтука и им. Академика А.П. Окладникова в соответствии с проектом планировки и межевания с.
Березняки городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденным постановлением администрации г..Южно-Сахалинска от 11 марта 2015 года N 552-па, образованы земельные участки с кадастровыми номерами N и N, пришли к выводу о наличии незаконного бездействия администрации г..Южно-Сахалинска и Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г..Южно-Сахалинска, выразившегося в невключении спорных автомобильных дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, непринятии мер по разработке проекта дорожного движения и технических паспортов на автомобильные дороги, и необходимости возложения на административных ответчиков обязанностей по устранению допущенных нарушений.
Оснований не согласиться с данными выводами судов нижестоящих инстанций не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Южно-Сахалинска о том, что улицы Н.П. Салтука и им. Академика А.П. Окладникова в с. Березняки городского округа "Город Южно-Сахалинск" обустроены как временные подъездные пути, не являются объектами капитального строительства, построенными и введенным в эксплуатацию в установленном законом порядке, и требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам, не отвечают, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 названного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Частью 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа отнесены автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу пункта 6 части 1 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации улицы и проезды отнесены к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
В пункте 3.37 Свода правил "СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года N 1034/пр, приведено понятие улично-дорожной сети - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий, предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Разрешая заявленные требования, суды установили, что улицы Н.П. Салтука и им. Академика А.П. Окладникова образованы в соответствии с документами территориального планирования с. Березняки городского округа "Город Южно-Сахалинск", автомобильные дороги по данным улицам построены и фактически введены в эксплуатацию, следовательно, орган местного самоуправления в лице исполнительно-распорядительного органа муниципального образования независимо от того, что автомобильные дороги были введены в эксплуатацию без надлежащего оформления, обязан осуществлять дорожную деятельность в отношении дорог по указанным улицам, в том числе обеспечивать их содержание и безопасную эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства и технических регламентов.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, поэтому оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 21 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Южно-Сахалинска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.