6 апреля 2023 года г.Владивосток
Девятый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Бузьской Е.В, рассмотрев в соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Приморский центр занятости населения" на решение мирового судьи судебного участка N 100 Фрунзенского судебного района г. Владивостока от 14 июня 2022 года и апелляционное определение Фрунзенского районного суда от 10 ноября 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению КГКУ "Приморский центр занятости населения" к Иванцовой Инне Анатольевне о взыскании незаконно полученного пособия по безработице
установил:
КГКУ "Приморский центр занятости населения" обратилось в суд с иском к Иванцовой И.А. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице.
В обоснование требований указано, что Иванцова И.А. при обращении в КГКУ "Приморский центр занятости населения" посредством заполнения заявления о предоставлении ей государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", указала в разделе "Адрес места жительства": "адрес".
21 января 2021 года Иванцова И.А. была признана безработной.
При посещении Иванцовой И.А. Центра занятости населения, при предъявлении ею паспорта выявлено, что у Иванцовой И.А. отсутствует наличие регистрации по месту пребывания в г. Владивостоке.
Поскольку Иванцова И.А. представила недостоверные данные при заполнении блока "адрес места жительства" при подаче заявления на портале "Работа в России", в силу действующего законодательства у нее отсутствовали правовые основания для приобретения статуса безработной и назначения пособия по безработице, то КГКУ "Приморский центр занятости населения" просил суд взыскать с Иванцовой И.А. сумму выплаченного пособия по безработице в размере 28 172 рублей 90 копеек.
Решением мирового судьи судебного участка N 100 Фрунзенского судебного района г. Владивостока от 14 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Фрунзенского районного суда от 10 ноября 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе КГКУ "Приморский центр занятости населения" просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить как несоответствующие нормам материального права. Полагает, что право на получение пособия по безработице возникает у безработного только при наличии регистрации по месту жительства. Считает, что ответчик действовал недобросовестно, поскольку при обращении в КГКУ "Приморский центр занятости населения" указал неверные сведения при заполнении блока "адрес места жительства".
В установленный срок возражения на кассационную жалобу не поступили.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Девятый кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
Согласно части 2 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается пособие по безработице (часть 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера регламентированы статьей 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11 января 2021 года Иванцова И.А. обратилась в КГКУ "Приморский центр занятости населения" через портал "Работа в России" с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
В данном заявлении в графе "адрес места жительства" ответчик указал адрес: "адрес".
На основании приказа N 021Д1613/2105 от 21 января 2021 года Иванцова И.А. признана безработным; Иванцовой И.А. назначено пособие по безработице сроком на 6 месяцев с 12 января 2021 года по 11 июля 2021 года, размер пособия по безработице в установленный период: 14 556 рублей с 12 января 2021 года по 11 апреля 2021 года, 6000 рублей с 12 апреля 2021 года по 11 июля 2021 года.
При личном обращении Иванцовой И.А. Центра занятости населения 8 апреля 2021 года установлен факт отсутствия у Иванцовой И.А. регистрации по месту жительства в г. Владивостоке и наличие регистрации по месту пребывания в г. Владивостоке
Приказом Центра занятости от 8 апреля 2021 года Иванцова И.А. снята с учета в качестве безработного в связи с получением пособия обманным путем.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья руководствовался положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса РФ, Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), правовой позицией Конституционного Суда РФ, содержащейся в определении от 21 ноября 2014 года N 1868-О, исходил из того, что регистрация не входит в понятие места жительства и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления фактического места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Соглашаясь с вышеуказанными выводами, суд апелляционной инстанции указал, что отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием для получения мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации его права на защиту от безработицы, при том условии, что в действиях такого гражданина не содержится признаков злоупотребления правом.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Статьей 1102 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Из материалов дела следует, что при обращении в КГКУ "Приморский центр занятости населения" Иванцова И.А. сообщила сведения о наличии у нее регистрации по месту пребывания на территории г. Владивостока, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания считать ее действия недобросовестными.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 05.10.2000 N 199-О, от 06.02.2003 N 105-О указал, что введение требования регистрации безработных граждан по месту жительства не означает, что учет безработных возможен только при наличии у гражданина регистрации по месту жительства. Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, необязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. При этом административный акт является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт проживания гражданина в определенном месте.
Защита граждан от безработицы является одним из направлений государственной политики в сфере занятости населения. Названная цель реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на нейтрализацию негативных и нежелательных последствий, связанных с утратой гражданами работы, и социальную поддержку граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода). К числу таких мер относится пособие по безработице, которое выплачивается гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными. При этом безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости населения при представлении таким гражданином ряда документов, в связи с чем, факт постоянного проживания на территории г. Владивостока подлежал проверке Учреждением до принятия решения о назначении и выплате пособия по безработице.
Доказательств умышленных действий ответчика, его недобросовестности, направленных на незаконное получение пособия по безработице не представлено.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильным выводам о том, что указанные истцом в обоснование иска обстоятельства не свидетельствуют о возможности квалификации полученного ответчиком пособия по безработице в качестве неосновательного обогащения.
В целом доводы кассационной жалобы истца повторяют его позицию по делу и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 100 Фрунзенского судебного района г. Владивостока от 14 июня 2022 года и апелляционное определение Фрунзенского районного суда от 10 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Приморский центр занятости населения"- без удовлетворения.
Судья Е.В. Бузьская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.