Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Калиниченко Т.В, судей Бузьской Е.В, Медведевой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Александровск-Сахалинского городского прокурора действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1 и его законного представителя ФИО9 к Государственному учреждению - Сахалинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить средствами для реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 29 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 15 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, объяснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, полагавшего судебные постановления не подлежащими отмене, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности Александровск-Сахалинского городского прокурора, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1 и его законного представителя ФИО2, обратился в суд с иском о возложении обязанности обеспечить средствами для реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что ФИО1, 2008 года рождения, является ребенком-инвалидом. Индивидуальной программой реабилитации ФИО1 от 9 декабря 2021 года N 654.7.65/2021/И2, разработанной на срок до 2 января 2026 года, предусмотрены технические средства реабилитации с указанием определенных параметров: головодержатель жесткой фиксации, реклинатор-корректор осанки, ходунки с дополнительной фиксацией (поддержкой тела, в том числе для больных детским церебральным параличом (ДЦП).
18 февраля 2021 года и 1 сентября 2021 года законный представитель несовершеннолетнего ФИО2 обращалась в Отделение с заявлением на обеспечение ребенка вышеназванными техническими средствами реабилитации. Из ответа ГУ СРО ФСС Российской Федерации от 14 января 2022 года следует, что ФИО1 будет обеспечен необходимыми техническими средствами реабилитации в пределах текущей потребности до конца 2022 года после поступлений изделий в регион.
Поскольку ФИО1 указанными выше средствами реабилитации в настоящее время не обеспечен, и.о. Александровск-Сахалинского городского прокурора просил суд обязать ответчика предоставить ФИО1 в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 9 декабря 2021 года 102.7.65/2021/И1 (2)/И2 и заявлениями от 18 февраля 2021 года, 13 августа 2021 года, 1 сентября 2021 года: головодержатель жесткой фиксации, реклинатор-корректор осанки, ходунки с дополнительной фиксацией (поддержкой тела, в том числе для больных детским церебральным параличом (ДЦП); взыскать с ответчика в пользу ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 29 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 15 декабря 2022 года, исковые требования удовлетворены. На Государственное учреждение - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования возложена обязанность обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации: головодержателем жесткой фиксации, реклинатором-корректором осанки, ходунками с дополнительной фиксацией (поддержки тела, в том числе для больных детским церебральным параличом (ДЦП) в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу. С ГУ СРО ФСС в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей.
С 1 января 2023 года на основании Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" Государственное учреждение - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ реорганизовано путем присоединения к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Сахалинской области.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Сахалинской области просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить. Указывает, что обеспечение техническими средствами реабилитации выполняется в порядке очередности, заключение государственных контрактов на изготовление либо получение технических средств реабилитации осуществляется по мере поступления бюджетного финансирования. Полагает, что основания для компенсации морального вреда истцу отсутствуют, поскольку нормативно-правовыми актами в области социальной защиты инвалидов не предусмотрена возможность взыскания с фонда социального страхования компенсации морального вреда за нарушение порядка действий в области обеспечения инвалидов средствами реабилитации.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами при рассмотрении дела не допущены.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме, зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту Правила) в пункте 2 которых предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Как установлено судами, ФИО1, 2008 года рождения, является ребенком-инвалидом, и относится к категории лиц, имеющих право на меры социальной защиты и поддержки, предусмотренные положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида N 102.7.65/2021/И1 (2)/И2 от 9 декабря 2021 года, разработанной в срок до 2 января 2026 года, предусмотрено обеспечение ФИО1 техническими средствами реабилитации, в том числе: головодержателем жесткой фиксации, реклинатором-корректором осанки, ходунками с дополнительной фиксацией (поддержкой тела, в том числе для больных детским церебральным параличом (ДЦП).
18 февраля 2021 года и 1 сентября 2021 года ФИО2 ответчику подано заявление на обеспечение ФИО1 техническими средствами реабилитации.
Из сообщения Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 14 января 2022 года N 10-11/651 1-82 следует, что инвалид ФИО1 будет обеспечен необходимыми техническими средствами реабилитации в пределах текущей потребности до конца 2022 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-3 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства от 7 апреля 2008 года N 240, с учетом того, что ФИО1, является ребенком-инвалидом, его законный представитель ФИО2 обращалась 18 февраля 2021 года и 1 сентября 2021 года к ответчику, но до настоящего времени ФИО1 не обеспечен техническими средствами реабилитации, пришел к выводу о нарушении прав несовершеннолетнего на своевременное получение технических средств реабилитации, и об удовлетворении требований прокурора о возложении на ответчика обязанности обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а так же о наличии правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы ответчика об очередности предоставления инвалидам средств реабилитации, поскольку реализация права на обеспечение техническими средствами реабилитации не ставится в зависимость от наличия или отсутствия очередности других граждан льготной категории и при возникновении у инвалида права на получение технических средств реабилитации, таковые средства подлежат предоставлению незамедлительно, поскольку являются средством ежедневного жизнеобеспечения инвалида.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций верными.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену принятых по делу судебных постановлений, так как они основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, что не может служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы о необходимости соблюдения очередности обеспечения ФИО1 техническими средствами реабилитации основанием к отмене судебных постановлений по делу служить не могут.
Как усматривается из дела, законный представитель ФИО2 дважды, 18 февраля 2021 года и 1 сентября 2021 года обращалась с соответствующими заявлениями, при этом, по состоянию на 4 мая 2022 года (дата подачи иска в суд), т.е. в течение более года, ребенок-инвалид не был обеспечен техническими средствами реабилитации, ответчиком не представлены доказательства заключения государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием), что подтверждает выводы судов о длительном нарушении установленного законом срока обеспечения (пункт 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240), и обоснованное удовлетворение судом требований прокурора в защиту интересов инвалида.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности
Исходя из предназначения социального государства, каковым является Российская Федерация, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора в интересах ФИО1 о компенсации морального вреда, суды, правильно применив материальный закон, пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для взыскания в пользу ФИО1 компенсации морального вреда, поскольку право определенных категорий граждан - инвалидов на такую меру социальной поддержки, как обеспечение техническими средствами реабилитации, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Размер компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей определен судами с учетом длительности нарушения права, индивидуальных особенностей истца, а также разумности и справедливости.
Судебная коллегия кассационного суда полагает, что в данной части судебные постановления соответствуют закону.
Каких-либо иных доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, настоящая кассационная жалоба не содержит.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушений материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 29 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 15 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.