Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Наконечной Е.В, судей Бузьской Е.В, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усова Олега Васильевича к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Хабаровского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте на дополнительное решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 17 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, объяснения представителя Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу, Хабаровского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте Шаповаловой О.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Усов О.В. обратился в суд с иском к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее - УТ МВД России по ДФО) о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что с 18 марта 2019 года Усов О.В. был принят на работу в УТ МВД России по ДФО (Хабаровское ЛУ МВД России на транспорте) в должности полицейского отделения (комендантского) по охране объектов ОВД Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте. С 22 декабря 2021 года был уволен с органов внутренних дел по собственному желанию в связи с выслугой, дающей право на получение пенсии.
На момент увольнения, согласно табелю учета служебного времени, количество подлежащих компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени составило 409 часов, которые ответчик не оплатил. На момент обращения за компенсацией истец был уволен из органов внутренних дел, в связи с чем, дни отдыха предоставлены быть не могут, поэтому истец имеет право на получение денежной компенсации.
Кроме того, 17 января 2021 года истцом было подано заявление о назначении ему пенсии в установленном порядке. До настоящего времени пенсия истцу не назначена, документы в пенсионные органы не поданы.
Усов О.В. просил суд обязать УТ МВД России по ДФО компенсировать 409 часов за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, компенсировать моральный вред в размере 30 000 рублей.
Определением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 12 мая 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Хабаровское линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее - Хабаровское ЛУ МВД России на транспорте).
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 26 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований Усова О.В. к УТ МВД России по ДФО отказано.
Дополнительным решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 17 октября 2022 года частично удовлетворены исковые требования Усова О.В. о взыскании компенсации морального вреда в связи с нарушением пенсионных прав, с УТ МВД России по ДФО в пользу Усова О.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 15 000 рублей. В остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 января 2023 года решение суда первой инстанции и дополнительное решение оставлены без изменения.
В кассационной жалобе Хабаровское ЛУ МВД России на транспорте настаивает на отмене дополнительного решения суда первой инстанции и апелляционного определения в части взыскания компенсации морального вреда, полагает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что по состоянию на 18 марта 2019 года Усову О.В. была установлена процентная надбавка за выслугу лет 12 лет 4 месяца 22 дня, тогда как фактически на 18 марта 2019 года выслуга лет Усова О.В. составляла 9 лет 11 месяцев 25 дней, в связи с чем на момент увольнения Усова О.В. сумма переплаты надбавки за стаж службы составила 5 609 рублей 98 копеек. Также полагает, что нарушений прав Усова О.В. не последовало, поскольку пенсия Усову О.В. выплачена с даты увольнения, а не со дня подачи документов в пенсионный фонд.
В письменных возражениях Усов О.В. полагал доводы кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Усов О.В. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений допущены не были.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Усов О.В. на основании приказа Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте от 20 марта 2019 года N76 л/с с 18 марта 2019 года проходил службу в должности полицейского (водителя) отделения (комендантского) по охране объектов ОВД Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте. Согласно приказу Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте от 31 августа 2020 года N 229 л/с истец с 22 августа 2020 года назначен на должность оперативного дежурного дежурной части Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте.
Приказом Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте от 24 ноября 2021 года N 298 л/с контракт с Усовым О.В. расторгнут и он уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 22 декабря 2021 года (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Согласно табелям учета служебного времени за 2019 год Усовым О.В. в 2019 году отработано сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 230 часов. Приказом Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте от 25 июля 2020 года N207 л/с Усову О.В. за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени предоставлены дополнительные дни отдыха с 20.07.2019г. по 26.07.2019г. (т.е. компенсировано 56 часов).
Согласно табелям учета служебного времени за 2020 год Усовым О.В. в 2020 году отработано сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 322 часа, из которых приказом Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте от 9 июля 2020 года N238 Усову О.В. за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за 2020 год выплачена денежная компенсация за 15 дней (120 часов).
Согласно табелям учета служебного времени за 2021 год Усовым О.В. в 2021 году отработано сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 153 часа, из которых приказом Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте от 16 июля 2021 года N 227 Усову О.В. за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за 2021 год выплачена денежная компенсация за 15 дней (120 часов).
17 января 2022 года Усовым О.В. подано заявление о назначении пенсии в ОРЛС Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте с предоставлением необходимых документов.
20 января 2022 года ОПО ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю выявлена ошибка в денежном аттестате, подготовленном ЦФО УТ МВД России по ДФО, в связи с чем, документы истца не были приняты, о чем 31 января 2022 года было сообщено Усову О.В..
Недостатки в документах исправлены 15 марта 2022 года, Усов О.В. ознакомлен 16 марта 2022 года с денежным аттестатом, 16 марта 2022 года документы для назначения Усову О.В. пенсии вновь сданы в ОПО ЦФО УМВД Росси по Хабаровскому краю.
Согласно информации ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю от 14 апреля 2022 года в ПАО Сбербанк 22 марта 2022 года направлено указание о выплате пенсии Усову О.В. с 23 декабря 2021 года. Согласно справке ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю от 15 апреля 2022 года размер ежемесячных денежных начислений пенсии с 1 апреля 2022 года составляет 18 477, 42 рублей.
После увольнения, 11 марта 2022 года Усов О.В. обратился в УТ МВД России по ДФО с заявлением о компенсации 409 часов за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, а также о длительном неназнечении пенсии по поданному 17 января 2022 года заявлению в нарушение приказа МВД России от 9 января 2018 года N7.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований в части взыскания компенсации 409 часов за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N50, Приказом МВД России от 31 марта 2021 года N181 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", исходил из того, что сотруднику органов внутренних дел за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени предоставляются по его рапорту в установленном порядке компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности, которые по просьбе сотрудника могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску или выплачена денежная компенсация за количество дней в текущем году, не превышающих установленной трудовым законодательством РФ продолжительности сверхурочной работы за год, т.е. в пределах 120 часов в год, в одностороннем порядке (без рапорта сотрудника) эти компенсации не предоставляются. Суд пришел к выводу, что до момента увольнения со службы правом на получение этих компенсаций с подачей соответствующего рапорта истец не воспользовался, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части не имеется.
Частично удовлетворяя исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса РФ, исходил из того, что пенсия истцу назначена несвоевременно вследствие нарушения кадровым подразделением требований Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению, устанавливающей обязанность по передаче документов в пенсионный орган не позднее 10 дней со дня подачи сотрудником заявления о назначении пенсии.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия признала вышеуказанные выводы законными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным согласиться с принятыми судами первой и апелляционной инстанции судебными постановлениями в части удовлетворения исковых требований Усова О.В. о компенсации морального вреда.
Статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой судебных приставов, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Организация работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, регламентирована Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 года N 7 "Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России".
В силу пункта 3 Инструкции пенсионное обеспечение пенсионеров МВД России в системе МВД России осуществляется отделом пенсионного обеспечения пенсионеров центрального аппарата Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации, центрами пенсионного обслуживания, отделами (отделениями, группами) пенсионного обслуживания центров финансового обеспечения территориальных органов МВД России на региональном уровне во взаимодействии с кадровыми, финансовыми, медицинскими, правовыми подразделениями системы МВД России.
Работа по пенсионному обеспечению включает в себя своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию ее выплаты пенсионерам и их семьям (пункт 4.1. Инструкции).
Согласно пункту 5 Инструкции документы для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемым со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы.
Кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись (пункт 6 Инструкции).
Документы о назначении пенсии представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня подачи сотрудником либо членом семьи погибшего (умершего) сотрудника заявления о назначении пенсии (пункт 12 Инструкции).
Истец обратился с заявлением о назначении пенсии 17 января 2022 года, вследствие длительного исправления недостатков и оформления надлежащих документов, необходимых для назначения истцу пенсии надлежащий пакет документов для назначении пенсии истцу передан в пенсионный орган УМВД России по Хабаровскому краю по вине ответчика со значительным нарушением установленного десятидневного срока - 16 марта 2022 года, указание о выплате пенсии Усову О.В. направлено 22 марта 2022 года.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что обстоятельства, которые не позволяли своевременно назначить истцу пенсию, не зависели непосредственно от самого Усова О.В, пенсия за выслугу лет не была получена истцом своевременно по вине ответчика. Ответчик располагал необходимой информацией и полномочиями для проверки и определения продолжительности выслуги лет для назначения пенсии Усову О.В. на момент его увольнения и имел возможность своевременно произвести расчет стажа службы истца необходимого для назначения ему пенсии по выслуге лет.
Указанные выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального закона, регулирующим спорные отношения сторон.
Доводы кассационной жалобы Хабаровского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о том, что трудовые и пенсионные права истца не нарушены, поскольку пенсия назначена Усову О.В. с даты возникновения на нее права, т.е. с 23 декабря 2021 года, повторяют доводы апелляционной жалобы, и позицию истца при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции. Указанным доводам судом апелляционной инстанции дана правовая оценка, они мотивированно отклонены.
Суд апелляционной инстанции указал, что последовавшее назначение пенсии не устраняет факт длительного нарушения срока передачи документов в пенсионный орган по вине ответчика, обязанного оформить необходимые документы и осуществить их передачу в 10-дневный срок, что безусловно повлекло задержку в назначении пенсии и, соответственно, несвоевременность получения истцом социально-значимых для него выплат и причинение ему этим морального вреда. Размер компенсации морального вреда определен с учетом степени вины ответчика, периода нарушения, соразмерен характеру физических и нравственных страданий, которые претерпел истец вследствие нарушения его прав ответчиком, соответствует принципу разумности и справедливости. Оснований для изменения размера компенсации морального вреда по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не усмотрела.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Поскольку нарушений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
дополнительное решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 17 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хабаровского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.