Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Калиниченко Т.В, судей Бузьской Е.В, Медведевой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демиденко Сергея Николаевича к министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании решения незаконным, признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, встречному иску министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области к Демиденко Сергею Николаевичу о признании обязательства исполненным, возложении обязанности принять в собственность жилое помещение, по кассационной жалобе министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 27 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 8 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, судебная коллегия
установила:
Демиденко С.Н. обратился в суд с иском к министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании решения незаконным, признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование требований указано, что Демиденко С.Н. состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета, как бывший военнослужащий, уволенный до 1 января 2005 года.
Решением заседания комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, оформленным протоколом от 15 марта 2022 года N 8, истцу в удовлетворении заявления о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения отказано на том основании, что при постановке на учет Демиденко С.Н. указал единственный способ реализации его права путем предоставления жилого помещения в собственность.
Полагая, что положения действующего законодательства не содержат запрета на изменение способа обеспечения жилым помещением, Демиденко С.Н. с учетом уточнений просил суд признать незаконным решение комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, оформленного протоколом от 15 марта 2022 года N 8; признать право истца на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в порядке реализации мероприятий Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих".
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области обратилось в суд со встречным иском к Демиденко С.Н. о признании обязательства исполненным, возложении обязанности принять в собственность жилое помещение.
В обоснование заявленных требований министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области указало, что Демиденко С.Н. выбран способ реализации права путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно. Для Демиденко С.Н. приобретена трехкомнатная благоустроенная квартира общей площадью 72, 7 кв.м, расположенная по адресу: "адрес" которая соответствует санитарным и техническим нормам, однако Демиденко С.Н. отказался от принятия данной квартиры.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 27 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 8 февраля 2023 года, исковые требования Демиденко С.Н. удовлетворены частично.
Решение заседания Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, оформленное протоколом от 15 марта 2022 года N8, признано незаконным. На министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Демиденко С.Н. о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В удовлетворении встречного искового заявления министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области отказано.
В кассационной жалобе министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить как несоответствующие закону. Указывает, что до 28 февраля 2022 года Демиденко С.Н. выражал волю на реализацию его жилищных прав только путем предоставления жилого помещения в собственность. Полагает, что после приобретения квартиры для реализации жилищных прав истца не допускается замена способа реализации жилищных прав, поскольку волеизъявление лица, состоящего на учете, исполнено в установленном законом порядке.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам части 1 статьи 379.6 ГПК Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Демиденко С.Н. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 10 декабря 1997 года, уволен в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, общая продолжительность военной службы составляет 14 лет 04 месяца 04 дня.
Постановлением мэра г. Благовещенска от 20 апреля 1998 года N 1026 Демиденко С.Н. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства.
17 февраля 2017 года Демиденко С.Н. в администрацию г. Благовещенска подано заявление о реализации его жилищных прав путем предоставления жилого помещения бесплатно на территории г. Благовещенска с составом семьи 4 человека (Демиденко С.Н, супруга ФИО5, дети ФИО6, ФИО7).
В целях обеспечения жильем, для Демиденко С.Н. министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области приобретена трехкомнатная квартира по адресу: "адрес" (площадью 72, 7 кв.м.), от принятия которой Демиденко С.Н. 4 октября 2018 года отказался по причине отсутствия в данном районе социальной инфраструктуры.
Распоряжением Правительства Амурской области от 20 ноября 2018 года N 167-р признанно утратившим силу распоряжение Правительства Амурской области от 25 сентября 2018 года N 135-р "О предоставлении жилого помещения в собственность гражданина".
Демиденко С.Н. обратился в министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области с заявлением об изменении способа обеспечения жильем на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 15 марта 2022 года N 8 Демиденко С.Н. отказано в выдаче единовременной денежной выплаты в связи с отказом Демиденко С.Н. ранее от реализации жилищных прав путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив фактические обстоятельства дела и доказательства в их совокупности, руководствовался положениями Федерального Закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", исходил из того, что оспариваемое решение об отказе Демиденко С.Н. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья было мотивировано отказом Демиденко С.Н. от предложенного жилого помещения, тогда как после 20 ноября 2018 года решений о предоставлении Демиденко С.Н. жилого помещения не принималось, распоряжение от 25 сентября 2018 года N 135-р о предоставлении жилого помещения признано утратившим силу, установив, что обязательство по обеспечению Демиденко С.Н. жилым помещением не исполнено, а изменение способа обеспечения жилым помещением не противоречит действующему законодательству, суд пришел к выводу о признании незаконным протокола N 8 заседания Комиссии от 15 марта 2022 года.
Разрешая требования о признании права на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление соответствующей выплаты, суд указал, что действующим законодательством установлен порядок оказания государственной поддержки гражданам, тогда как сведений о соблюдении процедуры материалы дела не содержат, суд в качестве способа защиты права истца обязал ответчика повторно рассмотреть заявление Демиденко С.Н..
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции указал, что факт исполнения ответчиком обязательства по передаче Демиденко С.Н. в собственность бесплатно жилого помещения не установлен, приобретенное жилое помещение является невостребованным, оснований для возложения на Демиденко С.Н.обязанности принять в собственность жилое помещение не имеется.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия признала вышеуказанные выводы законными и обоснованными, указав, что решение уполномоченного органа о предоставлении военнослужащему и членам его семьи жилого помещения в собственность бесплатно является актом, из которого возникают в соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности, а факт приема-передачи жилого помещения фиксируется в установленной форме. Поскольку Демиденко С.Н. спорную квартиру по акту приема-передачи не принимал, следовательно, не приобрел жилищные права и обязанности, то министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области не исполнило имевшееся обязательство.
Суд апелляционной инстанции указал, что право выбора военнослужащим формы жилищного обеспечения сохраняется до фактического исполнения уполномоченным органом возложенной на него законом обязанности по обеспечению военнослужащего жильем. Жилищная субсидия предоставляется тем военнослужащим, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях и отказались от предложенного жилого помещения, которое фактически ими получено не было, либо изменили ранее избранное место жительства.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нормам права подлежащим применению к спорным правоотношениям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона (абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15).
Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ был расширен перечень жилищных гарантий, предоставляемых гражданам, уволенным с военной службы по определенным основаниям и имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при условии принятия их до 1 января 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 1).
Согласно пункту 2.1 статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (далее - Федеральный закон от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления; жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (п. 1); Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2).
Таким образом, по смыслу Закона исполнением государством обязанности по жилищному обеспечению военнослужащего является либо предоставление ему в собственность или в постоянное пользование на условиях договора социального найма жилого помещения, либо выделение ему жилищной субсидии, на которую он вправе приобрести себе в собственность жилое помещение.
Установив, что в отношении Демиденко С.Н. условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих, не наступили, в связи с чем, до возникновения указанных обстоятельств он сохраняет возможность выбора иного способа реализации своих жилищных прав, предусмотренного статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", решение уполномоченного органа направленное на ограничение военнослужащего в реализации волеизъявления, выраженного до выполнения государственного обязательства по обеспечению его жильем, расценено судами как не основаны на законе.
Судом апелляционной инстанции обосновано, со ссылкой на положения пункта 19 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указано, на возможность предоставления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищной субсидии в связи с добровольным отказом военнослужащих от предложенного им жилого помещения, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Как неоднократно указывал в своих Определениях Конституционный Суд Российской Федерации, указанные положения уточняют правовые последствия, возникающие в связи с добровольным отказом военнослужащих от предложенного им жилого помещения, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе предусмотренным частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам в границах соответствующего населенного пункта, эта норма направлена на устранение правовой неопределенности жилищных прав военнослужащих и каких-либо прав граждан не нарушает (определения от 26 мая 2016 года N 1039-О, от 29 мая 2018 года N 1236-О и от 24 октября 2019 года N 2816-О).
С учетом характера спорных правоотношений, правильного применения приведенных в решении и апелляционном определении норм материального права, при установлении на основании представленных сторонами спора в материалы дела доказательств по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, факта реализации истцом в период прохождения военной службы права на обеспечение жилым помещением, постановки его на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением до 1 января 2005 года, и поскольку истец добровольно отказался от предложенного ему жилого помещения, он не лишается права на предоставление жилищной субсидии, а потому решение ответчика об отказе в выдаче единовременной денежной выплаты со ссылкой на отказ истца от реализации жилищных прав путем предоставления жилого помещения в собственность правомерно расценено судами, как незаконное.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал мотивы, по которым отклонил доводы апелляционной жалобы заявителя, что соответствует требованиям части 3 статьи 329 ГПК Российской Федерации.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 27 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 8 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.