Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Калиниченко Т.В, Бузьской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карчевской Н.Г. на решение Ленинского районного суда г.Владивостока от 11.08.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22.11.2022 по делу по иску Карчевской Н.Г. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю о возложении обязанности, взыскании недоплаченной части пенсии.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А, объяснения Карчевской Н.Г,
УСТАНОВИЛА:
истец, обратившись в суд, указала, что 23.11.2019 направила в управление пенсионного фонда по Ленинскому району заявление о перерасчете пенсии, представив справки о стаже работы в районах Крайнего Севера. После перерасчета ей установлена надбавка к уже назначенной пенсии в размере 1 199, 55 рублей.
Однако при перерасчете стажа ответчик использовал коэффициент 1.2, который подлежит применению в случаях работы в обычных климатических условиях, учел стаж работы до 2002 года - 8 лет 1 месяц 18 дней, с чем она не согласна, ссылаясь на нарушение ответчиком положений действующего законодательства.
Указала, что в период с января 1982 года по октябрь 1990 года проживала и работала в поселке "адрес" Чукотского автономного округа Магаданской области. На основании Постановления Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029 вся территория Чукотского автономного округа относится к района Крайнего Севера, где установлен районный коэффициент 2, следовательно, при перерасчете пенсии должен быть применен коэффициент, ограниченный показателем 1.9 (при работе в районах Крайнего Севера), а не 1.2 (при работе в районах с обычными климатическими условиями).
В соответствии с положениями Федерального закона N173-ФЗ периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 в районах Крайнего Севера включаются в страховой стаж в полуторном размере, в связи с чем страховой стаж до 2002 года составил 12 лет 2 месяца 12 дней (146, 4 месяца), а не 8 лет 1 месяц 18 дней.
В связи с неправильным определением общего стажа до 2002 года расчет пенсионного капитала, процента валоризации, ИПК за период работы до 01.01.2015, размер страховой пенсии на дату перерасчета 01.04.2019, ответчиком определены неверно.
В результате перерасчета на 01.04.2019 с учетом фиксированной выплаты в размере 5 334, 19 рублей и страховой пенсии в размере 8 709, 17 рублей размер ее пенсии составил 14 043, 36 рублей.
Просила обязать отделение пенсионного фонда выплачивать ей пенсию с учетом всех индексаций, которая на 01.01.2022 составила 17 281, 91 рублей, с учетом северного стажа, коэффициента работы в условиях Крайнего Севера и индексации за 2020-2022 годы, выплатить ей недоплаченную часть пенсии в размере 188 423, 02 рублей за период с 01.04.2019 по 28.02.2022.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 11.08.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22.11.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Карчевская Н.Г. просит отменить оспариваемые судебные акты, считая их незаконными.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, сторона извещена надлежаще. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив оспариваемые судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
С 01.01.2015 страховые пенсии назначаются, пересчитываются и выплачиваются в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 4 статьи 36 указанного Федерального закона федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно положениям части 1 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При рассмотрении дела судами установлено, что Карчевская Н.Г. является получателем страховой пенсии по старости с 21.02.2017, которая назначена на основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
01.12.2018 произведен перерасчет страховой пенсии в связи с предоставлением сведений о работе в районах Крайнего Севера. Продолжительность страхового стажа (для права на пенсию) определена как 20 лет 3 месяца 4 дня (период работы в районах Крайнего Севера учтен как год за 1, 5). Продолжительность общего трудового стажа до 01.01.2002 (для расчета пенсии) установлена как 8 лет 1 месяц 18 дней.
Обращаясь в суд, Карчевская Н.Г. ссылалась на то, что расчет стажа до 01.01.2002 произведен ответчиком с нарушением пенсионного законодательства.
В период с января 1982 года по октябрь 1990 года она проживала и работала в поселке "адрес" Чукотского автономного округа. Несмотря на данное обстоятельство, при расчете пенсии пенсионным органом применен показатель 1.2 (при работе в районах с обычными климатическими условиями) вместо 1.9 (при работе в районах Крайнего Севера). Полагала, что периоды работы в районах Крайнего Севера до 01.01.2002 подлежат включению в трудовой стаж в полуторном размере.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пенсионного законодательства, разъяснениями по их применению, установив фактические обстоятельства, пришел к выводу о том, что основания для перерасчета пенсии отсутствуют, пенсия истцу установлена и выплачивается в соответствии с требованиями законодательства. При этом исходил из того, что в период до 01.01.1992 право на назначение пенсии, а также исчисление периодов работы определялось в соответствии с положениями Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Совмина СССР от 03.08.1972 N 590. В соответствии с названным Положением правом на пенсию на льготных условиях пользовались рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 лет в районах Крайнего Севера, право на пенсию по старости имели женщины по достижении возраста 50 лет и при стаже 20 лет. При определении права на пенсию по старости общий стаж подлежал исчислению с применением льгот, установленных указанным Положением, а исчисление 15 календарных лет производилось по фактической продолжительности (календарно). Выявив, что по состоянию на 01.01.2002 истец не выработала полностью необходимый специальный стаж (не менее 15 лет), суд пришел к выводу о том, что исчисление выработанного ею страхового стажа должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления страховой пенсии, то есть в календарном порядке.
Проверяя наличие условий для применения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячному заработку по стране, суд указал, что пенсия истцу подлежит расчету без учета повышенного отношения заработка, поскольку положениями пенсионного законодательства его применение предусмотрено для лиц имеющих не менее 15 лет календарного стажа в районах Крайнего Севера по состоянию на 01.01.2002 и страховой стаж не менее 20 лет, или лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таких обстоятельств по данному делу не установлено.
Судом апелляционной инстанции проверены и отклонены доводы истца, повторяющиеся в кассационной жалобе, о том, что в ее случае подлежит применению статья 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N340 -1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Положениями абзаца 7 части 1 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что при подсчете стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 данного Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в льготном порядке - в полуторном размере.
Вместе с тем, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003 N70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 1 которого определено, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости.
Учитывая, что на день отмены Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" - 01.01.2002 истец не выработала полностью необходимый трудовой стаж, то исчисление выработанного ею трудового стажа должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления страховой пенсии по старости.
В соответствии со статьей 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ трудовой стаж для расчета пенсии учитывается на 01.01.2002. После этой даты учитываются страховые взносы, уплаченные работодателем в Пенсионный фонд РФ в пользу застрахованного лица.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действующего с 01.01.2002, исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.
Федеральный закон N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 01.05.2015 применяется только в части, регулирующей исчисление размера трудовых пенсий и подлежит применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).
Положения статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N30 от 11.12.2012 " О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" судом апелляционной инстанции применены верно.
Судами первой и апелляционной инстанций применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, выводы суда о необоснованности предъявленного иска являются правильными.
Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 11.08.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22.11.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Карчевской Н.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.