Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Кравченко А.И.
судей Бузьской Е.В, Прасоловой В.Б.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 17 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 января 2023 года по делу по иску прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах Гончарова Александра Валентиновича к Краевому государственному бюджетному учреждению "Хабаровский психоневрологический интернат" о возложении обязанности, взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Прасоловой В.Б, возражения прокурора Нишоновой Ф.А,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска обратился в суд с иском к КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" о возложении обязанности и взыскании денежных средств, указав, что прокурорской проверкой установлено, что между Гончаровым А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и КГБУ Хабаровский ПНИ заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому размер ежемесячной платы не может превышать 75% среднедушевого дохода Гончарова А.В, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно". Между тем, ежемесячно в счет платы за предоставляемые социальные услуги с Гончарова А.В. удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты, общая сумма необоснованных удержаний составила 81 293, 33 руб.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение таких услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 02.08.1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" порядком предоставления социальных услуг в субъекте РФ, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия их предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N442-ФЗ).
Поскольку отношения между Гончаровым А.В. и КГБУ Хабаровский ПНИ являются длящимися, возникли до ДД.ММ.ГГГГ, полагал, что исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75% среднедушевого дохода является ухудшающим условием.
С учетом уточненных требований, просил обязать КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" производить удержание денежных средств за предоставляемые Гончарову А.В. социальные услуги в размере, не превышающем 75 процентов пенсии; взыскать с КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" в пользу Гончарова А.В. на номинальный счет, открытый в Филиале Дальневосточного ПАО Банка "ФК Открытие", N незаконно удержанные в качестве платы за предоставляемые социальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 81 293 руб. 33 коп.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 17 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 января 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с постановленными по делу судебными актами, представитель Краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" в кассационной жалобе указывает на нарушение норм материального права, поскольку судами не принят во внимание порядок предоставления социальных услуг и взимания платы до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N442-ФЗ. До ДД.ММ.ГГГГ подопечным предоставлялись социальные услуги в соответствии с гарантированным перечнем социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N-пр, в котором не учитывались индивидуальный подход, периодичность, объем социальных услуг, гарантированным перечнем услуги предоставлялись бесплатно, размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определялся с учетом утвержденных норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в крае уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг, который не превышал 75 процентов от установленной гражданам пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с ч.4 ст.31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N442-ФЗ. Социальные услуги предоставляются гражданам на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг (ИППСУ). Все предоставляемые Гончарову А.В. до ДД.ММ.ГГГГ услуги сохранены, плата за них по сравнению с размером до ДД.ММ.ГГГГ не превышена. Полагает, что отношения, сложившиеся между учреждением и получателем социальных услуг при реализации нового законодательства, назвать длящимися нельзя, поскольку между сторонами действует договор от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальных услуг, существенным условием которого является их стоимость.
Представитель Министерства социальной защиты Хабаровского края в представленном в материалы дела письменном отзыве согласился с доводами заявителя кассационной жалобы.
Прокуратурой Хабаровского края на кассационную жалобу принесены возражения.
Представители ответчика, третьего лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще. Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2023 года ходатайство представителя ответчика об участии в судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения в связи с отсутствием организационной возможности. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив в порядке и пределах статей 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права в пределах доводов поданной жалобы, выслушав возражения прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, "данные изъяты", получает социальную пенсию в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", а также ежемесячные денежные выплаты на основании п. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ Гончаров А.В. "данные изъяты". Списком совершеннолетних "данные изъяты" граждан, проживающих в КГБУ Хабаровский ПНИ от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что Гончаров А.В. проживает в данном учреждении.
ДД.ММ.ГГГГ между КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" и ФИО1 в лице начальника управления опеки и попечительства совершеннолетних граждан и учреждений министерства социальной защиты населения Хабаровского края заключен договор N о предоставлении социальных услуг в стационарной форме. Полная стоимость услуг составляет 43 279 руб. 08 коп. Размер ежемесячной платы не может превышать 75% среднедушевого дохода заказчика, рассчитанного с ч. 4 ст.31 Федерального закона N 442-ФЗ, и составляет 12 932 руб. 47 коп, а также при расчете за социальное обслуживание учитывается 75% от доходов, получаемых от вклада, размещенного на депозитном счете, снятие которых производится один раз в год.
С Гончарова А.В. в пользу КГБУ Хабаровский ПНИ удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты: за период ДД.ММ.ГГГГ - 8 270, 40 руб.; в 2020 году - 26 995, 16 руб.; в 2021 году - 28 276, 45 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ - 17 751, 32 руб, итого общая сумма составила 81 293, 33 руб..
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 31, 32, 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", ст.ст. 16, 24 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", п.1 Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 N 1075, установив, что между Гончаровым А.В. и КГБУ Хабаровский ПНИ отношения по предоставлению социальных услуг возникли до введения в действие Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ, признав их длящимися, пришел к выводу, что исчисление платы за социальные услуги в размере 75% среднедушевого дохода получателя услуг ухудшает положение Гончарова А.В. в части размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для него по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, исковые требования прокурора удовлетворил.
С такими выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается судебная коллегия кассационного суда, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым дана оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности, взаимной связи, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При разрешении спора судами правильно применены вышеуказанные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
Доводы кассационной жалобы об оспаривании характера правоотношений сторон, изменившихся обстоятельств предоставления социальных услуг, их объема, качества, соответствующего их удорожания, что отражено в договоре от ДД.ММ.ГГГГ, а также ошибочно избранного прокурором способа защиты нарушенного права, являлись предметом обсуждения суда апелляционной инстанции и правильно признаны не влекущими отмену судебного акта.
С ДД.ММ.ГГГГ отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов регулируются положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Согласно ч. 3, 4 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в частях 1 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.4 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 N 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, п. 5 которых определены виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода. Так, в соответствии с подп. "ж" п. 5 этих Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ.
При этом, ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ установлены переходные положения, согласно которым в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку Гончаров А.В. на ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания ответчиком КГБУ Хабаровский ПНИ, то размер ежемесячной платы за предоставляемые социальные услуги должен быть ограничен пределом 75% установленной получателю услуг пенсии.
В целом при разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно к переоценке представленных сторонами доказательств и оспариванию приведенных выше выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными нижестоящими судами фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.
Суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 17 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.