Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Иванова Д.А, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу кассационную жалобу административного истца Зеленцова Алексея Михайловича на решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 12 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 21 марта 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-63/2023 по административному исковому заявлению Зеленцова Алексея Михайловича к Отделу военного комиссариата Ярославской области по Дзержинскому и Ленинскому районам г. Ярославля, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ярославской области", военному комиссару Гостеву Игорю Владимировичу об оспаривании решения призывной комиссии.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зеленцов АМ. обратился в суд с названным административным иском, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии военного комиссариата Ярославской области по Дзержинскому и Ленинскому районам г. Ярославля от 8 июня 2022 года о признании его непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил обязать призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении административного истца в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, как не подлежащего призыву на военную службу по достижении им возраста 27 лет, выдаче военного билета, мотивируя требования тем, что не уклонялся от призыва на военную службу, однако, призывные мероприятия в отношении него не проводились.
Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 12 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 21 марта 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 24 марта 2023 года, Зеленцов А.М... просит судебные акты первой и апелляционной инстанций отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, ненадлежащей оценкой доказательств по делу.
От административного истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Из материалов дела следует, что Зеленцов А.М. (до 9 сентября 2016 года Желдак И.А.), 17 ноября 1994 года рождения, 17 ноября 2021 года достиг возраста 27 лет.
В период с 29 апреля 2014 года по 2 ноября 2015 года административный истец состоял на воинском учете в Отделе военного комиссариата Дзержинского и Ленинского районов г. Ярославля.
С 19 октября 2015 года Зеленцов А.М. состоял на воинском учете в Отделе военного комиссариата по Черемушкинскому району ЮЗАО г.Москвы.
С 28 февраля 2018 года административный истец вновь был принят на учет Отделом военного комиссариата Дзержинского и Ленинского районов г. Ярославля.
Также из материалов личного дела призывника следует, что на основании решения призывной комиссии от 13 ноября 2015 года Зеленцову А.М. была предоставлена отсрочка от призыва до 30 июня 2019 года.
Как установлено судами в спорный период до 12 августа 2020 года административный истец имел регистрацию по месту проживания по адресу: г.Ярославль, ул. Строителей, дом 21 квартира 87, а также в период с 16 февраля 2019 года по 3 марта 2021 года регистрацию по месту пребывания по адресу: Ярославская область, город Гаврилов-Ям, улица Комарова, дом 6 квартира 11. Иных данных о регистрации в материалы административного дела не представлено.
29 ноября 2021 года призывной комиссией Дзержинского и Ленинского районов г. Ярославля было принято решение о зачислении Зеленцова А.М. в запас по достижении 27 летнего возраста, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении административного иска, суды обеих инстанций исходили из того, что по окончании в июне 2019 года отсрочки от призыва у административного истца отсутствовали предусмотренные законом основания, освобождающие его от прохождения военной службы по призыву; Зеленцов А.М, сменив место жительства, установленной статьей 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также пунктов 50 - 53 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2006 года N 719, обязанности как лицо, не имеющее отсрочку от призыва, не исполнил, в военный комиссариат в двухнедельный срок с момента переезда на новое место пребывания, расположенное за пределами территории муниципального образования не явился, место своего фактического проживания и работы (учебы) не сообщал, от получения повесток уклонялся, по вызову не являлся, в месте регистрации отсутствовал, неоднократно принимаемые непосредственно военным комиссариатом и по его поручению органами полиции меры розыска результатов не дали; неисполнение административным истцом обязанностей по воинскому учету не позволили осуществить должным образом мероприятия, связанные с призывом его на военную службу, в связи с чем, у призывной комиссии имелись основания к вынесению оспариваемого решения.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 53-ФЗ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.
Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.
Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.
Воинский учет призывников осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 53-ФЗ в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате.
Конкретизируя порядок исполнения гражданами воинской обязанности, законодатель в абзаце 6 пункта 1 статьи 10 указал, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе, не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства и (или) или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 53-ФЗ).
Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию (пункт 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719, далее - Положение о воинском учете).
Гражданин, подлежащий призыву на военную службу, обязан лично являться в военный комиссариат для постановки и снятия с воинского учета (пункт 53 Положения о воинском учете).
Согласно пункту 13 Порядка формирования картотеки личных дел призывников, являющегося приложением N 9 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663" (действующего в период спорных правоотношений) граждане лично являются в военный комиссариат для снятия с воинского учета и подают заявление с указанием причины снятия с воинского учета и адреса нового места жительства, места работы или учебы при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев. Разрешение на снятие призывника с воинского учета дается только военным комиссаром или лицом, его замещающим.
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 Федерального закона N 53-ФЗ).
Статья 28 Федерального закона N 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение о призыве).
Пунктом 34 Положения о призыве предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 26-П, неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
С учетом приведенных положений закона и представленных в материалы дела доказательств, суды обеих инстанций пришли к обоснованному заключению, что поведение административного истца, не исполнившего своих обязанностей по воинскому учету, явилось причиной невозможности исполнения в отношении него мероприятий по призыву на военную службу в период с июля 2019 года по ноябрь 2021 года, в связи с чем, является правомерным признание его уполномоченным органом гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом судов о том, что у призывной комиссии имелись основания к вынесению оспариваемого решения, в связи с чем, административному истцу обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы кассационной жалобы были предметом надлежащей проверки судов первой и апелляционной инстанций, обоснованно признаны судами несостоятельными, опровергнутыми представленными в материалы дела доказательствами, мотивы непринятия указанных доводов подробно приведены в оспариваемых судебных актах, оснований не согласиться сними у суда кассационной инстанции не имеется.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Несогласие административного истца с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 12 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 21 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зеленцова Алексея Михайловича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 25 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.