Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Иванова Д.А., Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Ярыгина Михаила Михайловича на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 11 января 2022 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 15 декабря 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-49/2022 по административному иску Ярыгина Михаила Михайловича к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, ФКУЗ Медико-санитарная часть N68 ФСИН России, УФСИН по Тамбовской области, ФСИН России о присуждении компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) должностных лиц, и компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ярыгин М.М. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, ФКУЗ Медико-санитарная часть N 68 ФСИН России устранить допущенные нарушения, взыскать компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) должностных лиц в размере 100 000 рублей с каждого.
Заявленные требования мотивированы тем, что отбывает наказание по приговору суда в ФКУ ИК - 8 УФСИН России по Тамбовской области, где периодически обращается в медицинскую часть с жалобами на здоровье. Имеющиеся у Ярыгина М.М. заболевания несут реальную угрозу его жизни, требуют проведения сложного оперативного лечения, однако необходимая медицинская помощь административными ответчиками не оказывается. Также указывает на отсутствие в камерах горячей воды, вскрытии почтовой корреспонденции сотрудниками учреждения.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 11 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 15 декабря 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 февраля 2023 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, неверное установление обстоятельств дела, повлекших необоснованные выводы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Согласно статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В силу статьи 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно пункту 123 Приказа Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Частями 1, 3 статьи 26 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При невозможности оказания медицинской помощи в исправительном учреждении осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций; при невозможности оказания медицинской помощи осужденным в исправительном учреждении оказание осужденным медицинской помощи производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы".
Оказание специализированной, в том числе, высокотехнологичной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи осуществляется в установленном порядке по направлению лечащего врача исправительного учреждения, а при отсутствии в исправительном учреждении врача или в случае нахождения лица, лишенного свободы, на лечении в медицинской организации, с которой у исправительного учреждения заключен договор - лечащего врача этой медицинской организации.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, Ярыгин М.М, отбывая наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, 1 декабря 2020 года обратился в медицинскую часть исправительного учреждение с жалобой по поводу состояния здоровья, ему поставлен диагноз ОРВИ, назначено лечение, что подтверждается медицинской карты осужденного.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из того, что в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения факты ненадлежащего медицинского контроля за состоянием здоровья Ярыгина М.М. так и умышленного заражения последнего, нарушения его прав на своевременное получение качественной и квалифицированной медицинской помощи, виновных действий со стороны административного ответчика, каких-либо относимых и допустимых доказательств административным истцом не представлено.
Судами первой и апелляционной инстанции обоснованно отклонены доводы Ярыгина М.М. о неоказании ему медицинской помощи по поводу имеющегося у него заболевания ("данные изъяты"), а также о необеспеченности лекарственными препаратами со стороны учреждения.
Данный довод подробно исследован судом. Вывод об отсутствии нарушений подтвержден показаниями свидетелей и представленными суду медицинскими документами.
Согласно данных истории болезни с мая по сентябрь 2021 года Ярыгин М.М. был осмотрен врачами учреждения, где ему был поставлен диагноз - "данные изъяты", вследствие чего была назначены сосудистая терапия, получены направления на лекарственные препараты. Таким образом, лечение Ярыгиным М.М получено в полном объеме, что подтверждается листами назначения. Также из представленной медицинской карты за период с мая 2020 по май 2021 года, Ярыгину М.М. назначались и он систематически получал лекарственные препараты - "данные изъяты"; за период с 2018 по май 2021 Ярыгин М.М. регулярно получал и получает лечение лекарствами "данные изъяты".
Доводы кассационной жалобы о том, в результате неправильно назначенного лечения у административного истца обострилось заболевание, несостоятелен, доказательствами представленными в материалы дела не подтвержден, на что обоснованно сослались суды.
Судом установлено также, что помывка осуществляется в соответствии с графиком два раза в неделю, что подтверждено представленными доказательствами, анализ которым приведен в апелляционном определении и соответствует пункту 21 Приказа Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений".
В соответствии с пунктом 44 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 года N 189, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами административного дела, в ФКУ ИК-8 организовано трехразовое питание, Ярыгин М.М. обеспечен питанием в полном объеме, исходя из установленных норм, получает все необходимые продукты, он не относится к категориям лиц, имеющих право на дополнительное питание и питание по повышенной норме. Качество используемых продуктов, соответствует нормативным требованиям.
Представленными в материалы дела доказательствами опровергаются доводы Ярыгина М.М. о нарушении условий содержания в исправительном учреждении, выразившихся в ненадлежащем состоянии асфальтового покрытия; нарушения прав административного истца не установлено.
Приведенные выше обстоятельства также подтверждены вступившими в законную силу решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 17 июня 2022 и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 18 октября 2022 года по административному делу N 2а-742/2022.
Иные доводы кассационной жалобы также получили надлежащую правовую оценку судебными инстанциями, аргументированно опровергнуты, что подтверждается содержанием оспариваемых судебных актов.
Судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона, бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом соблюдены.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом первой и апелляционной инстанций дана неправильная оценка представленным доказательствам в силу статьи 329 КАС РФ не могут являться предметом проверки суда кассационной инстанции, поскольку кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
В силу части 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 11 января 2022 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 15 декабря 2022 года
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 18 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.