Второй кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Анненковой К.К., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу ГКУ Владимирской области "Центр занятости населения Владимирской области" на решение мирового судьи судебного участка N 3 города Собинки Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 19 июля 2022 года и апелляционное определение Собинского городского суда Владимирской области от 25 января 2023 года, постановленные по гражданскому делу по иску ГКУ ВО "Центр занятости населения Владимирской области" к Тряпьевой Екатерине Васильевне о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ ВО "Центр занятости населения г. Владимира" обратилось в суд с иском к Тряпьевой Е.В. о взыскании в качестве неосновательного обогащения выплаченного ей в период с 04.05.2020 по 09.06.2020 пособия по безработице в размере 14 595, 13 рублей, ссылаясь на то, что при обращении за предоставлением государственной услуги содействия в поиске подходящей работы ответчик указала недостоверные сведения о месте жительства в г. Владимир, не совпадающие с местом регистрации, указанным в паспорте.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 г. Собинки Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 19 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Собинского городского суда Владимирской области от 25 января 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ГКУ ВО "ЦЗН Владимирской области" просит отменить судебные постановления, принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, ссылаясь на отсутствие в материалах дела доказательств проживания ответчика по указанному в обращении к ответчику адресу и оценки этих доказательств в судебных постановлениях.
На основании части 10 статьи 379.5 ГПК РФ кассационная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания единолично судьей.
Согласно ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 4 мая 2020 года в дистанционном порядке в соответствии с Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных от 8 апреля 2020 года N 460 Тряпьева Е.В. обратилась в ГКУ ВО "Центр занятости населения города Владимира" с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, указав в нем адрес фактического проживания г. Владимир, ул. Лакина, 137-16, не совпадающий с адресом регистрации по месту жительства, указанным в паспорте.
Решением истца 14 мая 2020 года ответчик признана безработной, ей назначено пособие по безработице с 4 мая 2020 года по 3 августа 2020 года в размере 1500 рублей, размер которого изменен в период с 4 мая по 30 июня 2020 года до 12130 рублей в месяц.
Приказом истца от 23 июля 2020 года выплата пособия по безработице ответчику прекращена, она снята с учета с 9 июня 2020 года в связи с попыткой получения или получения ответчиком пособия по безработице обманным путем, определено не осуществлять ответчику выплату пособия по безработице 1 месяц 6 дней с 4 мая 2020 по 9 июня 2020 года.
Направленное истцом в адрес ответчика 23 июля 2020 года требование о возврате полученных сумм пособия в срок до 23 августа 2020 года оставлено без удовлетворения.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, мировой судья, дав оценку обстоятельств дела с применением положений статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", учитывая правоприменительную судебную практику по аналогичному спору (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020), исходил из недоказанности истцом обстоятельств того, что выплата пособия по безработице обусловлена недобросовестными действиями получателя пособия Тряпьевой Е.В. или счетной ошибкой.
Суд апелляционной инстанции с выводами мирового судьи и их правовым обоснованием согласился, указав, что доводы апелляционной жалобы истца основаны на неправильном распределении бремени доказывания по спору о взыскании неосновательного обогащения, в связи с чем правильность выводов суда первой инстанции не опровергают.
Суд кассационной инстанции оснований для несогласия с выводами судебных инстанций не находит.
Судами правильно определен характер спора, верно применены нормы материального права, при оценке доказательств процессуальные правила не нарушены, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, достаточно подробно и мотивированно изложены в судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Доводы кассационной жалобы истца являлись предметом проверки двух судебных инстанций, в связи с чем приведенные вновь в кассационной жалобе, не могут служить поводом к отмене вступивших в законную силу судебных актов.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на социальную защиту от безработицы (статьи 7, 39). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления устанавливаются законом.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В силу части 2 статьи 3 Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мёр по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных гарантиям, признанным в установленном порядке безработными, которыми порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Согласно пункту 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
В соответствии с пунктом 4 Временных правил центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Центры занятости населения с 1 июня 2020 г. запрашивают сведения: в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния с использованием информационно-аналитической системы - о государственной регистрации рождения детей гражданина, заполнившего заявление в электронной форме. В случае отсутствия в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния необходимая информация запрашивается в соответствующих органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы - о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина (пункт 4(1) Временных правил).
Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
Оснований полагать, что судами вышеуказанные нормы материального права применены к установленным по настоящему делу обстоятельствам неправильно, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы ГКУ ВО "ЦЗН Владимирской области", обязанность опровергнуть презумпцию добросовестного поведения получателя пособия по безработице возложена на истца, а не на ответчика, в связи с чем доводы заявителя жалобы о том, что ответчик не доказала добросовестность поведения при обращении за государственной услугой по фактическому месту жительства, не могут быть признаны состоятельными и влекущими отмену судебных постановлений в кассационном порядке.
Несогласие кассатора с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и доказательств само по себе не образует оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Иная оценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и собранных ими доказательств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции в силу императивного запрета, предусмотренного частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не содержит указания на обстоятельства, требующие дополнительной проверки суда кассационной инстанции и способные повлиять на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами также не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Второй кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение мирового судьи судебного участка N 3 города Собинки Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 19 июля 2022 года и апелляционное определение Собинского городского суда Владимирской области от 25 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГКУ Владимирской области "Центр занятости населения Владимирской области" - без удовлетворения.
Судья: К.К. Анненкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.