Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО2, рассмотрев поступившее по кассационной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка N района Лефортово "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Лефортовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, гражданское дело по иску по иску ООО "Эко Лайн-Воскресенск" к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-183/2022)
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 772 руб. 50 коп, пени за просрочку внесения коммунальных платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 556 руб. 50 коп. (за период моратория с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пени не начислены) и расходов по уплате государственной пошлины в размере 493 руб. 16 коп.
Требования мотивированы тем, что во исполнение положений п. 20 ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", региональный оператор ООО "ЭкоЛайн- Воскресенск" осуществляет оказание услуги по обращению с ТКО на всей территории своей деятельности, включающей: городские округа - Бронницы, Егорьевск, Жуковский, Люберцы, Рошаль, Шатура, территории Воскресенского и Раменского муниципальных районов с ДД.ММ.ГГГГ Ответчик является собственником жилого "адрес", расположенного по адресу: "адрес". ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" добросовестно выполняет свои обязательства по оказанию услуги по обращению с ТКО, однако, ответчик ФИО1 производит платежи несвоевременно.
Решением мирового судьи судебного участка N района Лефортово "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Лефортовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" удовлетворены. С ФИО1 в пользу ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" взыскана задолженность за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 772 руб. 50 коп, пени в размере 556 руб. 50 коп, расходы по оплате государственной пошлины в размере 493 руб. 16 коп, а всего 12 882 руб. 16 коп.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, неверную оценку юридически значимых обстоятельств.
На основании ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ кассационная жалоба рассмотрена без вызова лиц, участвующих в деле, единолично без проведения судебного заседания.
Согласно ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу п.1 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанции без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований, для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого дома, площадью 181 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено сведениями ФГИС ЕГРН.
В соответствии с конкурентными процедурами, проведенными Министерством экологии и природопользования "адрес", во исполнение положений п. 20 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ (включая Дополнительное соглашение N от ДД.ММ.ГГГГ) ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" осуществляет функции регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории своей деятельности, включающей городские округа: Бронницы, Егорьевск, Жуковский, Люберцы, Рошаль, Шатура, территории Воскресенского и Раменского муниципальных районов, с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" опубликовало в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" N (4360), а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://ecoline- voski-esensk.ru/dogovor-oferta-izhs/) публичный договор (предложение заключить договор с собственниками объектов индивидуальных жилых домов, находящихся на территории деятельности регионального оператора - городские округа: Бронницы, Егорьевск, Жуковский, Люберцы, Рошаль, Шатура; муниципальные районы: Воскресенский и "адрес"), на оказание услуг по обращению с ТКО. Оригинал данного печатного издания представлен суду первой инстанции на обозрение в ходе рассмотрения дела, копия приобщена к материалам дела.
Услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями договора и по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории "адрес"" для ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен единый тариф в размере 787 руб. 24 коп. за 1 куб. м (с НДС).
В соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-РМ с ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" для индивидуальных жилых домов применяется норматив накопления ТКО - 0, 114 куб. м, на 1 кв. м в год (в том числе: 0, 087 куб.м на 1 кв.м ТКО, не являющихся крупногабаритными, и 0, 027 куб.м на 1 кв.м крупногабаритных отходов, относящихся к ТКО).
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с коммунальными отходами на территории "адрес"" на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен единый тариф в размере 787 руб. 24 коп. за 1 куб. м (с НДС).
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-Р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам "адрес" N° 403-Р от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории "адрес" на период 2020-2022 годов на территории "адрес"" на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен единый тариф в размере 815 руб. 58 коп. за 1 куб. м (с НДС).
ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" принято решение о добровольном, одностороннем снижении стоимости услуги для собственников жилых домов. Информация о сниженных тарифах для собственников жилых домов указана в приложении N к публичному договору и опубликована ДД.ММ.ГГГГ в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" N (4410), а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В результате одностороннего решения для собственников индивидуальных жилых домов установлена предельная (особенная) плата за услугу по обращению с ТКО в зависимости от площади жилого дома. В связи с распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-РВ "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов на территории "адрес"" региональный оператор по обращению с ТКО (истец) уведомил потребителей о внесении изменений в приложение N к публичному договору для собственников жилых домов. Информация в части признания недействующими подпунктов 1, 2 и 4 пункта 1 Приложения N к публичному договору, а также признании недействующим пункта 30 Публичного договора с ДД.ММ.ГГГГ была опубликована ДД.ММ.ГГГГ в газете "Ежедневные новости. Подмосковье сегодня" N (4659), а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В ответ на судебный запрос суда первой инстанции о местах размещения контейнерных площадок, расположенных по адресу: "адрес", Администрацией Раменского городского округа представлены сведения, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ ООО "ЭкоЛайн- Воскресенск" отвечает за полный цикл обращения с ТКО: сбор, вывоз, обработку, утилизацию и размещение ТКО. Для накопления отходов потребителями, проживающими в д. Шилово, организована ближайшая контейнерная площадка по адресу: "адрес", координаты N. Вывоз отходов с мест накопления ТКО осуществляется региональным оператором ООО "ЭкоЛайн- Воскресенск" по графику в соответствии с требованиями нормативных документов, контейнерная площадка находятся в надлежащем состоянии. Подробная генеральная схема санитарной очистки территории Раменского городского округа доступна на сайте https://ramenskoye.ni/images/2021/8/10/general_shema_san_ochistki_territorii.pdf
В подтверждение факта оказания услуг по указанной Администрацией Раменского городского округа ближайшей к ответчику контейнерной площадке истцом представлена выборка отчетов о посещении контейнерных площадок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с данными спутниковой системы Глонасс.
Данных о том, что после размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО ФИО1 региональному оператору была направлена заявка потребителя, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции, разрешая спор, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст. ст.309, 310 ГК РФ, ст. ст. 30, 154, 155 ЖК РФ, п. 3 ст. 8, ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 8(5) - 8(7), 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, п. 13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N", п. 93 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исходил из того, что между ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" и ФИО1 сложились договорные отношения в силу п. 3 ст. 438 ГК РФ, фактически ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" оказывало услуги и несло расходы по вывозу и утилизации ТКО, а ФИО1 является потребителем услуги по обращению с ТКО. Учитывая, что заключение договора на вывоз ТКО является обязанностью потребителя, доказательств заключения договоров с иными организациями с момента обращения истца к ответчику за расторжением договора не представлено, оснований для принятия одностороннего отказа от исполнения договора не имелось, в данном случае односторонний отказ от исполнения договора при установленных выше обстоятельствах законом не предусмотрен.
Отклоняя доводы ответчика о том, что у него не имеется обязанности по оплате вышеуказанной услуги в связи с отсутствием заключенного договора между ним и истцом правомерно исходил из того, что ответчиком не представлены доказательства направления истцу заявки потребителя в установленные законом сроки, а также мотивированного отказа от подписания договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в связи с чем договор считается заключенным на условиях типового договора, опубликованного истцом в номере газеты "Ежедневные новости. Подмосковье", а также на официальном сайте истца.
Рассматривая требования истца о взыскании с ответчика пени за несвоевременное внесение платы за просрочку платежей, суд также обоснованно признал их законными и обоснованными, с учетом определения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ о повороте исполнения судебного приказа по гражданскому делу N.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, суд пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины.
Проверяя законность решения мирового судьи в апелляционном порядке, суд с его выводами согласился, оставив без изменения, указав, что услуги по вывозу ТКО ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" осуществляет из мест, определенных органом местного самоуправления на территории по адресу: "адрес", Раменский р.н. д. Паткино, и не может нести ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок в конкретном населенном пункте, поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание площадок для накопления ТКО. Несоблюдение предусмотренных нормативных требований для установки контейнеров не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции у суда кассационной инстанции сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального и процессуального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). При этом в соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01 января 2019 года.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам услуг по обращению с ТКО, применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Исходя из того, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" является региональным оператором, уполномоченным оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа Раменского, а ДД.ММ.ГГГГ опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора, доводы кассационной жалобы о незаключении сторонами письменного договора, не опровергают выводы судебных инстанции о наличии между сторонами фактических договорных отношений.
При этом Закон N 89-ФЗ, Правила N предусматривают, что договор между региональным оператором и собственником на вывоз ТКО является обязательным и публичным.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 4 "Правил обращения с ТКО", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и правовые нормы, суды первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к обоснованному выводу о возложения обязанностей на ФИО1 по оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доводы жалобы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, проверки суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах.
Учитывая задачи кассационного производства, а также, что основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке является нарушение норм материального и процессуального права, в случае если без устранения судебной ошибки невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав и свобод и законных интересов, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N района Лефортово "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Лефортовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья ФИО2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.