Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО5, судей ФИО8 и ФИО6, с участием прокурора ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении и встречному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Департаменту городского имущества "адрес", федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части N о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-509/2022)
по кассационной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3, поданной их представителем по доверенности ФИО4, на решение Тушинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО8, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего жалобу, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
ФИО7 об отсутствии оснований к отмене судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации) обратилось с иском к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", выселении, снятии с регистрационного учета по месту жительства по названному адресу, указав, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на основании служебных ордеров ФИО1 во временное пользование на время заключения контракта предоставлено служебное жилое помещение по адресу: "адрес". В качестве членов его семьи в квартиру вселены супруга ФИО3 и сын ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением им условий контракта, однако до настоящего времени проживает с семьей в этом жилом помещении.
По данным бюро технической инвентаризации "адрес" являются одним и тем же объектом.
ФИО1, ФИО2 и ФИО3 предъявили встречный иск к Департаменту городского имущества "адрес", ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации), войсковой части N о признании права пользования жилым помещением по адресу: "адрес", "адрес" на условиях договора социального найма, обязании ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации заключить с ними договор социального найма.
В обоснование встречного иска указали, что ФИО1 является подполковником запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, ветераном боевых действий, имеет выслугу лет по военной службе в календарном исчислении 17 лет, в льготном - 21 год 4 месяца, в 2007 году ему назначена пенсия.
Во время прохождения военной службы ФИО1 был признан бесквартирным и включен в список очередников на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации. ФИО1 и его семье предоставлена для проживания спорная квартира, на имя ФИО1 открыт лицевой счет. ДД.ММ.ГГГГ установлено право собственности "адрес" на спорный дом, а
ДД.ММ.ГГГГ - право собственности Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ дом передан в оперативное управление ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Решением Тушинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от
ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении иска ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации и встречного иска отказано.
Представитель ФИО1, ФИО2 и
ФИО3 по доверенности ФИО4 подал кассационную жалобу на решение суда и апелляционное определение, в которой просит их отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вдовиченкова Ю.В, проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей на момент разрешения спора судом первой инстанции, предусматривалось, что военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 107 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления ФИО1 спорного жилого помещения, рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
В силу статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР не допускалось выселение без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, семей военнослужащих (пункт 4), лиц, проработавших на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ
N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих") (пункт 6), пенсионеров по старости, персональных пенсионеров (пункт 9).
Судом установлено, что "адрес" по адресу: "адрес", "адрес" ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности Российской Федерации, закреплена на праве оперативного управления за ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации с
ДД.ММ.ГГГГ приказом директора Департамента военного имущества Минобороны России N.
В этой квартире проживают и зарегистрированы по месту жительства ФИО1, ФИО2, ФИО3
Жилое помещение предоставлено КЭЧ "адрес" Московского военного округа ФИО1 с семьей, состоящей из трех человек, на период прохождения военной службы на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ N в качестве общежития в/ч 55338.
Правом заселения КЭЧ обладало на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от
ДД.ММ.ГГГГ N-р, которым за Замоскворецкой КЭЧ на праве оперативного управления было закреплено все имущество, находящееся у нее на учете, в том числе и все здания, расположенные по адресу: "адрес" (в настоящее время "адрес").
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части 55338.
В собственности ответчиков отсутствуют жилые помещения, они не состоят на жилищном учете "адрес" и на учете нуждающихся в содействии "адрес" в приобретении жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении иска о признании утратившими право пользования спорным жилым помещением и выселении из него, суд первой инстанции исходил из того, что ответчики были вселены в спорное жилое помещение на период прохождения службы в установленном порядке до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, действующие на тот период положения статей 107, 108 Жилищного кодекса РСФСР не предусматривали выселение без предоставления другого жилого помещения лиц, прекративших трудовые отношения с предприятием, учреждением, но проработавших на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет, а также пенсионеров.
ФИО1 проходил военную службу более 10 лет, ответчики не имеют на праве собственности иного жилого помещения, спорная квартира является их единственным жильем.
Суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения встречного иска, поскольку основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Суд апелляционной инстанции признал решение суда законным, основанным на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам надлежащей оценки представленных доказательств.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
В части отказа в удовлетворении иска ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации) о признании ФИО1, ФИО2, ФИО3 утратившими право пользования жилым помещением, выселении судебные акты не оспариваются.
Доводы кассационной жалобы ФИО1, ФИО2, ФИО3 о необоснованном отказе в удовлетворении встречного иска несостоятельны.
ФИО1, досрочно уволенный с военной службы
ДД.ММ.ГГГГ с выслугой по военной службе 17 лет, не имеет право на предоставление федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в собственность бесплатно или по договору социального найма занимаемого жилого помещения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от
ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Доказательств, что ФИО1 состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по бывшему месту службы, в материалах дела не имеется.
При этом Департамент городского имущества "адрес" не имеет полномочий по распоряжению спорным жилым помещением, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления.
Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (часть 1).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (часть 3).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4).
Согласно части 1 статьи 17 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ
N "Об обеспечении права жителей "адрес" на жилые помещения" жители "адрес", принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью "адрес" в порядке очередности в соответствии с поданным заявлением о форме обеспечения, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением категорий граждан, установленных настоящим Законом.
Между тем, на жилищном учете в Департаменте городского имущества "адрес" ответчики не состоят.
Доводы кассационной жалобы выводов судебных инстанций не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным обстоятельствам и действующему законодательству.
Предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Тушинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3, поданную их представителем по доверенности ФИО4, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.