Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Российской Федерации в составе:
председательствующего Климовой О.С.
судей Кумачевой И.А, Щегловой Е.С.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора "адрес", действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации "адрес", ООО "Специализированный Застройщик "Азимутъ" об отмене разрешения на строительство, запрете проведения строительных работ (номер дела, присвоенный судом первой инстанции N), по кассационной жалобе ООО Специализированный застройщик "Азимутъ" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Российской Федерации ФИО11 О.С, выслушав объяснения представителя ООО Специализированный застройщик "Азимутъ" - ФИО7, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Администрации "адрес" - ФИО8, согласившейся с доводами жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО9, возражавшей в удовлетворении доводов жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора "адрес" в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации "адрес", Обществу с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Азимутъ" об отмене разрешения на строительство, запрете проведения строительных работ.
Просит суд отменить разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ N-RU N, выданное Администрацией "адрес" с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Азимутъ" на строительство объекта капитального строительства - многоквартирный жилой дом с помещениями общественного назначения и подземной парковкой, на земельном участке с кадастровым номером 67627:0031935:270; запретить Обществу с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Азимутъ" проведение строительных работ по возведению указанного объекта капитального строительства.
Требования мотивированы тем, что результатами прокурорской проверки установлено нарушение требований градостроительного законодательства, законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации при ведении застройщиком ООО СЗ "Азимутъ" строительства объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома с помещениями общественного назначения и подземной парковкой на земельном участке с кадастровым номером N При этом работы выполняются на основании выданного застройщику Администрацией "адрес" ДД.ММ.ГГГГ разрешения на строительство N-RU N, на возведение семиэтажного объекта капитального строительства, согласно проектной документации высота здания по карнизу составляет 21, 990 м, высота по коньку - 26, 270 м. На момент осмотра строительной площадки ведутся подготовительные работы, общестроительные работы ниже нулевой отметки; монолитнная ж/б плита, выше нулевой отметки: частично монолитные ж/б стены в опалубке. Вместе с тем, по информации Главного управления "адрес" по культурному наследию, земельный участок, на котором запланировано строительство, расположен в границах зоны регулирования застройки памятников истории и культуры с ограничением высоты застройки до 10 м, установленной проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры "адрес", утвержденным решением Смоленского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N, а также частично в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, на которой установлен режим 2.3 с ограничением уровня высоты новой застройки до 23 м, согласно Постановлению "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), градостроительных регламентов и режимов использования их земель, расположенных на территории бывшей Офицерской слободы "адрес", ограниченной "адрес", Тенишевой, Исаковского и переулком Кронштадтским".
При этом, согласно п.24 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия. Таким образом, в отношении застройки указанной территории, относящейся, в том числе к зоне регулирования застройки памятников истории и культуры с ограничением высоты существующей застройки, с учетом приоритета наиболее строгого режима использования земель, подлежит применению более строгий режим использования земель (высота застройки до 10 м), установленный решением Смоленского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 05.07.2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 01.12.2022 года решение суда отменено. По делу принято новое решение, которым постановлено:
Иск заместителя прокурора "адрес", действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Отменить разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ N-RU N, выданное Администрацией "адрес" с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Азимутъ" на строительство объекта капитального строительства - многоквартирный жилой дом с помещениями общественного назначения и подземной парковкой, на земельном участке с кадастровым номером 67627:0031935:270; запретить Обществу с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Азимутъ" проведение строительных работ на основании указанного разрешения на строительство.
В кассационной жалобе заявитель просит апелляционное определение отменить, как незаконное и необоснованное, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы, заявитель указывает, что "адрес" принятым Постановлением ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), градостроительных регламентов и режимов использования их земель, расположенных на территории бывшей Офицерской слободы "адрес", ограниченной "адрес", "адрес"" были изменены режимы использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон в порядке установленном действовавшим законодательством в соответствии с фактическим землепользованием и сложившейся застройкой территории. При этом несостоятельным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что изменение режима использования спорной территории Проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры в "адрес", утвержденного решением Смоленского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N, должно быть осуществлено только путем признания данного решения недействующим. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N является действующим, его законность не оспаривалась, принято в порядке, установленном действующим законодательством и его сфера действия однородна Решению Смоленского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N. При этом, п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N не подлежит применению в отношении указанных нормативных актов и его содержание подлежит иному толкованию. Автор жалобы считает, что при толковании данной нормы нужно обратиться к предыдущему Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 315, пункты 21-23 которого более развернуто определяют порядок действия режимов использования земель и градостроительных регламентов в соответствии со значимостью объекта культурного наследия, нежели краткая формулировка п.24 Постановления Правительства Российской Федерации N.
Также автор жалобы указывает, что Постановление "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), градостроительных регламентов и режимов использования их земель, расположенных на территории бывшей Офицерской слободы "адрес", ограниченной "адрес", "адрес"" является специальной нормой по отношению к Решению Смоленского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N, поскольку детализируют общие правоотношения, корректируют пространственные условия их реализации.
Кроме того, заявитель указывает, что необоснованным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что Постановление "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N применительно к возникшим правоотношениям, в части определения высотности планируемой застройки относительно спорной территории, не может быть применено, поскольку земельный участок, на застройку которого выдано оспариваемое разрешение на строительство, расположен, в том числе в границах зоны регулирования застройки памятников истории и культуры, в отношении которой проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры "адрес", утвержденным решением Смоленского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N, установлены более строгие требования к высотности застройки, и данные ограничения подлежат применению, что прямо следует из п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N. Однако, заявитель полагает, что Постановление "адрес" от 29.04.2009 N не может противоречить целям законодательства об охране объектов культурного наследия, принято в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, не может не отвечать целям сохранности объектов культурного наследия в границах исторического поселения.
В возражениях на кассационную жалобу и.о. прокурора "адрес" содержится просьба оставить судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Аналогичная просьба содержится и в отзыве на кассационную жалобу Главного управления "адрес" по культурному наследию.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм права судами не допущено.
Как следует из материалов дела, Администрацией "адрес" на основании договора аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, N/н от ДД.ММ.ГГГГ Обществу с ограниченной ответственностью "Строительная группа "Атриум" предоставлены в аренду на срок до ДД.ММ.ГГГГ три земельных участка - с кадастровым номером N, площадью 1662 кв.м; с кадастровым номером 67:27:0031935:269, площадью 1628 кв.м; а также земельный участок с кадастровым номером N, площадью 3114 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" (на застройку которого выдано оспариваемое разрешение на строительство), для использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, в границах, указанных в кадастровых картах (паспортах) участков (п. 1.1). На участках строения (сооружения) отсутствуют (п. 1.2). На участки установлены ограничения прав, в том числе предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ (п. 1.3). Государственная регистрация договора аренды произведена ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 182-188).
Соглашением, датированным ДД.ММ.ГГГГ, изменена редакция п.1.1 договора аренды N/н от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером N указан вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) в границах, указанных в кадастровых картах (паспортах) участков. Государственная регистрация соглашения произведена ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.191-192).
По договору от ДД.ММ.ГГГГ уступки прав и обязанностей по договору аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от ООО "Строительная группа "Атриум" к ООО "Азимуть" перешли права и обязанности по указанному договору аренды N/н от ДД.ММ.ГГГГ. Государственная регистрация договора цессии произведена ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 197-201).
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в сведения о юридическом лице, наименование - ООО Специализированный застройщик "Азимуть".
Администрацией "адрес" с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Азимуть" выдано разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ N-RU N на строительство объекта капитального строительства - квартал жилой застройки в границах улиц Энгельса- Чаплина-Мира. Многоквартирный жилой дом с помещениями общественного назначения и подземной парковкой (N по генплану), на земельном участке планируемого строительства 67:27:0031935:270, площадь участка указана 3145 кв.м, количество этажей: 7, подземная парковка, высота (м) не указана, сведения о градостроительном плане земельного участка: N RU67302000-6167 от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Администрацией "адрес" (т.1 л.д. 11-14).
Согласно проектной документации, часть которой имеется в деле (раздел "Архитектурные решения", том 3), на земельном участке 67:27:0031935:270 запланировано строительство многоквартирного жилого дома, состоящего из 3 секций, каждая из которых 7 этажей, высота здания до венчающего карниза 22, 490 м, до конька кровли - 26, 270 м, высота жилого здания от уровня планировочной отметки пожарного проезда до конька кровли 27, 40 м. Согласно пояснительной записке проектного обоснования указано максимальное количество этажей - 8, в том числе один этаж - подземная парковка (т.1 л.д. 19-29, 109-137).
Как следует из дела, проектной документации, никем не оспаривается, на двух других земельных участках (67:27:0031935:268, 67:27:0031935:269), право аренды на которые также передано по договору цессии ответчику ООО СЗ "Азимуть", запланировано строительство жилых домов малоэтажной застройки квартала, до 3 этажей.
Управлением Министерства культуры РФ по ЦФО Главному управлению "адрес" по культурному наследию выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, в том числе принять меры по неукоснительному соблюдению Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в части обеспечения приоритета действия более строгих режимов использования земель градостроительных регламентов, установленных решением Смоленского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N, для земельного участка с кадастровым номером N (на котором планируется к возведению указанный в иске объект) - ограничение высоты нового строительства от 6 до 10 м.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, руководствуясь, ст.ст.52 ГрК РФ, Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), градостроительных регламентов и режимов использования их земель, расположенных на территории бывшей Офицерской слободы "адрес", ограниченной "адрес", Тенишевой, Исаковского и переулком Кронштадтским", ст. 34 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N73-ФЗ, суд первой инстанции исходил из установленного в 2009 году постановлением "адрес" режима использования земель, допускающего новую застройку высотой до 23 м, что в целом соответствует проектной документации планируемого строительства. Судом указано, что на указанный земельный участок распространяется только режим использования земель 2.3, установленный Постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым высота спорного многоквартирного дома не превышает ограничения.
С указанными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и принимая новое об удовлетворении исковых требований, указал, что выводы суда в решении о том, что Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N детализирует общие правоотношения, корректирует пространственные условия их реализации по отношению к Решению от 03 09 1982 N 528, что Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N были изменены режимы использования земель и градостроительных регламентов в границах территории бывшей Офицерской слободы в порядке, установленном действовавшим законодательством, в соответствии с фактическим землепользованием и сложившейся застройкой территории, и что на указанный земельный участок распространяется только режим использования земель 2.3, установленный Постановлением N, в соответствии с которым высота спорного многоквартирного дома не превышает ограничения, являются неверными, они сделаны без учета особенностей применений законодательства, регулирующего вопросы охраны объектов культурного наследия, без применения решения "адрес" исполнительного комитета ДД.ММ.ГГГГ N, ограничивающего высотность новой застройки до 10 м на данной территории, относящейся к памятнику культуры федерального значения - "Культурный слой города", IX-XVII вв. ("адрес"), а также расположенной в границах зоны регулирования застройки памятников истории и культуры "адрес" - на территории бывшей Офицерской слободы "адрес".
Приходя к такому выводу, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно преамбуле этого закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Пункт 3 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ предусматривает, что решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
То есть, исходя из положений названных правовых норм, полномочиями по принятию решений об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и утверждению требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон обладают органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 63 Федерального закона N 73-ФЗ зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, предписано отнести соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
Во исполнение положений вышеназванной статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которое устанавливает требования к режимам использования земель и к градостроительным регламентам в границах охранных зон, в том числе требования к зонам охраняемого природного ландшафта, такие как: запрещение строительства объектов капитального строительства, ограничение хозяйственной деятельности, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства (за исключением работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм) и другие.
Согласно пункту 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации" в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко- культурного значения объекта культурного наследия.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, Минрегиона Российской Федерации N "Об утверждении перечня исторических поселений" "адрес" отнесен к историческим поселениям федерального значения.
Решением исполнительного комитета "адрес" Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N "О проекте охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры "адрес"", учитывая историко-архитектурную ценность памятников истории и культуры в "адрес" и в целях улучшения их содержания и регулирования застройки в исторических зонах, утвержден представленный управлением культуры облисполкома проект охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры "адрес", разработанный институтом " ФИО12 согласованный с Министерством культуры РСФСР и Центральным Советом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и одобренный градостроительным Советом при главном архитекторе "адрес" и областным отделом по делам строительства и архитектуры.
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), градостроительных регламентов и режимов использования их земель, расположенных на территории бывшей Офицерской слободы "адрес", ограниченной "адрес", "адрес"" утверждены границы зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), градостроительных регламентов и режимов использования их земель, расположенных на территории бывшей Офицерской слободы "адрес", ограниченной "адрес", "адрес", градостроительные регламенты и режимы использования их земель (Приложение N), в том числе установлен режим 2.3, допускающий проведение работ по реконструкции и новому строительству в зонах низкой сохранности историкоградостроительной среды с ограничением уровня высоты новой застройки до 15-23 м от нулевой отметки (отметка пола первого этажа, расположенная на высоте до 1, 2 м от уровня земли) до венчающего карниза (пять - семь этажей).
Согласно пункту 4 Постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты "адрес"" постановлено внести в постановление "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N изменения в отношении ряда объектов культурного наследия, в том числе дополнив пунктом 4 следующего содержания: "4. Установить, что в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории бывшей Офицерской слободы "адрес", ограниченной "адрес", "адрес", решение исполнительного комитета "адрес" Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N "О проекте охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры "адрес"" не применяется".
ДД.ММ.ГГГГ "адрес" прокуратурой "адрес" внесен протест с требованием отменить указанное Постановление "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, поскольку оно противоречит требованиям Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, в том числе регулирующему охрану памятников истории и культуры.
Впоследствии Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в том числе вышеприведенный пункт 4 Постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N признан утратившим силу.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение исполнительного комитета "адрес" Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N является действующим.
Судом апелляционной инстанции также указано, что Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден паспорт объекта культурного наследия, в который внесены сведения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории "адрес", установленных проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры "адрес", утвержденным решением Исполнительного комитета "адрес" Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N, Историко-архитектурным и историко-археологическим опорным планом "адрес", утвержденным "адрес" Думы от ДД.ММ.ГГГГ N. Регистрационный номер объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации N.
Приказом Главного управления "адрес" по культурному наследию от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации/земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031935:270 (местоположение: "адрес"), в границах которого располагается объект археологического наследия, являющийся объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, "Культурный слой города", IX-XVII вв.
По информации Главного управления "адрес" по культурному наследию, земельный участок с кадастровым номером N ("адрес"):
в соответствии с Историко-архитектурным опорным планом "адрес", утвержденным "адрес" Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, расположен частично в границах территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения "Культурный слой города", IX-XVII вв. ("адрес"), включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
в соответствии с Проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры "адрес", утвержденным Решением исполнительного комитета "адрес" Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N, расположен в границах зоны регулирования застройки памятников истории и культуры с ограничением высоты существующей застройки до 10м;
в соответствии с Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), градостроительных регламентов и режимов использования их земель, расположенных на территории бывшей Офицерской слободы "адрес", ограниченной "адрес", Тенишевой, Исаковского и переулком Кронштадтским" расположен частично в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности с установленным режимом 2.3.
По сведениям, представленным СОГБУК "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" по запросу Смоленского областного суда, которые приняты в качестве дополнительных доказательств, поскольку имеют существенное значение для разрешения спора, однако в деле отсутствовали, судом вопрос об их приобщении не ставился, согласно выкопировке из проекта охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры "адрес", утвержденного решением Смоленского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N, земельный участок с кадастровым номером N ("адрес") расположен в границах зоны регулирования застройки памятников истории и культуры с ограничением высоты существующей застройки до 10 м. Согласно выкопировке из историко-архитектурного и историко-археологического опорного плана "адрес", утвержденного "адрес" Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, на данный земельный участок распространяются предельные уровни застройки до 10 м, частично расположен в границах распространения археологически-ценного культурного слоя.
Согласно проведенной Управлением Минкультуры России по Центральному федеральному округу проверки в отношении нового строительства на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031935:270 выявлены нарушения законодательства по охране объектов культурного наследия ввиду необеспечения Госорганом государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателям и гражданами требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, с учетом установленных для этих территорий особых режимов использования земель, а также требований к осуществлению деятельности в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия, уставленных решением исполнительного комитета "адрес" Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N в части обеспечения осуществления нового строительства в строгом соответствии со схемой определения зон ограничения высоты существующей застройки, предусматривающей ограничение высоты нового строительства для земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031935:270 от 6 м до 10 м; нарушение п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации" в части необеспечения приоритета действия более строгих режимов использования земель и градостроительных регламентов, установленных Решением N для данного земельного участка (т.1 л.д.218-226).
В рамках выполнения предписания, выданного по результатам проверки Управлением Минкультуры России по Центральному федеральному округу Главному управлению "адрес" по культурному наследию, с целью принятия мер по обеспечению неукоснительного соблюдения предусмотренного п.24 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N приоритета действия более строгих режимов использования земель и градостроительных регламентов, установленных Решением N, для земельного участка с кадастровым номером N, директору ООО "Азимуть" ФИО10 внесено предостережение N от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, предложено принять соответствующие меры в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.56-58).
Давая оценку вышеизложенному, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Постановление "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N применительно к возникшим правоотношениям, в части определения высотности планируемой застройки относительно спорной территории, не может быть применено, поскольку земельный участок, на застройку которого выдано оспариваемое разрешение на строительство, расположен, в том числе в границах зоны регулирования застройки памятников истории и культуры, в отношении которой проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры "адрес", утвержденным решением Смоленского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N, установлены более строгие требования к высотности застройки, и данные ограничения подлежат применению, что прямо следует из п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Иное толкование норм материального права не отвечает целям сохранности объектов культурного наследия в границах исторического поселения.
Судом учтено, что в установленном порядке решение от ДД.ММ.ГГГГ N не отменено и является действующим.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы, поскольку судом правильно установлены имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применен закон, подлежащий применению, и постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Выводы суда апелляционной инстанции подробно изложены и мотивированы в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на законе, установленных по делу обстоятельствах и представленных сторонами доказательствах, в связи с чем, в повторной аргументации не нуждаются.
Установив, что работы ответчиком на спорном объекте выполняются на основании выданного Администрацией "адрес" ДД.ММ.ГГГГ разрешения на строительство, предусмотренные этим разрешением на строительство параметры высотности застройки по проектной документации превышают предельно допустимые для данной территории, относящейся, в том числе к зоне регулирования застройки памятников истории и культуры с ограничением высоты существующей застройки, с учетом приоритета наиболее строгого режима использования земель указанной территории, до 10 м, установленной проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры "адрес", утвержденным решением Смоленского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N, пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и на несогласие с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой данной судом представленным доказательствам.
Несогласие ответчика с выводами суда, исходя из того, что в ЕГРН отсутствую точные координаты границ зоны охраны объекта культурного наследия относительно земельного участка, на котором планируется строительство, являлись предметом рассмотрения суд апелляционной инстанции, отклоняя которые суд указал, что данные доводы не указывают на необоснованность заявленных прокурором требований и не снимают с ООО СЗ "Азимуть" установленной законом обязанности ведения деятельности с учетом установленных законом ограничений, что само по себе не может расцениваться как нарушение прав данного ответчика, которые допущены законом.
Как верно указал суд, статьей 5 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что земельные участки в границах территории объектов культурного наследия, включенных в Реестр, относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным федеральным законом.
Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
Отсутствие сведений о границах территории объекта культурного наследия в Едином государственном реестре недвижимости не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия (абзац второй пункта 7 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ).
Таким образом, ограничения по использованию особо охраняемой территории, в границах которой расположен земельный участок, установленные Решением от ДД.ММ.ГГГГ N, отвечающие требованиям законодательства, свидетельствуют об отсутствии нарушения прав и свобод стороны ответчика.
Данный вывод суда является верным, принимая во внимание, что в договоре аренды земельного участка также содержится условие об ограничении прав, в том числе предусмотренные ст. 56 ЗК РФ, согласно которой могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий, иные ограничения.
Кроме того, то, что спорный объект находится в границах территории объекта культурного наследия, зоны регулирования застройки памятников истории и культуры с ограничением высоты существующей застройки до 10 м, как не отрицался самими сторонами, так и подтверждается вышеуказанными Постановлениями "адрес", из которых следует, что адресно объект расположен именно в этих зонах (территории бывшей Офицерской слободы "адрес", ограниченной "адрес", Тенишевой, Исаковского и переулком Кронштадтским).
Доводы жалобы о том, что нарушаются права дольщиков, судебной коллегией отклоняются, поскольку с бесспорностью не подтверждаются материалами дела, в котором имеются сведения справочного характера без даты, подписи, о заключении в отношении спорного объекта строительства только одного договора долевого участи на машино-место, самого договора, сведений о его условиях, сторонах, внесенных платежах, регистрации, относимости именно к спорному объекту и пр. не представлено.
Иные доводы кассационной жалобы аналогичны позиции ответчика по делу и доводам апелляционной жалобы, сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанций, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены апелляционного определения.
Поскольку судами не было допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 01.12.2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО Специализированный застройщик "Азимутъ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.