Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.В, Судей: Мальцевой Е.Г, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства градостроительной политики Калининградской области на решение Калининградского областного суда от 14 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2022 года по административному делу N 3а-117/2022 по административному исковому заявлению Ершова С. Э. к окружному совету депутатов и главе муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ" об оспаривании правил землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (в редакции решения окружного совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 31 августа 2021 года N 99), в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N и N к территориальной зоне городских парков, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования (индекс Р-1).
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя Ершова С.Э. Березиной Е.Н, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Леонтьева С.А, полагавшего, что судебные акты не подлежат отмене, судебная коллегия
установила:
Ершов С.Э. обратился в Калининградский областной суд с административным иском, ссылаясь на то, что с 28 августа 2020 года ему принадлежат на праве долгосрочной аренды земельные участки с кадастровыми номерами N и N площадью по 800 кв.м. каждый, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство объектов рекреационного и лечебно - оздоровительного назначения (земельные участки домов отдыха и пансионата), расположенные на ул. Берлинская в г. Зеленоградске Калининградской области.
В соответствии с документами территориального планирования, действовавшими до утверждения постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166 генерального плана муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в актуализированной редакции, названные земельные участки были включены в границы населенного пункта и отнесены к функциональным зонам, в которых допускалось размещение объектов рекреационного и лечебно - оздоровительного назначения.
В частности, генеральным планом муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (в редакции решения окружного совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 24 июня 2019 года N 320) рассматриваемая территория: была отнесена к функциональной зоне делового, общественного и коммерческого назначения.
Соответственно установленному функциональному зонированию правилами землепользования и застройки муниципального образования, утвержденными решением городского Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" от 12 декабря 2012 года N 173 (с последующими изменениями и дополнениями), земельные участки с кадастровыми номерами N и N были отнесены к территориальной зоне "Зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности" (индекс ОДЗ 4), градостроительный регламент которой допускал размещение объектов отдыха.
В дальнейшем постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166 был утвержден генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в новой редакции, при этом территория названных земельных участков не была исключена из границ населенных пунктов, однако, отнесена к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), которая не предназначена для размещения объектов рекреационного и лечебно - оздоровительного назначения.
Решением окружного совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 31 августа 2021 года N 99 утверждены правила землепользования и застройки городского округа, которыми рассматриваемая территория отнесена к территориальной зоне "Зона городских парков, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования" (индекс Р-1), где размещение объектов капитального строительства не допускается.
Административный истец указывал, что такое изменение градостроительного зонирования произведено без учета фактического землепользования, в том числе установленного разрешенного использования названных земельных участков, расположенных в квартале сложившейся застройки, и нарушает права и законные интересы административного истца на использование земельных участков с кадастровыми номерами N и N по их назначению.
Решением Калининградского областного суда от 14 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2022 года административный иск удовлетворен. Постановлено признать не действующими и не подлежащими применению со дня вступления настоящего решения в законную силу правила землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ", утвержденные решением окружного совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 31 августа 2021 года N 99, в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N и N к территориальной зоне городских парков, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования (индекс Р-1).
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 13 марта 2023 года представитель заявителя просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указали, что правила землепользования и застройки городского округа, которыми рассматриваемая территория отнесена к территориальной зоне "Зона городских парков, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования" (индекс Р-1) были приняты в соответствии Генеральным планом, относившим указанные земельные участки к функциональной зоне "зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)".
В отзывах на кассационную жалобу прокуратура Калининградской области, Ершов С.Э, просят оставить судебные акты без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
На основании статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Согласно части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные нормативные правовые акты.
Статьей 1 ГрК РФ закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установлении правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).
Как установлено судами и следует из материалов дела, что на основании вступившего в законную силу решения Калининградского областного суда Генеральный план муниципального образования в части функциональной зоны относительно спорных земельных участков был признан недействующим, ввиду необоснованности и немотивированности градостроительного решения об изменении территориальной зоны, постольку, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 64 КАС РФ и основываясь на требованиях подпункта 2 части 1 статьи 24 ГрК РФ пришел к правильному выводу о необходимости отмены оспариваемого нормативного правового акта.
Установив, со ссылкой на преюдициальное значение по ранее рассмотренному иску Ершова С.Э. об оспаривании Генерального плана, что объективных оснований для изменения функциональной зоне не имелось, суды правомерно пришли к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность вынесенного решения, постановленного в соответствии с законом, не влияют и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Учитывая изложенного, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининградского областного суда от 14 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2022 года по административному делу N 3а-117/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства градостроительной политики Калининградской области - без удовлетворения.
Решение Калининградского областного суда от 14 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.