Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Мальцевой Е.Г, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 мая 2022 года и апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 22 августа 2022 года по административному делу N 2а - 5509/2022 по административному исковому заявлению Волгина С. Г. к ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Волгин С.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о признании условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 13.07.202017 по 24.01.2018 ненадлежащими, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 500 000 рублей, указывая в обоснование на то, что в указанный период содержался в СИЗО-1, в камерах N 80, 75, карантинном отделении, где отсутствовала горячая вода, присутствовала антисанитария, нарушалась норма площади на одного человека, образовывались очереди в туалет и умывальник; отсутствовала приватность туалетов; принудительная вентиляция отсутствовала, при этом в камере содержались курящие лица; влажность была повышенной; освещение было недостаточным.
Определением суда к участию в деле привлечено в качестве административного соответчика ФСИН России.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 22 августа 2022 года административное исковое заявление Волгин С.Г. удовлетворено частично. Признаны ненадлежащими условия содержания Волгина Сергея Геннадьевича в ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Коми, в период с 13.07.2017 по 24.01.2018. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Волгина Сергея Геннадьевича компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 8000 рублей. В удовлетворении требований Волгина Сергея Геннадьевича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 16 марта 2023 года, представитель ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми просит об отмене судебных актов, либо изменении, со снижением суммы компенсации, ссылаясь на то, что административным истцом был пропущен срок для обращения с административным иском. Указал, что допускаемое администрацией СИЗО-1 по нарушению норм санитарной площади, отсутствию горячего водоснабжения не является столь существенным, ввиду чего отсутствуют основания для взыскания компенсации за нарушение условий содержания административного истца.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
Условия и порядок содержания под стражей регламентированы Федеральным законом N 103 - ФЗ от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103 - ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189 (далее - Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов).
Согласно статье 4 Федерального закона N 103 - ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 103 - ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Покамерное перемещение заключенных под стражу лиц производится в целях соблюдения положений статей 23 и 33 Федерального закона N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно статье 17.1 Федерального закона N 103 - ФЗ подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 и 14 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально - бытовое обеспечение, обеспечение жилищно - бытовых, санитарных условий.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц.
Пунктом 2 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189 (далее - Правила), установлено, что в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно - процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 15 Правил на период оформления учетных документов подозреваемые и обвиняемые размещаются в камерах сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции. После проведения полного личного обыска, досмотра личных вещей, дактилоскопирования, фотографирования, первичного медицинского осмотра, санитарной обработки и оформления учетных документов лица, прибывшие в СИЗО, размещаются по камерам карантинного отделения, где проходят медицинское обследование. Срок карантина определяется медицинскими показаниями (пункты 17, 18 Правил).
В соответствии с пунктом 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Согласно пункту 19.1 СП 247.1325800.2016 Свод правил "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016 года N 245/пр и введен в действие с 4 июля 2016 года, здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 ("Внутренний водопровод и канализация зданий"), СП 31.13330 ("Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"), СП 32.13330 ("Канализация. Наружные сети и сооружения"), СП 118.13330 ("Общественные здания и сооружения").
В силу положений пункта 19.5 Свода правил СП 247.1325800.2016 подводку холодной и горячей воды следует предусматривать:1) к умывальникам - в камерах, помещениях медицинской части, в помещениях для хранения уборочного инвентаря, в бытовых комнатах, в уборных для персонала СИЗО и уборных при блоке комнат свиданий, в помещениях фотодактилоскопии, в комнатах чистки оружия, в помещениях аккумуляторной, комнатах для хранения и мытья инвентаря, применяемого для проверки передач, в комнатах обыска сборного отделения, в постирочных; 2) к мойкам (ваннам) - в комнатах мытья и хранения посуды; 3) к душевым сеткам - в душевых и санпропускнике; 4) к поливочным кранам; 5) в зданиях - прачечной, пищеблока, столовой, кухни, городка для содержания служебных собак.
Из положений пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, следует, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением; подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Пунктом 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64 (утративших силу с 01.03.2021, однако действовавших в период спорных правоотношений), предусмотрено в жилых зданиях хозяйственно - питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп.
Судами первой и второй инстанции установлено и следует из материалов дела, что Волгин С.Г. в период с 13.07.2017 по 12.01.2018 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в качестве подозреваемого (обвиняемого) по уголовному делу, а после вступлению 12.01.2018 в законную силу приговора суда, содержался в качестве осужденного по 23.01.2018, после чего убыл в ФКУ СИЗО - 3 УФСИН России по Республике Коми.
Оценив представленные стороной административного ответчика доказательства, справки, составленные на основании книг количественной проверки содержащихся в ФКУ СИЗО-1 в заявленный период, с учетом площадей камер, в которых содержался административный истец, и количества лиц, которые одновременно с ним содержались, в период содержания административного истца Волгина С.Г. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, суды пришли к выводу о том, что административными ответчиками допущены нарушения требований статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103 - ФЗ относительно нормы площади на одного содержащегося в камере следственного изолятора не менее 4 кв.м, а именно в камере N 66 в период с 15.07.2017 по 17.07.2017, в камере N 80 в период с 22.07.2017 по 01.12.2017, с 27.12.2017 по 12.01.2018, в камере N 41 в период с 01.12.2017 по 19.12.2017, в камере N 76 в период с 25.12.2017 по 27.12.2017, всего на протяжении 197 дней.
Также судом первой инстанции установлено, что при содержании административного истца Волгина С.Г. в период с 13.07.2017 по 23.01.2018 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми горячее водоснабжение в камерах отсутствовало.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что условия содержания Волгина С.Г. не в полной мере соответствовали требованиям действующего законодательства, (отсутствие горячего водоснабжения, а также несоблюдения норм санитарной площади на одного человека) в связи с чем, взыскал в пользу административного истца компенсацию за нарушение условий содержания в размере 8000 рублей.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми была обоснована апелляционная жалоба, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 мая 2022 года и апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 22 августа 2022 года по административному делу N 2а - 5509/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 мая 2022 года, апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 22 августа 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.