Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-782/2022) по кассационной жалобе Евтушенко Л.А. на решение Волосовского районного суда Ленинградской области от 8 сентября 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 15 декабря 2022г. (N33а-7223/2023) по административному иску МИФНС России N7 по Ленинградской области к Евтушенко Л.А. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
МИНФС России N7 по Ленинградской области обратилась в суд к Евтушенко Л.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размене 13 092, 70 руб, пени на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 88, 02 руб. за 2020-2021 гг, а также задолженности на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 3 397, 58 руб, пени на задолженность на обязательное медицинское страхование в размере 6, 63 руб.
В обоснование указано, что в период с 15 мая 2017г. по 26 мая 2021г. административный ответчик осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем Евтушенко Л.А. начислены страховые взносы в фиксированном размере, как лицу, уплачивавшему страховые взносы за себя. По состоянию на 6 июля 2022г. за административным ответчиком числится задолженность за 2020-2021 гг. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии - 13 092, 70 руб, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 3 397, 58 руб. Поскольку административным ответчиком налоги своевременно не уплачены, на сумму задолженности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее также - НК РФ) начислены пени. В адрес ответчика направлено требование, которое оставлено без исполнения. 23 декабря 2021г. вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по налогам и пени, который отменен определением мирового судьи от 11 января 2022г.
Решением Волосовского районного суда Ленинградской области от 8 сентября 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 15 декабря 2022г, административный иск МИФНС N7 по Ленинградской области удовлетворен.
В кассационной жалобе Евтушенко Л.А. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 4 ст. 23 НК РФ плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ст. 23 НК РФ).
В силу положений ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для, направления налоговым органом или таможенным органом, налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; индивидуальные предприниматели являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с названным Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
Согласно статье 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федераций" индивидуальные предприниматели являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с названным Законом распространяется обязательное медицинское страхование.
Исходя из положений подп. 2 п. 1 ст. 419 и п. 1 ст. 430 НК РФ, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя страховые взносы на ч обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское ? страхование.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 НК РФ при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя последним налоговым периодом. для такого индивидуального предпринимателя является период времени с 1 января календарного года, в котором утратила; силу государственная регистрация физического лица ^ в качестве индивидуального предпринимателя, до дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Частью 5 статьи 432 НК РФ установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного Управляющего, оценщица, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российский Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога; а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Запись в реестр производится на основании поданного в регистрирующий орган заявителем заявления о государственной регистрации прекращения деятельности.
ИЗ материалов дела следует, что Евтушенко Л.А. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период являлась индивидуальным предпринимателем с 15 мая 2017г. по 26 мая 2021г.
Административному ответчику начислены страховые взносы в фиксированном размерь, как лицу, уплачиваемому страховые взносы за себя с 1 января 2020г. по 31 декабря 2020г.: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год, в размере 32 448 руб.; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 8 426 руб.; за 2021 год в размере 13 083 руб. 87 коп.; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 3 397 руб. 58 коп.
Административному ответчику направлены требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии и об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование: N 2342 от 25 января 2021г. со сроком исполнения до 17 февраля 2021г. и N44086 от 22 июня 2021г. со сроком исполнения до 18 ноября 2021г.
Поскольку администартивным ответчиком не уплачены налоги в установленный законом срок в полном объеме, Евтушенко Л.А. начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - в размере 88 руб. 2 коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - в размере 6 руб. 63 коп.
При таких обстоятельствах, задолженность Евтушенко Л.А. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, составляет 13 092 руб. 70 коп, пени на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 88 руб. 02 коп. за период с 2020-2021 г.г, а также задолженности страховым взносам на обязательное медицинской страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС - 3 397 руб. 58 коп, пени на задолженность на обязательное медицинское страхование - 6 руб. 63 коп.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.ст. 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органу направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за \ счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежный средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом. особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. т
В связи с тем, что в установленный срок обязанность по уплате налога и пени ответчиком не выполнена, налоговая инспекция, руководствуясь ч.1 ст. 48 НК РФ 23 декабря 2021г. обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании налога и пени, а после отмены 11 января 2022г. судебного приказа в связи с возражениями относительно его - выдачи со стороны должника - в Волосовский районный суд Ленинградской области с настоящим административным исковым заявлением о взыскании налога и пеней 21 июля 2022г, что свидетельствует о пропуске шестимесячного срока для обращения в суд с момента отмены судебного приказа.
Одновременно с подачей настоящего административного искового заявления административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности по налогам и пени, поскольку в Волосовский районный суд Ленинградской области с настоящим административным исковым заявлением о взыскании налога и пеней 21 июля 2022г. за пределами шестимесячного срока для обращения в суд с момента отмены судебного приказа.
В обоснование ходатайства административный истец указал, что изначально истец 8 июля 2022г. ошибочно обратился с иском в Тосненский городской суд Ленинградской области, определением суда от 13 июля 2022г. административный иск возвращен в связи с его неподсудностью данному суду, которое получено налоговым органом 20 июля 2022г..
Указанное ходатайство судом первой инстанции было удовлетворено, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Добровольно требование об уплате недоимки административным ответчиком не исполнено, все подтверждающие документы административным истцом суду представлены, доказательств погашения задолженности суду не представлено.
Представленный административным истцом расчет проверен судом апелляционной инстанци, признан верным, соответствующим положениям действующего законодательства, арифметических ошибок не содержит.
Принимая во внимание отсутствие доказательств исполнения обязательств административным ответчиком в части уплаты в добровольном порядке суммы задолженности по налогам и пени, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что административный иск является законным, обоснованным и подлежат удовлетворению.
Доводы административного ответчика о подписании административного иска неуполномоченным лицом судом апелляционной инстанции отклонены.
Согласно ч.8 ст.54 КАС РФ от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.
В соответствии с ч.2 ст.57 КАС РФ полномочия руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение.
Полномочия других представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, - в ином документе (часть 5 ст. 57 КАС РФ).
В силу ч.1 ст.55 НК РФ представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. J
В соответствии с п.9 ст.7 Закона РФ от 21 марта 1991г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право взыскивать недоимки и пени, а также штрафы в порядке, предусмотренном НК РФ, при этом, согласно статье 8 данного Закона, права налоговых органов, предусмотренные пунктом 9 статьи 7 Закона, предоставляются руководителям налоговых органов и их заместителям.
Таким образом, в отношении дел указанной категории заместители руководителей налоговых органов, осуществляющие в силу закона функции руководителей этих органов в целях реализации права на обращение в суд с соответствующими требованиями, не являются представителями налоговых органов в смысле, придаваемой этому понятию положениями ч.5 ст.57 КАС
РФ, в связи с чем указанные лица подтверждают в суде свои полномочия документами, удостоверяющими их служебное положение.
Принимая во внимание представленную в подтверждение занимаемой Ботниковой И.А. должности заместителя начальника МИФНС России N7 по Ленинградской области доверенность N04-26/00011 от 10 января 2022г, подписанную начальником указанного налогового органа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о подписании и подаче административного иска уполномоченным лицом.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе (в том числе и доводы об отсутствии полномочий на подписание и подачу административного иска), по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волосовского районного суда Ленинградской области от 8 сентября 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 15 декабря 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Евтушенко Л.А.-без удовлетворения.
Решение Волосовского районного суда Ленинградской области от 8 сентября 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 15 декабря 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 мая 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.