Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Захарова А.В. на решение Колпинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 10 февраля 2022 года (N 2а-1134/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 4 октября 2022 года (N 33а-11777/2022) по административному исковому заявлению Захарова А.В. к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании распоряжения.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Захарова А.В. Мадаминова М.Ш, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы представителя Министерства юстиции Российской Федерации Посторнака А.М, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Захаров А.В. обратился в Колпинский районный суд г. Санкт- Петербурга с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации, в котором просил:
признать незаконным распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 8 октября 2021 года о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - Реестр), информации о Захарове А.В.;
-обязать Министерство юстиции Российской Федерации исключить из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, информацию о Захарове А.В.
В обоснование требований административный истец указал, что 18 октября 2021 года получил уведомление от Министерства юстиции Российской Федерации N 11-119106/21 от 11 октября 2021 года о включении его в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. В связи с получением уведомления о включении в Реестр представитель административного истца направил в Министерство юстиции Российской Федерации и МИД России обращения, в которых просил предоставить копии всех документов и материалов, связанных с включением административного истца в Реестр. МИД России отказался предоставить документы и предложил обратиться в Министерство юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации, нарушив обязанность обеспечить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы административного истца, незаконно отказал в предоставлении копий указанных документов и материалов. По мнению административного истца, оспариваемое решение о включении его в Реестр принято в нарушение положений части 3 и части 7 статьи 6 Закона РФ "О средствах массовой информации" без надлежащих правовых оснований, вследствие чего является незаконным.
Указанное решение нарушает запреты на любые виды дискриминации, поскольку присвоение социального статуса иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, ставит его в неравные условия с остальными членами свободного общества; нарушает право административного истца на свободу мысли и слова, поскольку произвольно обязывает его сопровождать издаваемые и (или) распространяемые материалы дисклеймером с указанием присвоенного социального статуса, тем самым нарушая право свободно производить и распространять информацию любым законным способом, ограничивая свободы массовой информации и формируя цензуру, нарушает право административного истца на неприкосновенность частной жизни, поскольку произвольно возлагает на него юридическую обязанность отчитываться перед Министерством юстиции Российской Федерации о своей деятельности, целях и фактическом расходовании денежных средств и использовании иного имущества, а также публиковать для неограниченного круга лиц отчет о своей деятельности, лишая его возможности не давать согласия на сбор, хранение, использование и распространение информации о его частной жизни под угрозой наказания.
Решением Колпинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 10 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 4 октября 2022 года, в удовлетворении административного иска Захарову А.В. отказано.
В кассационной жалобе на решение Колпинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 10 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 4 октября 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 22 марта 2023 года, Захаров А.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными, постановленными на ненадлежащих доказательствах, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что 29 июля 2021 года в Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций поступила информация о том, что Захаров А.В. является российским журналистом, с 2018 года по настоящее время работает специальным корреспондентом Русской службы Би-би-си ("ВВС News Russian").
С августа 2020 года по январь 2021 года Захаров А.В. участвовал в расследованиях издания "Проект Медиа". В целом Захаров А.В. специализируется на расследовательской деятельности по вопросам коррупции в России.
Основной массив информации за авторством Захарова А.В. распространяется в его аккаунтах в социальных сетях:
"данные изъяты" - более 6 тыс. подписчиков;
"данные изъяты" - более 500 подписчиков;
"данные изъяты" - информация о количестве подписчиков скрыта.
Известно, что Захаров А.В. ведет "Телеграмм"-канал "данные изъяты" - количество подписчиков более 7 тыс. человек, в котором приводятся комментарии автора о текущих общественно- политических событиях, подкрепленные данными из открытых источников.
За период с июля 2020 года по июль 2021 года Захаров А.В. разместил в своем аккаунте в социальной сети "Twitter" 15 материалов изданий и физических лиц, включенных в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
За период с июля 2020 года по июль 2021 года выявлен ряд материалов иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", "Телеканал Настоящее Время", "Кавказ.Реалии", "Крым.Реалии", "SIA "Medusa Project", в которых в качестве экспертного представлено мнение Захарова А.В. или упоминается его деятельность.
Также судом установлено, что в Минюст России из Федеральной службы по финансовому мониторингу письмом от 9 сентября 2021 года поступила информация о получении Захаровым А.В, 27 июля 1983 года рождения, денежных средств из иностранных источников. На счет, открытый:
-в АО "Тинькофф Банк", ДД.ММ.ГГГГ 8 операциями поступило около 800 евро (более 71 тысяч рублей) от SPECTRS. Journalists Resources Centre (Латвия), -в АО "ЮниКредитБанк", ДД.ММ.ГГГГ 1 операцией поступило около 100 долларов США от International center for Journalist (США); ДД.ММ.ГГГГ 1 операцией поступило более 800 долларов США от Intemews Network (США); ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ 3 операциями поступило более 200 000 рублей от Бритиш Бродкастинг Корпорейшн (Би-Би-Си) - корпункт (ИНН N); ДД.ММ.ГГГГ 1 операцией поступило около 2, 1 тысяч долларов США от Payoneer Inc. (США).
Распоряжением Минюста России от 08 октября 2021 года N 1149-р в соответствии с частями 3 и 7 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" Захаров А.В. включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
В качестве основания для принятия оспариваемого распоряжения административным ответчиком представлено письмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 28 июля 2021 года. К письму приложена справка о распространении Захаровым А.В. печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц (сведения получены из открытых источников) и указано, что Захаров А.В. не является учредителем (соучредителем) средств массовой информации. Сведениями о получении денежных средств из иностранных источников Роскомнадзор не располагает.
4 октября 2021 года Министерство иностранных дел Российской Федерации согласовало включение Захарова А.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
11 октября 2021 года Минюстом России почтой административному истцу направлено уведомление N 11-119106/21 о принятом распоряжении (решении), о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что утверждения административного истца о незаконном бездействии административного ответчика, нарушении законодательства при принятии распоряжения, не нашли своего объективного подтверждения, поскольку распоряжение от 8 октября 2021 года N 1149-р о включении Захарова А.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не противоречит закону, не возлагает на него каких-либо обязанностей, не предусмотренных законом, и не ограничивает его права.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации от 27 декабря 1919 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее по тексту - Закон о СМИ) установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации (статья 29).
В соответствии со статьей 6 Закона о СМИ, юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационнотелекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к
организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таком физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216 утвержден Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного Агента (далее по тексту - Порядок).
Пунктом 9 названного Порядка предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14 названного Порядка, решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
С учетом требований части 6 статьи 6 Закона о СМИ, решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Принимая во внимание установленный факт авторства и распространения информации, созданной и распространенной иностранным средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, а также факт иностранного финансирования на день вынесения распоряжения от 8 октября 2021 года, суды пришли к верному выводу, что у Министерства юстиции Российской Федерации имелись законные основания для принятия оспариваемого распоряжения о включении административного истца в реестр.
При этом необходимо отметить, что нормами действующего законодательства Российской Федерации не предусмотрена необходимость наличия обязательной связи между получением иностранного финансирования и распространением сообщений и материалов изданий и физических лиц, включенных в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Согласно сведениям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Захаров А.В. - российский журналист, с 2018 года по настоящее время работает специальным корреспондентом Русской службы Би-би-си ("ВВС News Russian").
Согласно сведениям Федеральной службы по финансовому мониторинга (Росфинмониторинг) на банковские счета Захарова А.В. поступали денежные средства из иностранных источников.
Согласно пояснениям представителя Минюста России, ответу на запрос суда Росфинмониторинга следует, что информация о получении Захаровым А.В. денежных средств из-за рубежа была направлена в Минюст России за N 05-02-03/19688-дсп от 9 сентября 2021 года.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае совокупности обязательных вышеприведенных условий по административному делу не установлено, что повлекло отказ в удовлетворении административного иска.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов по существу заявленных административным истцом требований не опровергают.
Оспариваемые судебные акты постановлены исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку судов с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Колпинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 10 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 4 октября 2022 года без изменения, кассационную жалобу Захарова А.В. - без удовлетворения.
Решение Колпинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 10 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 4 октября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 7 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.