Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Ипполитовой Н.Е. на решение Гусевского городского суда Калининградской области от 30 июня 2022 года (N 2а-274/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 27 сентября 2022 года (N 33а-4276/2022) по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Калининградской области к Ипполитовой Н.Е. о взыскании недоимки и пени.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Калининградской области обратилась в суд с административным иском к Ипполитовой Н.Е. о взыскании недоимки и пени.
В обоснование требований инспекция указала, что за Ипполитовой Н.Е. зарегистрировано транспортное средство, также она осуществляет деятельность в качестве адвоката. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено уведомление, впоследствии выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа. В установленный срок транспортный налог, страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование не оплачены. 17 сентября 2021 года мировым судьей 1-го судебного участка Гусевского судебного района Калининградской области в отношении Ипполитовой Н.Е. вынесен судебный приказ N 2а-2048/2021, который определением мирового судьи от 11 октября 2021 года отменен. Просила взыскать с Ипполитовой Н.Е. задолженность на общую сумму 42 972, 46 руб, а именно: за 2019 год транспортный налог с физических лиц в размере 1 515 руб. и пени - 16 руб, за 2018 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 2017 года, в размере 8 426 руб. и пени 53, 72 руб, за 2019 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 306, 50 руб, за 2020 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 32 448 руб. и пени 207, 14 руб.
Решением Гусевского городского суда Калининградской области от 30 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 27 сентября 2022 года, административный иск удовлетворен частично, с Ипполитовой Н.Е. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Калининградской области взысканы:
-транспортный налог за 2019 год в размере 1 515 рублей, -пени в размере 16 рублей за период с 2 декабря 2020 года по 14 февраля 2021 года за неуплату в установленный законодательством срок транспортного налога за 2019 год, -страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 руб, -пени в размере 206, 86 руб. за период с 1 января по 14 февраля 2021 года за неуплату в установленный законом срок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год, -страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 руб. за 2020 год, -пени в размере 53, 72 рублей за период с 1 января по 14 февраля 2021 года за неуплату в установленный законом срок страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год; всего 42 665, 58 рублей.
Требования в части взыскания с Ипполитовой Н.Е. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 306, 50 руб. за 2019 год и пени в размере 0, 28 рублей за период с 3 по 8 июля 2020 года за неуплату в установленный законом срок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год оставлены без удовлетворения.
С Ипполитовой Н.Е. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 478, 44 рублей.
В кассационной жалобе на решение Гусевского городского суда Калининградской области от 30 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 27 сентября 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 24 марта 2023 года, Ипполитова Н.Е. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с нарушением норм материального и процессуального права, настаивая на пропуске налоговым органом срока обращения в суд и несоблюдение им досудебного порядка урегулирования спора, влекущих отказ в удовлетворении административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Ипполитовой Н.Е. в 2019 году было зарегистрировано транспортное средство марки "Форд Sierra" (N).
Таким образом, Ипполитова Н.Е. в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации являлась плательщиком транспортного налога за 2019 год.
В адрес Ипполитовой Н.Е. налоговым органом было направлено налоговое уведомление N 5837015 от 3 августа 2020 года, в котором указано о необходимости уплатить транспортный налог за 2019 год в размере 1 515, 00 руб. не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах. Факт направления указанного уведомления подтверждается представленным реестром почтового отправления.
В связи с неуплатой недоимки в установленный законом срок МИФНС России N 7 по Калининградской области в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации Ипполитовой Н.Е. начислены пени на недоимку по транспортному налогу за 2019 год за период просрочки с 2 декабря 2020 года по 14 февраля 2021 года в размере 16 рублей.
Кроме того, Ипполитова Н.Е. является адвокатом, осуществляла соответствующую деятельность в течение 2018-2020 г.г, в связи с чем у нее имелась обязанность уплатить в срок до 31 декабря 2020 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере - 32448 рублей и в срок до 31 декабря 2018 года на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8426 рублей.
Данная обязанность административным ответчиком в указанный срок выполнена не была, в связи с чем налоговым органом ей было направлено требование N 2129 от 15 февраля 2021 года об уплате в срок до 12 апреля 2021 года недоимки по транспортному в размере 1515 рублей и пени в сумме 16 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года - 32448 рублей, пени - 206, 86 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 год - 8426 рублей, пени - 53, 72 рублей.
Требования об уплате недоимки по транспортному налогу и пени, недоимки страховых взносов и пени налогоплательщиком не исполнены.
Разрешая требования налогового органа, суд первой инстанции, установив, что административный ответчик в указанные в административном иске налоговые периоды являлась плательщиком транспортного налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, которые в установленный срок уплачены не были, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в части, с которым согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Из материалов дела следует, что 17 сентября 2021 года мировым судьей 1-го судебного участка Гусевского судебного района Калининградской области вынесен судебный приказ о взыскании с Ипполитовой Н.Е. недоимки по транспортному налогу и пени за 2019 год, а также по страховым взносам и пени, начисленной на недоимку по страховым взносам за 2018, 2020 годы.
Указанный судебный приказ в связи с поступившими от Ипполитовой Н.Е. возражениями был отменен определением того же мирового судьи 11 октября 2021 года.
С настоящим административным исковым заявлением МИФНС N 7 по Калининградской области обратилась в Гусевский городской суд Калининградской области 29 марта 2022 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок.
Таким образом, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями в пределах установленного законом срока, основания полагать, что с Ипполитовой Н.Е. взысканы уплаченные ею ранее налоги, взносы и пени отсутствуют.
Основания полагать о несоблюдении налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора, влекущем отмену обжалуемых судебных актов, отсутствуют.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Гусевского городского суда Калининградской области от 30 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 27 сентября 2022 года без изменения, кассационную жалобу Ипполитовой Н.Е. - без удовлетворения.
Решение Гусевского городского суда Калининградской области от 30 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 27 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 7 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.