Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Григорьевой Ю.А, Черлановой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 7 февраля 2023 г. по делу N 2-5954/2022 по иску акционерного общества "Калининградгазификация" к ФИО2 об устранении препятствий в газификации.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения представителя ФИО6 адвоката ФИО9, поддержавшего доводы жалобы, представителя акционерного общества "Калининградгазификация" по доверенности ФИО7, возражавшего относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
истец - АО "Калининградгазификация" обратился в суд с иском к ФИО2 об устранении препятствий в газификации.
В обоснование требований указано, что истец осуществляет полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Калининградской области и соисполнителем программы газификации жилищно-коммунального хозяйства промышленных и иных организаций Калининградской области на период до 2031 г, утвержденной постановлением правительства Калининградской области от 18 марта 2022 г. N135.
ФИО2 на праве собственности принадлежит газопровод низкого давления к зданию по "адрес".
В связи с заключением договора о технологическом подсоединении с ФИО10 общество обратилось к ответчику за предоставлением письменного согласия на технологическое присоединение к принадлежащему ему объекту сети газораспределения, в чем ответчиком отказано.
Истец просил возложить на ответчика обязанность дать согласие на подключение к принадлежащему ответчику газопроводу. В случае неисполнения ответчиком решения суда в 10-дневный срок - считать такое согласие выданным ФИО2, обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 13 октября 2022 г. в иске АО "Калининградгазификация" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 7 февраля 2023 г. решение Центрального районного суда г. Калининграда от 13 октября 2022 г. отменено, принято новое решение, которым исковые требования АО "Калининградгазификация" к ФИО2 удовлетворены.
На ФИО2 возложена обязанность не чинить препятствий АО "Калининградгазификация" по подключению нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес" к газопроводу подземному полиэтиленовому низкого давления диаметром 110 мм, проложенному в границах земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" путем выдачи согласия на подключение.
В случае неисполнения ФИО2 решения суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу согласие на подключение нежилого здания с кадастровым номером N к газопроводу считать выданным ФИО2
Взысканы с ФИО2 в пользу АО "Калининградгазификация" расходы по оплате госпошлины в сумме 6 000 руб.
В кассационной жалобе ФИО2 содержится просьба об отмене апелляционного определения, как незаконного, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебное извещение получено ФИО10- 4 мая 2023 г, направленные в адрес ФИО2, ФИО11 судебные извещения возвращены отправителю за истечением срока хранения.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 1651 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также -ГК РФ), частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также-ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не усматривает.
Судами нижестоящих инстанций установлено и следует из материалов дела, что постановлением Правительства Калининградской области от 18 марта 2022 г. N 135 утверждена региональная программа "Программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Калининградской области на период до 2031 года".
Задачами указанной программы является обеспечение природным газом как населения, так и объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Калининградской области.
В соответствии с п.п. 17-18 указанной Программы АО "Калининградгазификация" осуществляет техническое обслуживание и эксплуатацию оборудования и газовых сетей, обеспечивает безопасную и бесперебойную эксплуатацию систем газоснабжения и реализует крупномасштабные планы газификации Калининградской области, а также проектирование и строительство новых систем газоснабжения на территории Калининградской области.
Распоряжением Губернатора Калининградской области от 6 августа 2021 г. N 32-р АО "Калининградгазификация" определено региональным оператором газификации на территории Калининградской области.
Также установлено, что ФИО2 принадлежит газопровод низкого давления подземный стальной диаметром 108 мм, протяженностью 12, 48 м; подземный полиэтиленовый диаметром 110 мм, протяженностью 37, 67; надземный стальной диаметром 15, 32, 57, 108 мм, общей протяженностью 175, 359 м; газопровод высокого давления подземный стальной диаметром 57 мм, протяженностью 25, 498 мм, надземный стальной диаметром 57 мм, протяженностью 6, 465м; ГРПШН-А-01 -Ус регулятором давления РДНК-50 и газовым обогревом. Объекты приняты в эксплуатацию актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 4 сентября 2006 г.
На строительство газопровода к производственной базе по "адрес" 5 октября 2004 г. ФИО2 были выданы технические условия на подключение Литеров В1, Г, Г1, г, Е, е производственной базы к существующему стальному газопроводу высокого давления диаметром 426 мм, проложенному по "адрес", с установкой узла редуцирования.
На основании технических условий N 384-К от 23 ноября 2006, N274К от 29 июня 2007 г. к указанному газопроводу также были подключены помещения производственной базы по "адрес".
30 декабря 2014 г. между АО "Калининградгазификация" и ФИО2 заключен договор на техническое обслуживание данного газопровода.
На основании технических условий N 38 от 29 марта 2019 г. ФИО2 были осуществлены работы по перекладке газопровода низкого давления диаметром 108 мм, проложенного по фасаду демонтируемого "адрес", к объекту газопотребления по "адрес".
Право собственности ФИО2 на газопровод не зарегистрировано.
7 декабря 2021 г. между АО "Калининградгазификация" и ФИО10 заключен договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения нежилого здания в пределах границ земельного участка с КН N расположенного по адресу: "адрес" в соответствии с техническими условиями от 7 декабря 2021 г.
Точкой подключения согласно техническим условиям указан подземный полиэтиленовый газопровод низкого давления диаметром 110 мм, проложенный в пределах границ земельного участка с N по "адрес" находящийся в эксплуатации АО "Калининградгазификация" по договору на технологическое подключение N17/14-991-2014 от 30 декабря 2014 г, заключенному с ФИО2
7 декабря 2021 г. истец направил ФИО2 обращение о выдаче согласия на подключение (технологическое присоединение) к принадлежащему ему газопроводу объекта третьего лица.
20 декабря 2021 г. ФИО2 отказано в выдаче такого согласия со ссылкой на необходимость догазификации принадлежащих ему объектов, расположенных на земельном участке с N, а также субабонента с N, с указанием на возможности обсуждения вопроса подключения иных лиц при предоставлении гидравлического расчета пропускной способности газопровода с учетом всех перспективных подключений.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая истцу в иске, принял во внимание потребность собственника газопровода в увеличении объемов газоснабжения принадлежащих ему объектов, уведомление об этом регионального оператора газификации, наличие такой возможности с учетом гидравлического расчета, отсутствие свободной пропускной способности ГРС Калининград N1, и пришел к выводу, что подключение к принадлежащему ФИО2 газопроводу иных потребителей нарушит его права и законные интересы, ограничив ему доступ к газификации собственных объектов недвижимости и возложив на него необоснованные затраты по их подключению к иному газопроводу.
Суд счел необоснованными доводы истца о создании препятствий в реализации региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Калининградской области, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 18 марта 2022 г. N 135, поскольку объект недвижимости третьего лица, в отношении которого подана заявка на подключение, не относится к объекту социальной газификации и не вошел в план мероприятий указанной региональной программы.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из предусмотренного региональной программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Калининградской области, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 18 марта 2022 г. N 135 Плана мероприятий осуществления работ по строительству и реконструкции газопроводов, прокладке новых линий, положений Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547, действующих с 18 октября 2021 г, оценив представленные в материалы дела доказательства, признал установленным, что ответчик не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов, как и возникновения для него негативных последствий в результате подключения (технологического присоединения) нежилого здания третьего лица к принадлежащему ему газопроводу.
Отклоняя ссылки ФИО2 на то, что подключение к принадлежащему ему газопроводу иных потребителей нарушит его права и законные интересы, ограничит ему доступ к газификации собственных объектов недвижимости и приведет к необоснованным затратам по их подключению к иному газопроводу, суд апелляционной инстанции указал на то, что сообщение о подключении третьего лица направлено АО "Калининградгазификация" ФИО2 7 декабря 2021 г, тогда как представленный ответчиком предварительный договор с ОАО "Агродело" от 10 июня 2022 г. на осуществление совместной деятельности по производству пастилы, согласно которому ИП ФИО2 обязуется предоставить помещения для размещения оборудования и готового товара, предоставить электрическую мощность достаточную для производства, предоставить тепловую мощность на основе газоснабжения достаточную для производства; расчет-заявка ООО "БИК" для получения разрешения на использование природного газа для комплекса нежилых строений, расположенных на земельном участке с N,, с учетом установки 12 ротационных печей мощностью 0, 12 МВт каждая, согласно которому максимальный часовой расход газа составит 157, 2 куб.м/ч, и заявка с приложением указанных документов поданы ФИО2 в АО "Калининградгазификация" 2 августа 2022 г, то есть на момент обращения АО "Калининградгазификация" к ФИО2 за дачей согласия 7 декабря 2021 г. не мог учитываться предполагаемый максимальный часовой расход газа в объеме 157, 2 куб.м/ч, на подключение планируемого к установке дополнительного оборудования, как не относящийся к существующим потребителям, а все действия, свидетельствующие о намерении подключить к газопроводу иные объекты, произведены ФИО2 после обращения истца с заявлением о даче согласия на подключение.
Удовлетворяя требования истца, суд апелляционной инстанции учел, что истцом в материалы дела представлена заявка, подтверждающая волеизъявление на газификацию, поступившая в адрес истца от ФИО10, договор технологического присоединения, технические условия, те обстоятельства, что газопровод ответчика проходит по земельному участку ФИО10, подлежащего газификации, является ближайшим источником газоснабжения по подключению нежилого здания, расположенного на земельном участке с КН N по адресу: "адрес", при этом газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа, тогда как отказ ответчика противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям, не предоставляя согласие на подключение к газопроводу-источнику, ответчик препятствуют в выполнении АО "Калининградгазификация" договора о подключении и возложенных на него функций.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что отказ ответчика противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям и не соответствует положениям статьи 10 ГК РФ, основан на установленных судом обстоятельствах, что газопровод низкого давления, принадлежащий ответчику, обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей, при этом газопровод не является обособленным объектом газового хозяйства, присоединен непосредственно к газораспределительной системе Калининградской области и является ее частью.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований АО "Калининградгазификация" основаны на правильном применении и толковании норм материального права, сделаны с соблюдением норм процессуального права.
В соответствии со ст. 8.1 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" - к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей (ч.3 ст. 27 "О газоснабжении в Российской Федерации").
Главой V Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" установлены основы создания и развития единого рынка газа на территории Российской Федерации, в соответствии с которыми развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется единым оператором газификации, региональным оператором газификации совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами публичной власти федеральных.
Основами создания и развития единого рынка газа на территории Российской Федерации являются: формирование круга потребителей газа на основе широкого внедрения газа как энергетического и топливного ресурса в производство и быт на федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации - развитие газификации; создание экономически взаимовыгодных отношений потребителей и поставщиков газа; создание условий надежного обеспечения газом потребителей различных категорий; проведение государственной политики ценообразования, направленной на развитие единого рынка газа.
В силу частей 3 и 4 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В целях создания технической возможности технологического присоединения к газораспределительной сети объектов капитального строительства, в отношении которых лицом, обратившимся в газораспределительную организацию с заявкой о таком технологическом присоединении, получен отказ в выдаче технических условий на технологическое присоединение объектов капитального строительства к газораспределительной сети по причине отсутствия пропускной способности объектов газотранспортных систем, принадлежащих организациям - собственникам систем газоснабжения, такие организации обязаны проводить мероприятия, направленные на увеличение пропускной способности объектов принадлежащих им газотранспортных систем в объеме, превышающем объем неудовлетворенных заявок, в соответствии с критериями и в порядке, определяемыми Правительством Российской Федерации.
Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547, действующие с 18 октября 2021 г. (далее также - Правила N1547), устанавливают порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения.
В соответствии с понятиями, введенными пунктом 2 Правил N1547, основной абонент - это юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.
Исполнителем, согласно Правил подключения газоиспользующего оборудования, является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.
Точкой подключения в соответствии с указанными Правилами является место соединения сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента с сетью газопотребления или газораспределения заявителя, а в случае обращения заявителя к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка в соответствии с пунктом 12 Правил N1547 - наружная (внешняя) стена объекта капитального строительства.
Согласно пункту 12 Правил N1547 - заявитель вправе обратиться к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка, и (или) по проектированию сети газопотребления, и (или) по установке газоиспользующего оборудования, и (или) по строительству либо реконструкции внутреннего газопровода объекта капитального строительства, и (или) по установке прибора учета газа, и (или) по поставке газоиспользующего оборудования, и (или) по поставке прибора учета газа.
В соответствии с пунктом 6 Правил N1547 - договор о подключении заключается между заявителем, исполнителем и единым оператором газификации или региональным оператором газификации.
В случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей (п. 48 Правил N1547).
Основанием для отказа в выдаче технических условий правообладателю земельного участка, который намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы.
В соответствии с частью 1 статьи 3271 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Отменяя решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований АО "Калининградгазификация" и принимая по делу новое решение об удовлетворении требований истца, суд апелляционной инстанции, действуя в соответствии с частью 1 статьи 3271 ГПК РФ и положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16, применил подлежащие к спорным отношениям сторон нормы материального права.
Доводы ответчика о том, что положения ст. 27 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и п. 48 Правил N1547 распространяются исключительно на юридических лиц, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно признаны несостоятельными в силу характера спорных правоотношений, так как с учетом специфики правового режима газопровода, как части системы газоснабжения, предназначенной для снабжения энергией через присоединенную сеть, не предусмотрены какие-либо особенности подключения объектов к сетям газоснабжения с использованием газопровода, принадлежащего физическому лицу, по сравнению с использованием газопроводов, находящихся в собственности юридических лиц, то есть основной абонент, являющийся как юридическим, так и физическим лицом, не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с п. 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках.
Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям).
Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.
Судом установлено, что разработка предложенной истцом схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 "Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы", согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.).
При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (до 1 августа 2020 г. постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521, с 1 августа 2020 г. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2020 г. N 985).
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции соответствует нормам материального права и установленным судом обстоятельствам, согласно которым газопровод ответчика проходит по земельному участку ФИО10, подлежащего газификации, данный газопровод является ближайшим источником газоснабжения по подключению нежилого здания, расположенного на земельном участке с N по адресу: "адрес", газопровод подземный полиэтиленовый низкого давления диаметром 110 мм, проложенный в границах земельного участка с N по адресу: "адрес" обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа, а намерение ответчика ФИО2 в дальнейшем подключить других абонентов само по себе не подтверждает отсутствие достаточной пропускной способности указанного газопровода для подключения спорного объекта.
В соответствии с частью 2 статьи 329 ГПК РФ в апелляционном определении указаны, в том числе обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
При этом в обжалуемом заявителем апелляционном определении отражены результаты оценки доказательств и приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям статьи 67 ГПК РФ.
Давая оценку представленным представителем ФИО2 суду апелляционной инстанции выданных АО "Калининградгазификация" 23 января 2023 г. технических условий на установку дополнительного оборудования, предусматривающие величину максимального часового расхода газа подключаемого оборудования - 131, 0 куб.м. в час, величина ранее подключенного оборудования - 31, 32 куб.м, суд апелляционной инстанции отметил, что технические условия предусматривают иную точку подключения, чем объект ФИО10, - надземный стальной участок газопровода низкого давления диаметром 108 мм, проложенного по фасаду нежилого здания в границах земельного участка с N по "адрес" находящегося в эксплуатации АО "Калининградгазификация" по договору на техническое и аварийное обслуживание, заключенному с ФИО2 30 декабря 2014 г, предусматривают срок подключения 1, 5 года. Ранее выданные 7 декабря 2021 г. ФИО10 технические условия предусматривают величину максимального часового расхода газа подключаемого оборудования 3, 533 куб.м. в час, срок подключения 135 дней.
Выдачей ФИО2 указанных технический условий подтверждается наличие достаточной пропускной способности принадлежащего ему газопровода, поскольку при их выдаче АО "Калининградгазификация" в силу п. 41 Правил N1547 оценивались пропускная способность сети газораспределения; учитывались принятые обществом в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательства по обеспечению подключения объекта капитального строительства ФИО10 к сетям газораспределения, наличие существующих потребителей.
Таким образом, в случае подключения новых абонентов ФИО2 в соответствии с выданными техническими условиями, пропускная способность принадлежащего ему газопровода источника будет достаточной для обеспечения всех потребителей.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя, аналогичные приводимым при разрешении спора относительно не распространения положений ст. 27 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и п. 48 Правил N1547 на спорные правоотношения, нарушения апелляционным определением права собственности и законных интересов заявителя по доступу к газификации собственных объектов недвижимости в необходимом объеме, проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции несостоятельными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Несогласие заявителя жалобы с произведенной судом оценкой доказательств и установленными по делу обстоятельствами не может быть признано основанием для отмены в кассационном порядке судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства по делу, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции имелись основания, установленные статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворения иска АО "Калининградгазификация" и для удовлетворения требований истца.
Предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены апелляционного определения и оставления в силе решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 7 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.