Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Козловой Е.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2022 г. по делу N по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" и "адрес" о возложении обязанности назначить пенсию, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А, выслушав объяснения истца и ее представителя Герасимовой М.И, поддержавших кассационную жалобу, представителя ответчика Шевниной О.В, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного Фонда по Санкт-Петербургу и "адрес", в котором просила возложить на ответчика обязанность назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) с момента наступления права, с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований указала, что обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во "адрес" Санкт-Петербурга (после реорганизации ГУ - Отделение Пенсионного Фонда по Санкт-Петербургу и "адрес") за назначением страховой пенсии по старости с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, в целях назначения пенсии предоставила справку N от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Санкт-Петербургским государственным автономным учреждением "Центр занятости населения Санкт-Петербурга", в назначении пенсии истцу отказано, в связи с недостижением возраста 59 лет.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и "адрес".
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение неправомерных судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражениях на неё, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены нижестоящими судами.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ - УПФ РФ во "адрес" Санкт-Петербурга за назначением страховой пенсии по старости.
Истцом для назначения пенсии предоставлена справка N от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Санкт-Петербургским государственным автономным учреждением "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она состоит на учёте в качестве безработного и получает пособие по безработице.
Решением ГУ - УПФ РФ во "адрес" Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ году истцу в назначении пенсии было отказано, поскольку заявитель не достиг необходимого возраста 59 лет.
Разрешая заявленные исковые требования ФИО1, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь положениями частей 1, 1.2 статьи 8, статьями 13, 14, 35 Федерального закона N 400-ФЗ, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не достигла необходимого возраста 59 лет, а также не представила доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для досрочного назначения пенсии безработному гражданину, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
С указанными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласился, указав, что они соответствуют установленным судом обстоятельствам, в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 56 лет 6 месяцев.
При этом согласно пункту 19 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н, заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (част 1.2 названной нормы).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно статье 35 "Переходные положения" Федерального закона N 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2021 году составляет 12 лет, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) составляет не ниже 21.
В соответствии с частью 1 статьи 11 вышеназванного закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста; такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом N 400-ФЗ.
Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, указанным в настоящем пункте, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. N 116н были утверждены Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляет социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам.
Согласно пунктам 154, 155 указанных Правил основанием для выдачи работником центра занятости населения предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину является решение о досрочном выходе на пенсию гражданина, признанного в установленном порядке безработным, исходя из объемов субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на социальные выплаты безработным гражданам. При этом установлены критерии принятия решения о досрочном выходе на пенсию безработного гражданина.
Согласно пункту 158 Правил предложение выдается безработному гражданину для последующего обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, либо направляется в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
Суд первой инстанции исходил из того, что лицо имеет право на получение предложения о досрочном выходе на пенсию по старости при соблюдении всей совокупности установленных для этого законодателем критериев.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отметив, что отказ пенсионным органом в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ не повлек лишение возможности истца реализовать свое право на назначение досрочной страховой пенсии с момента его возникновения.
Довод истца о том, что пенсионный орган был вправе рассмотреть вопрос о назначении досрочной страховой пенсии со дня возникновения у него права на такую пенсию, судом апелляционной инстанции отклонён, как несостоятельный, поскольку реализация права на досрочное назначение пенсии носит заявительный характер и связывается законодателем с датой обращения за ее назначением.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция полагала, что судом первой инстанции исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Доводы ФИО1 на осуществление ею трудовой деятельности, подлежащей включению в специальный стаж в спорный период времени, приводились заявителем, являлись предметом исследования суда первой инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в решении суда, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального права.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции не может признать выводы, к которым пришли нижестоящие судебные инстанции, правомерными, основанными на установленных по делу обстоятельствах, в силу следующего.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Судом не учтено следующие положения закона, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Заслуживает внимания позиция истца, согласно которой ей пенсионный орган не разъяснил право на получение в Центре занятости предложения о досрочном назначении пенсии по старости, тогда как ею представлена справка о том, что она состоит на учете в качестве безработного.
Согласно пенсионному делу в отношении истца ей такое право ответчиком не разъяснено.
Как полагает истец, право на досрочное назначение пенсии по старости наступило 19 июля 2021 г, необходимый страховой стаж 20 лет у неё имеется, ею в исковом заявлении приведен соответствующий расчёт.
Согласно пункту 2 части 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
Таким образом, учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 16), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2022 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.