Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Савинова К.А, Рогожиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воробьевой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Балымова М.В. о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год, по апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 1 марта 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, представителя административного истца Ким К.А, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
12 ноября 2018 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N Сл-326-25615/18 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" (далее также - приказ от 12 ноября 2018 года N Сл 326-25615/18, Перечень на 2019).
Приказ от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615/18 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
25 ноября 2019 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N 326-13-369863/19 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19, Перечень на 2020).
Приказ от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
19 ноября 2020 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N 326-13-631667/20 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20, Перечень на 2021).
Приказ от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
25 ноября 2021 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N 326-13-703523/21 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" (далее также - приказ от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21, Перечень на 2022).
Приказ от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт 2757 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2019 год, пункт 2699 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2020 год, пункт 2722 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2021 год, пункт 3083 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2022 год, включен объект недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером "Номер" общей площадью 939, 8 кв.м, по адресу: "Адрес"
Индивидуальный предприниматель Балымов ФИО11 (далее также - административный истец, ИП Балымов М.В.) обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в указанных частях.
Как указал административный истец, ИП Балымов М.В. на праве собственности является собственником нежилого здания с кадастровым номером "Номер", площадью 939, 8 кв.м, по адресу: "Адрес" назначение "нежилое", наименование "отдельно стоящее здание".
Указанный объект недвижимости не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ в связи с чем, не подлежит включению в вышеуказанные Перечни.
Решением Нижегородского областного суда от 01 марта 2023 года административное исковое заявление удовлетворено. Судом постановлено: административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Балымова Михаила Владимировича удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- пункт 2757 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года N Сл326-25615/18;
- пункт 2699 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19;
- пункт 2722 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20;
- пункт 3083 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21.
Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
Не согласившись с указанным решением, Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обосновании жалобы указано, что судом необоснованно отклонены доводы административного ответчика о наличии у спорного объекта критериев, установленных статьей 378.2 НК РФ.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе прокурором участвующим в деле представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Представитель административного истца "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы отклонила, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества определены уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области с соблюдением требований законодательства к порядку принятия и введения их в действие.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 НК РФ, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 года N401-ФЗ);
В пунктах 3, 4 статьи 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 года N401-ФЗ);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 года N401-ФЗ);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принадлежащие административному истцу объекты недвижимости, по состоянию на дату принятия Перечней, не относились к объектам недвижимости к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда правильным, основанным на правильном применении норм материального права, по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, а также материалами дела подтверждается, что Балымов М.В. является собственником нежилого здания с кадастровым номером "Номер" общей площадью 939, 8 кв.м, по адресу: "Адрес" что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости "Номер" от 07 декабря 2022 года.
Нежилое здание с кадастровым номером "Номер" включено в пункт 2757 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2019 год, пункт 2699 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2020 год, пункт 2722 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2021 год, пункт 3083 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2022 год.
Спорный объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером "Номер" общей площадью 939, 8 кв.м, по адресу: "Адрес", имеет назначение "нежилое", наименование "отдельно стоящее здание", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости "Номер" от 07 декабря 2022 года.
Нежилое здание с кадастровым номером "Номер" расположено на земельном участке с кадастровым номером "Номер" который имеет вид разрешенного использования "под здание административно-бытового назначения с прилегающей территорией", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости "Номер" от 07 декабря 2022 года.
Здание поставлено на кадастровый учет 18 сентября 2009 года. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 18 августа 2009 года.
Согласно данным технического паспорта технический паспорт от 05 февраля 2002 года в здании предусмотрено размещение следующих помещений: Литер А, этаж подв.: склад (3), коридор (2), туалет, лест.клетка, сушилка, гладильная, прачечная, тамбур, котельная, мастерская. Литер А, этаж 1: группа (2), кладовая (3), мойка (2), туалет (2), спальня (2), коридор (5), раздевалка (3), лест.клетка (3), тамбур (3), медкабинет, санузел, кабинет заведующего, методический кабинет, склад (2), заготовочная, кухня. Литер А, этаж 2: группа (2), кладовая (3), мойка (2), туалет (2), спальня (2), коридор (3), шкаф (2), раздевалка (2), лест.клетка (2), актовый зал, физкультурный зал.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания спорного объекта недвижимости, налоговая база которого исчисляется из кадастровой стоимости и на основании сведений, содержащихся в технической документации, поскольку спорный объект недвижимости не подпадает под критерии, предусмотренные ст.378.2 НК РФ.
Административным ответчиком относимых и допустимых доказательств с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечни, не представлено.
Мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости на момент его включения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год, не проводились.
Судом первой инстанции также установлено, что по адресу: "данные изъяты" зарегистрированы юридические лица "юр.лицо1" (с 17 марта 2017 года), "юр.лицо2" (с 24 апреля 2017 года), "юр.лицо3" (с 29 мая 2020 года), "юр.лицо4" (с 26 февраля 2006 года), "юр.лицо5" (с 16 января 2008 года), "юр.лицо6" (с 19 января 2010 года), "юр.лицо8" (с 20 июня 2019 года), "юр.лицо7" (с 15 сентября 2020 года), "юр.лицо9" (с 14 декабря 2020 года).
При этом, из материалов дела следует, что в отношении "юр.лицо1"", "юр.лицо2", "юр.лицо3" "юр.лицо4"", "юр.лицо5" "юр.лицо6" "юр.лицо7" "юр.лицо9" контрольно-кассовая техника по адресу "Адрес" не зарегистрирована.
В отношении "юр.лицо8"" зарегистрирована контрольно-кассовая техника РН ККТ: "Номер", ЗН ККТ: "Номер", модель ККТ: "Номер", адрес место установки ККТ: "Номер", "Адрес" дата регистрации ККТ: 02 октября 2019 года, снята с учета налоговым органом в одностороннем порядке 11 января 2023 года, дата последней операции по ККТ: 18 октября 2020 года.
В отношении "юр.лицо1" проводилась проверка достоверности сведений об адресе в ЕГРЮЛ. На основании письма собственника об отсутствии договорных отношений и иных мероприятий внесена запись о недостоверности 16 августа 2021 года.
В отношении "юр.лицо6" проводилась проверка достоверности сведений об адресе в ЕГРЮЛ. 04 мая 2021 года проведен осмотр, по результатам осмотра организация не обнаружена. 22 июня 2021 года внесена запись о недостоверности.
На основании письма собственника Балымова М.В. от 29 ноября 2021 года с "юр.лицо3" был заключен договор аренды от 25 мая 2020 года N 50, срок действия договора с 01 июня 2020 года по 30 апреля 2021 год. Договор аренды расторгнут 28 февраля 2021 года. Согласно п. 1.2. договора аренды нежилого помещения от 25 мая 2020 года N 50 Арендодатель обязуется предоставить Арендатору за плату во временное пользование нежилые помещения под номерами 15, 16, часть помещения 19 и туалет (часть помещения) под номером 17 общей площадью примерно 30, 0 кв.м, расположенные на втором этаже отдельно стоящего здания по адресу: "Адрес". На основании п.1.3. вышеназванного договора Помещение будет использоваться Арендатором для размещения офиса.
В материалах дела имеется также договор аренды нежилого помещения N 51 от 07 июня 2019 года, заключенного между ИП Балымовым М.В. (Арендодатель) и "юр.лицо8" (Арендатор). Арендодатель обязуется предоставить Арендатору за плату во временное пользование часть нежилого помещения под номером N 1.1 площадью 6, 3 кв.м. (общая площадь помещения составляет 8, 3 кв.м.), расположенное на 2-ом этаже отдельно стоящего здания по адресу: "Адрес"" (далее Помещение) (п.1.2.). Помещение будет использоваться Арендатором для размещения офиса. Срок аренды по договору устанавливается с 07 июня
Таким образом, из представленных доказательств следует, что площадь помещений, используемых для целей статьи 378.2 НК РФ, составляет менее 20% установленных положениями.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорные объекты недвижимого имущества в оспариваемые Перечни включены быть не могли, поскольку они не соответствуют критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела и доказательствами, оцененными по правилам статьи 84 КАС РФ, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В целом доводы административного ответчика повторяют правовую позицию заявителя жалобы и были надлежащим образом проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу и обоснованно отклонены.
При таком положении суд первой инстанции законно признал оспариваемые пункты Перечней недействующими.
Вместе с тем, оставляя обжалуемое решение без изменения, суд апелляционной инстанции учитывает, что в абзацах 4, 5, 6 резолютивной части мотивированного решения Нижегородского областного суда от 01 марта 2023 года содержаться описки в указании даты в названии документа, а именно указано 2019 год, вместо 2020, 2021, 2022 год соответственно. Данная описка в силу статьи 184 КАС РФ, пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" подлежит исправлению судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 1 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Исправить описку допущенную в резолютивной части мотивированного решения, а именно в абзацах 4, 5, 6 вместо 2019 год читать 2020, 2021, 2022 год соответственно.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 06 июня 2023 года.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.