Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "БАШАЛЬЯНССТРОЙ" Пролипото А.С. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Башкортостан от 14 сентября 2022 года N 18810502220914341164, решение начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Башкортостан от 26 сентября 2022 года, решение судьи Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 октября 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "БАШАЛЬЯНССТРОЙ",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Башкортостан от 14 сентября 2022 года N 18810502220914341164, оставленным без изменения решением начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Башкортостан от 26 сентября 2022 года, решением судьи Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 октября 2022 года и решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2022, общество с ограниченной ответственностью "БАШАЛЬЯНССТРОЙ" (далее-ООО "БАШАЛЬЯНССТРОЙ", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор общества Пролипото А.С. просит отменить вынесенные в отношении общества постановление и решение должностных лиц и судебные решения с прекращением производства по делу. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования состоявшихся по делу актов.
Ходатайство заявителя о восстановлении срока обжалования указанных постановления и решения должностных лиц и судебных решений рассмотрению не подлежит, поскольку срок обжалования вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов не предусмотрен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и проверка доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов влечет в отношении юридических лиц наложение административного штрафа от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере пятисот тысяч рублей.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок, предусмотрен Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200 (далее - Правила перевозки грузов автомобильным транспортом).
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, в качестве тяжеловесного транспортного средства рассматривается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства.
При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно части 2 статьи 31 названного закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Как следует из материалов дела, 5 сентября 2022 года в 15 часов 07 минут на участке 63 км+150 м автомобильной дороги Бирск-Тастуба-Сатка Караидельского район Республики Башкортостан, водитель тяжеловесного трёхосного транспортного средства КАМАЗ К3340, государственный регистрационный знак N, собственником (владельцем) которого является ООО "БАШАЛЬЯНССТРОЙ", в нарушение приведенных выше норм двигался без специального разрешения с осевой нагрузкой одиночного транспортного средства на 72, 63 % (5, 810 т) на ось N 2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 13, 810 т на ось N 2 при допустимой нагрузке 8, 000 т на ось, на 44, 25 % (3, 540 т) на ось N 3 (погрешность измерения 10%), с нагрузкой 11, 540 т на ось N 3 при допустимой нагрузке 8, 000 т на ось.
Административное правонарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме "АПВГК" серийный номер N 209577, свидетельство о поверке которого N С-БН/30-12-2021Э123529929, действительно до 29 декабря 2022 года.
Оснований усомниться в правильности показаний технического средства измерения, проверки параметров и отсутствие специального разрешения на осуществление движения по автомобильной дороге тяжеловесного автотранспортного средства не имеется.
Приведенные обстоятельства подтверждены совокупностью имеющихся в деле доказательств, которым дана юридическая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия ООО "БАШАЛЬЯНССТРОЙ" как собственника указанного автомобиля образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Должностные лица и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии ООО "БАШАЛЬЯНССТРОЙ" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется. Категория дороги и предельно допустимая осевая нагрузка транспортных средств на участке 63 км+150 м автомобильной дороги Бирск-Тастуба-Сатка Караидельского район Республики Башкортостан определены верно.
Довод жалобы о необоснованности привлечения ООО "БАШАЛЬЯНССТРОЙ" к административной ответственности с указанием на то, что в момент, относящийся к событию административного правонарушения, транспортное средство находилось во временном пользовании иного лица, являлся предметом рассмотрения судей предыдущих судебных инстанций, получил должную правовую оценку, подробно изложенную в обжалуемых судебных актах, не согласиться с которой оснований не имеется.
Копии договора аренды транспортного средства без экипажа от 1 августа 2022 года, акту приема-передачи транспортного средства к данному договору, платежному поручению от 25 октября 2022 года оплаты по договору аренды, представленным в обоснование довода о невиновности ООО "БАШАЛЬЯНССТРОЙ" в совершении вмененного правонарушения, предыдущими судебными инстанциями дана юридическая оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объективность которой сомнений не вызывает.
Судебные инстанции с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела пришли к правильному выводу о том, что представленные обществом документы не являются достаточным доказательством, бесспорно подтверждающим, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось в пользовании иного лица или по каким-то причинам выбыло из владения собственника.
При таких обстоятельствах обоснованность привлечения ООО "БАШАЛЬЯНССТРОЙ" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины общества в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений пунктов 3.2, 3.3 статьи 4.1 указанного Кодекса и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18 января 2019 года N 5-П.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления и решения должностных лиц или судебных решений, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Башкортостан от 14 сентября 2022 года N 18810502220914341164, решение начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Башкортостан от 26 сентября 2022 года, решение судьи Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 октября 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "БАШАЛЬЯНССТРОЙ", оставить без изменения, а жалобу директора общества Пролипото А.С. оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.