Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Белова В.И, судей Орловой И.Н. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 16 февраля 2023 года кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО) и поданное 24марта 2023 года кассационное представление прокурора Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 25 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 26 декабря 2022 года по гражданскому делу N 2-867/2022 по иску прокурора Октябрьского района г. Ижевска к администрации муниципального образования "город Ижевск" о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, объяснения старшего прокурора четвертого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, поддержавшего отзыв кассационного представления, поданного прокурором прокурора Удмуртской Республики, представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО по доверенности Чикурова И.С. представителя ЖКС N 15 (г.Сарапул) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО по доверенности Гильфановой Ю.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Октябрьского района г. Ижевска, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "город Ижевск", в котором просил о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества: канализационной сети от канализационного колодца Ксущ (от сети ресурсоснабжающей организации) до наружной стены здания по адресу: "адрес" (3 ввода) и водопроводной сети от водопроводного колодца Всущ (от сети ресурсоснабжающей организации) до наружной стены здания по адресу: "адрес".
В обоснование административного иска указано, что названная канализационная и водопроводная сети не имеют собственника, никем не обслуживаются, а администрация уклоняется от исполнения возложенной на неё законом обязанности по выявлению бесхозяйного имущества и постановке его на учёт в данном качестве.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 25 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 26 декабря 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 3 апреля 2023 года, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО просит отменить судебные акты как постановленные при неправильном применении норм материального права и направить дело на новое рассмотрение, указав, что акт разграничения эксплуатационной ответственности между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и гарантирующей организацией МУП г. Ижевска "Ижводоканал", не подписан в соответствии с требованиями пунктов 31(1) и 31(2) постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644. Оспариваемые участки сетей должны находиться в эксплуатационной ответственности гарантирующей организации. Отмечает, что акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не могут являться единственным доказательством принадлежности сетей какому-либо лицу, поскольку данные акты являются не правоустанавливающими, а техническими документами.
В кассационном представлении, поступившем в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 6 апреля 2023 года, прокурор Октябрьского района г.Ижевска просит отменить судебные акты как постановленные при неправильном применении норм материального права, направить дело на новое апелляционное рассмотрение. Указывает, что водопроводная и канализационная наружная сеть обладает признаками недвижимости, а то обстоятельство, что спорные участки сетей предназначены только для водоснабжения и водоотведения здания по адресу: г. Ижевск, ул. 30 лет Победы, д. 7, и не могут использоваться для других объектов, значения не имеет, спорное здание признаками главной вещи не обладает, а обслуживающие его водопроводная и канализационная наружная сеть не может являться принадлежностью указанного здания. Правовой статус указанных вещей положениями статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируется, как ошибочно указано судом.
Отмечает, что, поскольку спорный объект недвижимого имущества не имеет собственника, никем не обслуживается и на чьем-либо балансе или в ведении не находится, отсутствуют правоустанавливающие документы на него, следовательно, спорная сеть водопровода является бесхозяйной, а так как действующим законодательством полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения возложены на органы местного самоуправления, то именно на ответчика должна быть возложена обязанность по совершению действий, предусмотренных действующим законодательством по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 31 марта 2023 года осуществлен переход к рассмотрению данного дела по правилам административного судопроизводства с передачей дела в судебная коллегия по административным делам.
Администрацией МО "город Ижевск" поданы возражения на кассационную жалобу.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 11 апреля 2023года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представлено заявление прокурора Удмуртской Республики Николаева А.Ю. об отзыве кассационного представления.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 321 КАС РФ кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если поступила просьба об отзыве кассационных жалобы, представления.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 329 КАС РФ, суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 321 данного Кодекса.
Заявление о возвращении кассационной жалобы, об отзыве кассационного представления может быть подано в суд кассационной инстанции после передачи кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, как до проведения судебного заседания, так и непосредственно в судебном заседании.
Поскольку в судебном заседании поступило заявление об отзыве кассационного представления на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 26 декабря 2022 года, указанное кассационное представление подлежит оставлению без рассмотрения по существу.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
С учетом части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативно-правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
Судами установлено и следует из материалов дела, что здание по адресу: "адрес", построено Электромеханическим заводом как здание детского сада вместе с необходимыми для его функционирования инженерными коммуникациями, в том числе сетями водоснабжения и канализации.
Здание детского сада принято в эксплуатацию 29 декабря 1973 года.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 3 мая 1995года N 3 данное здание со всеми коммуникациями передано на баланс войсковой части N 07297.
Постановлением Первого заместителя главы администрации г. Ижевска от 11 сентября 1995 года N 305 в связи с передачей войсковой части N 07297 здания детского комбината N 197 у ГП "Электромеханический завод" изъята часть земельного участка площадью 66318, 19 кв.м, предоставленного для строительства детских комбинатов решениями исполкома горсовета от 30июля 1966 года N 481 и от 1 апреля 1971 года N 1998, и войсковой части N07297 в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 4785, 12 кв.м для эксплуатации служебного здания войсковой части по адресу: "адрес". Данному участку впоследствии присвоен кадастровый N.
В настоящее время здание по адресу: "адрес", учтено в реестре федерального имущества.
На основании распоряжения МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области от 6 февраля 2019 года N 90-р названное здание передано в оперативное управление ФКУ "Войсковая часть 28267", о чём в Едином государственном реестре недвижимости осуществлена запись о регистрации от 18 февраля 2019 года.
Земельный участок с кадастровым номером 18:26:010214:8, на котором расположено данное здание, находится в федеральной собственности (право собственности Российской Федерации зарегистрировано 16 января 2018 года), с 10 апреля 2019 года земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ "Войсковая часть 28267".
Канализационная сеть от канализационного колодца Ксущ (от сети ресурсоснабжающей организации) до наружной стены здания по адресу: "адрес" (3 ввода) и водопроводная сеть от водопроводного колодца Ксущ (от сети ресурсоснабжающей организации) до наружной стены указанного здания, расположены на земельном участке, предоставленном для размещения и эксплуатации данного здания, являются участками сетей, соединяющими магистральные сети общего пользования с внутренними сетями водоснабжения и канализации указанного здания, и не предназначены и не могут использоваться для других объектов.
В Реестре федерального имущества и в Реестре недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации сведения о балансодержателях данных сетей отсутствуют.
Постоянно действующей комиссией по выявлению бесхозяйных объектов, расположенных на территории муниципального образования "город Ижевск", созданной на основании постановления администрации г. Ижевска от 21 октября 2009 года N 1014, по обращению ЖКС N 15 (г. Сарапул) ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО от 4 декабря 2020 года N370/4/3/15/10933 принято решение об отказе в признании вышеуказанных сетей бесхозяйными, о чем оформлен протокол от 21 января 2021 года N 05-2021.
Разрешая заявленный административный иск и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 135, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", статьями 2, 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"), исходил из того, что спорные водопроводная и канализационная сеть, и земельный участок, на которых они расположены, имеют собственника, являются принадлежностью к главной вещи (здание по адресу: "адрес"), находятся в федеральной собственности, не являются бесхозяйными; отказ органа местного самоуправления в признании вышеуказанных сетей бесхозяйными соответствует требованиям законодательства, законных оснований для возложения обязанности на орган местного самоуправления обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, так как они соответствуют нормам материального и процессуального права, установленным по делу обстоятельствам не противоречат.
По правилам пункта 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Статьей 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" определено, что водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5); канализационная сеть- это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (пункт 9).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (часть 5 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
По смыслу приведенных правовых положений, муниципальное образование, в случае выявления бесхозяйного имущества должно принять предусмотренные законом меры к постановке такого имущества на учет, в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить его эксплуатацию ввиду отсутствия собственника имущества. Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
При этом закон не предусматривает передачу бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований; бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет регистрирующим органом по заявлению органа местного самоуправления, при этом специальным субъектом, обладающим правом обращения как в регистрирующий орган, так и в суд, является муниципальный орган, поскольку в случае установления у вещи признаков бесхозяйной может возникнуть лишь право муниципальной собственности, в связи с чем у иных лиц указанное право отсутствует.
Вместе с этим для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, отсутствуют притязания на объект либо фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013года N1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При этом не принятое на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи: акт эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям к единому контракту холодного водоснабжения и водоотведения N (т. 1, л.д. 7-8), письмо заместителя главы администрации г..Ижевска по ЖКХ и строительству от 30 марта 2021 года N (т. 1, л.д.10-11), акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 22 ноября 2000 года, заключенный между МП "Ижводоканал" и войсковой частью N 07297 (т.1, л.д. 67-68), письма МУП г..Ижевска "Ижводоканал" от 11 января 2021 года N (т.1, л.д. 74-76), от 25 января 2021 года N (т.1, л.д. 206-217), акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей: от 10 июня 1999года, заключенный между МП "Ижводоканал" и ГУП "Ижевский электромеханический завод "Купол" (т.1, л.д. 77-78), и от 20 мая 2002 года, заключенный между МП "Ижводоканал" и ГУП "Ижевский электромеханический завод "Купол" (т. 1, л.д. 79), письма МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области от 17 января 2022 года N (т.1, л.д. 137-174, т.2, л.д. 150-186), письмо ГКУ "Центральный государственный архив Удмуртской Республики" от 17 января 2022 года N (т.1, л.д.235-246), письмо заместителя директора Электромеханического завода от 6 декабря 1973 года N о получении согласия на врезку канализации в существующую сеть (т.1, л.д.242), письмо начальника Управления по делам архивов администрации г..Ижевска от 23 декабря 2021 года N (т.2, л.д. 101-107), выписку из Единого государственного реестра недвижимости от 27 июля 2022 года N на земельный участок с кадастровым номером N (т. 3, л.д. 3-4), проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, нижестоящие суды пришли к верным выводам о том, что спорные инженерные коммуникации не являются бесхозяйными, в
связи с чем необходимой совокупности условий для удовлетворения иска не имелось.
Доводы кассационной жалобы аналогичны правовой позиции стороны административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, им судами дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Согласно статье 133.1 ГК РФ, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Само по себе строительство спорных объектов, представляющих собой инженерные сети (коммуникации), только лишь в целях подключения здания по адресу: "адрес", ранее находившегося на балансе ФГУП "Ижевский электромеханический завод "Купол", затем войсковой части N 07297, к магистральным централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения и не предназначенных для обслуживания жилого фонда, объектов социального назначения, их нахождение на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, с очевидностью свидетельствует о неразрывной их связи с объектом недвижимости, имеющим собственника.
Не урегулирование вопроса о надлежащем балансодержателе спорного участка сетей, отсутствие акта разграничения эксплуатационной ответственности, вопреки доводам кассационной жалобы, не служит основанием для удовлетворения административного иска и отмены постановленных судебных актов.
В целом доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, а выражают несогласие административного ответчика с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по настоящему делу судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационное представление прокурора Удмуртской Республики на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 26 декабря 2022 года оставить без рассмотрения по существу.
Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 25 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 26 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 мая 2023года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.