Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сказочкина В.Н., судей Алексеева Д.В., Бритвиной Н.С., рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, поданную 16 февраля 2023 года на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 августа 2022 года по административному делу N 2а-960/2022 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан к Рашоян Гульнаре Рашитовне о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения представителя административного ответчика Рашоян Г.Р. - Хакимзяновой А.М, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 11 по Республике Татарстан обратилась в суд с административным иском к Рашоян Г.Р. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017, 2018, 2019 годы, ссылаясь на неисполнение административным ответчиком, являвшейся в указанный налоговые периоды собственником ряда земельных участков, обязанности по уплате земельного налога. Налоговым органом в ее адрес направлялись налоговые уведомления, требование об уплате задолженности, в установленный срок задолженность ею не уплачена.
Определением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 8 апреля 2022 года принят отказ Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан от иска в части требований о взыскании земельного налога за 2019 год по земельным участкам с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты", производство по делу в данной части прекращено.
После уточнения требований налоговая инспекция просила взыскать с Рашоян Г.Р. задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 244305 рублей, за 2018 год в размере 27145 рублей, пени в размере 422, 71 рубля.
Из материалов дела следует, что данное требование связано с нахождением в собственности Рашоян Г.Р. до 19 января 2018 года земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Решением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 8 апреля 2022 года административный иск удовлетворен, постановлено взыскать с Рашоян Г.Р. заявленные суммы.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 августа 2022 года решение городского суда отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 11 по Республике Татарстан просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая, что выставленное в адрес налогоплательщика требование об уплате налога от 13 декабря 2020 года N 56148 обусловлено изменением кадастровой стоимости земельного участка "данные изъяты", установленной судебным актом, в соответствии с которым был произведен перерасчет земельного налога, о чем в адрес налогоплательщика ранее были направлены сообщения о произведенном перерасчете.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного ответчика Хакимзянова А.М. просила отказать в удовлетворении кассационной жалобы за необоснованностью.
Проверив материалы дела, судебная коллегия считает необходимым в соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отменить апелляционное определение ввиду несоответствия изложенных в нем выводов обстоятельствам административного дела, неправильного применения судом норм материального права.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В пункте 2.1 вышеназванной статьи указано, что перерасчет суммы ранее исчисленного земельного налога, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Перерасчет не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченной суммы налога.
Пункт 1 статьи 390 НК РФ предусматривает, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 6 статьи 58 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
Из приобщенных судом апелляционной инстанции к материалам дела налоговых уведомлений от 19 августа 2018 года и от 1 августа 2019 года следует, что налоговой инспекцией в адрес Рашоян Г.Р. сообщались суммы земельного налога за 2017 и 2018 годы (л.д.137, 140)
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 года установлена кадастровая стоимость принадлежавших Рашоян Г.Р. земельных участков: с кадастровым номером "данные изъяты" - в размере 21 716 000 рублей по состоянию на 16 марта 2017 года, с кадастровым номером "данные изъяты" - в размере 13 115 000 руб. по состоянию на 29 марта 2019 года, с кадастровым номером "данные изъяты" - в размере 13 115 000 руб. по состоянию на 29 марта 2019 года.
В связи с этим налоговая инспекция направила Рашоян Г.Р. налоговое уведомление от 20 сентября 2020 года о перерасчете за 2019 год земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" (предыдущее налоговое уведомление о земельном налоге за 2019 год было направлено 3 августа 2020 года), а также письменные сообщения от 18 сентября 2020 года и от 22 декабря 2020 года о произведенных начислениях, учете внесенных денежных сумм и перерасчетах, при этом в письме от 18 сентября 2020 года предлагалось в ближайшее время уплатить задолженность с учетом перерасчета по земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" за 2017 и 2018 годы, направлялись квитанции на уплату задолженности (л.д.128-136).
Затем в адрес Рашоян Г.Р. направлено требование от 13 декабря 2020 года об уплате налога и пеней, включающее сведения об имевшейся задолженности, предлагалось уплатить задолженность до 15 января 2021 года.
Как указано выше, налоговая инспекция после обращения в суд с административным иском уточнила сумму взыскания в связи с уплатой административным ответчиком части общей задолженности.
Ввиду предусмотренного вышеизложенными нормами налогового законодательства порядка перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога, в том числе и земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению суда (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации), не могут быть признаны правильными выводы суда апелляционной инстанции о несоблюдении налоговым органом порядка и сроков производства взыскания недоимки, а также о неправомерном, в отсутствие изменения налоговой обязанности, направлении в адрес налогоплательщика требования от 13 декабря 2020 года.
Ссылка суда на пропуск установленного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации трехмесячного срока для направления требования об уплате налога не влечет отказа во взыскании недоимки, так как данный срок не является пресекательным, его пропуск может быть учтен как причина отказа во взыскании налога в случае нарушения совокупного срока производства по принудительному взысканию задолженности, однако в рассматриваемом случае такого нарушения не усматривается.
Впоследствии, как установлено судом первой инстанции, налоговая инспекция своевременно, с соблюдением норм пунктов 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении недоимки, а впоследствии, после отмены судебного приказа - в суд с административным исковым заявлением.
Вопреки выводу суда, не может служить причиной отказа в удовлетворении заявленного в настоящем деле уточненного административного иска то обстоятельство, что ранее, определениями суда от 8 сентября 2020 года, 6 сентября 2021 года, 12 октября 2021 года были прекращены в связи с отказом налоговой инспекции от административных исков производства по административным делам N 2а-43/2020, 2а-73/21, 2а-4603/2021, в которых заявлялись требования о взыскании недоимки по налогу за 2017, 2018 год и пени.
Из содержания определений усматривается, что отказ от административных исков был обусловлен наличием сведений об апелляционном определении Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 года, которым была изменена кадастровая стоимость земельных участков, и в связи с этим намерением налоговой инспекции указать налогоплательщику новый срок уплаты земельного налога.
Ввиду этого рассматриваемый в настоящем деле административный иск не может считаться повторным по смыслу части 1 статьи 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, его основание не совпадает с основаниями предыдущих административных исков.
Судом апелляционной инстанции не в полной мере учтены обстоятельства дела и нормы права, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 августа 2022 года отменить, оставить в силе решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 8 апреля 2022 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 22 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.