Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Белова В.И, судей Орловой И.Н. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 28 марта 2023 года кассационную жалобу администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области на решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 26 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 24 ноября 2022 года по административному делу N 2а-596/2022 по административному исковому заявлению Кувандыкского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности осуществить постановку на учёт недвижимого имущества как бесхозяйного.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, объяснения старшего прокурора четвертого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кувандыкский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области (далее - администрация МО Кувандыкский городской округ, администрация), в котором просил признать незаконным бездействие администрации МО Кувандыкский городской округ, выразившееся в непринятии мер по постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества: электрического кабеля КЛ-04 Квт, проходящего от ТП-203 до ВРУ "адрес"; обязать административного ответчика осуществить постановку на учёт указанного недвижимого имущества как бесхозяйного, указывая на проведенную проверку по обращению председателя ТСН "Дом N 19" Крылова А.В, в ходе которой установлено, что электрический кабель КЛ-04 Квт длиной 120 м, проходящий от ТП-203 до ВРУ многоквартирного дома, не состоит на балансе ГУП "Оренбургкоммунэлетросеть", в состав общедомового имущества не включен.
Решением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 26 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 24 ноября 2022 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 3 апреля 2023 года, администрация МО Кувандыкский городской округ просит отменить судебные акты как постановленные при неправильном применении норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование доводов кассационной жалобы ее автор, не соглашаясь с выводами судов, указывает, что при проектировании многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", в состав общего имущества включена сама трансформаторная подстанция N 203 (ныне находящаяся в собственности Оренбургской области) и электрический кабель KЛ-04 кВт, проходящий от ТП-203 до ВРУ многоквартирного дома. Отмечает, что подземные кабельные линии электропередачи напряжением 0, 4 кВт (кабель КЛ-0, 4 кВт) по экономическим признакам (формирование стоимости) и конструктивным признакам не относятся к объектам недвижимости, что подтверждается экспертным заключением от 7 мая 2002 года N, подготовленным Оренбургским филиалом Самарской лабораторией судебной экспертизы, ввиду чего ошибочным является вывод судов о том, что спорный объект является недвижимостью.
Кроме того, вопреки требованиям законодательства судами не был привлечен государственный регистратор прав в качестве заинтересованного лица, и не были получены от него пояснения о возможности государственного учета части объекта недвижимости как бесхозяйного имущества, что в свою очередь является самостоятельным основанием для отмены судебных актов.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 7 апреля 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
С учетом части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативно-правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Кувандыкской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению председателя ТСН "Дом N 19" Крылова А.В. по вопросу определения принадлежности кабеля, в ходе которой установлено, что электрический кабель КЛ-04 кВт, длиной 120 м, проходящий от ТП-203 до ВРУ дома по адресу: "адрес", не состоит на балансовом учёте в ГУП "Оренбургкоммунэлетросеть", не включен в состав общедомового имущества ТСН "Дом N 19". Администрацией округа меры по выявлению бесхозяйного объекта - электрического кабеля и передаче его в обслуживающую организацию не принимаются.
7 октября 2021 года прокурором в адрес главы администрации МО Кувандыкский городской округ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о муниципальной собственности.
По результатам рассмотрения представления дан ответ от 22 ноября 2021 года из которого следует, что в силу положений Правил устройства электроустановок, утверждённых Приказом Минэнерго от 8 июля 2002 года N 204, администрация не может принять меры по постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, поскольку электрический кабель не подпадает под требования, предъявляемые гражданским законодательством к объектам недвижимости. Установлено, что ТСН "Дом N 19" добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным данным движимым имуществом - электрическим кабелем. В адрес районного участка электрических сетей ГУП "Оренбургкоммунэлетросеть" - Кувандыкский РУЭС направлено письмо с целью исполнения последними положений Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-Ф3 "Об электроэнергетике".
Оренбургская область является собственником здания -трансформаторная подстанция N 203, общей площадью 40, 6 кв. м, инв. N, лит. Б20, адрес объекта: "адрес" (свидетельство о государственной регистрации права "данные изъяты" от 19 февраля 2009 года).
Здание трансформаторной подстанции N 203 передано в хозяйственное ведение ГУП "Оренбургкоммунэлетросеть" на основании распоряжения Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области от 7 июля 2006 года N 1055-р.
Из письма начальника Кувандыкского РУЭС от 11 февраля 2019 года следует, что при оформлении акта о технологическом присоединении многоквартирного дома (ТСН "Дом N 19") установлено, что питающий кабель от трансформаторной подстанции N 203 до вышеуказанного дома является бесхозяйным. Просит принять меры по оформлению кабеля в собственность с целью дальнейшей передачи в обслуживающую организацию.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности (казны) МО Кувандыкский городской округ от 14 января 2021 года N 5, земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, городской округ Кувандыкский, "адрес", в реестре муниципальной собственности (казны) не числится.
Сведения о государственном кадастровом учёте вышеназванного земельного участка отсутствуют.
Из сообщений администрации МО Кувандыкский городской округ от 22 февраля 2019 года и от 19 августа 2021 года следует, что информация о принадлежности электрического кабеля, расположенного от трансформаторной подстанции N 203 до ВРУ "адрес", отсутствует; право собственности на данный электрический кабель изначально принадлежало застройщику дома; электрический кабель входит в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, не является бесхозяйным.
Согласно информации ГУП "Оренбургкоммунэлетросеть" от 13 октября 2021 года, кабель КЛ-0, 4 кВт от трансформаторной подстанции N 203 до ВРУ по адресу: "адрес", на балансе ГУП "Оренбургкоммунэлетросеть" не числится.
Разрешая заявленный административный иск и удовлетворяя его, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 135, 225, 293 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьей 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходил из того, что спорный электрический кабель КЛ-04 кВт, длиной 120 м, проходящий от трансформаторной подстанции N 203 до ВРУ дома по адресу: "адрес", обладает признаками недвижимого имущества и является бесхозяйным; непринятие органом местного самоуправления мер по обращению в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанного имущества на учёт как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления требований действующего законодательства.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемых актах и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, так как они соответствуют нормам материального и процессуального права, установленным по делу обстоятельствам не противоречат.
Довод кассационной жалобы о том, что спорный электрический кабель относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, правомерно признан несостоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу многоквартирного дома, принадлежащему собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, земельный участок, на котором расположен этот дом, а также механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (общее имущество в многоквартирном доме).
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества входят помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В соответствии с пунктом 8 тех же Правил в состав общего имущества также входят сети проводного радиовещания, кабельного телевидения, линий телефонной связи и других подобных сетей, в границах внешних стен многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, ввиду отсутствия доказательств волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме на принятие в состав общего имущества кабельных линий, расположенных за пределами жилого дома, подлежат применению требования названных нормативно-правовых актов.
Следовательно, спорный электрический кабель не подлежит отнесению к общему имуществу собственников многоквартирного дома.
Изложенные подателем кассационной жалобы обстоятельства того, что при проектировании многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", в состав общего имущества включена сама трансформаторная подстанция N 203 (ныне находящаяся в собственности Оренбургской области) и электрический кабель KЛ-04 кВт, проходящий от ТП-203 до ВРУ многоквартирного дома, правового значения не имеют.
Установив, что спорная кабельная линия электропередач включает в себя проложенный под землей кабель в условиях, обеспечивающих его сохранность, соединительные элементы, суды пришли к обоснованному вводу о том, что спорный объект является разновидностью линии электропередач (включающих линии воздушные и кабельные), относится к линейным объектам недвижимости.
Более того, суды указали, что поскольку спорный кабель является подземным объектом, то его перекладка потребует проведения комплекса земельных работ, то есть повлечет несоразмерный ущерб его назначению и существенные материальные затраты.
Данный вывод, вопреки доводам кассационной жалобы, также верен.
Согласно положениям статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В свою очередь, вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Именно такой подход положен в основу позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", которым в пункте 38 разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, в контексте градостроительного законодательства, который регулируют деятельность, связанную со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, линейные объекты являются разновидностью объектов капитального строительства.
Учитывая, что спорный электрический кабель расположен на территории Кувандыкского городского округа Оренбургской области, регистрация прав на данный электрический кабель не произведена, собственник объекта не выявлен, правопритязания на данный объект со стороны энергоснабжающих организаций, а также со стороны ТСН "Дом N 19" отсутствуют, выводы судов о том, что на административном ответчике лежит обязанность по принятию мер по постановке его на учет как бесхозяйного имущества, основаны на правильном толковании норм материального права.
На основании вышеуказанного, учитывая, что к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения, исходя из интересов населения, при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределенного круга лиц, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
В целом доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, а выражают несогласие административного ответчика с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по настоящему делу судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 26 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.