Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 3 апреля 2023 года кассационные жалобы Правительства Самарской области и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на решение Самарского областного суда от 29 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года по административному делу N 3а-1628/2022 по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Самарской области об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя административных ответчиков Климачева Е.Д, поддержавшего доводы кассационных жалоб, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
12 ноября 2021 года Правительством Самарской области принято постановление N 882, которым утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий государственным бюджетным учреждениям Самарской области, подведомственным министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие социального обслуживания населения в Самарской области" на 2014-2023 годы государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" на 2014-2023 годы" (далее - Порядок л.д. 20-27, том 1).
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка в целях получения субсидии учреждение представляет в министерство следующие документы:
- заявку на предоставление субсидии, оформленную на бланке учреждения, подписанную руководителем и заверенную печатью учреждения, с указанием наименования мероприятия Подпрограммы и суммы предоставляемой субсидии;
- пояснительную записку с обоснованием необходимости предоставления субсидии, включая расчет-обоснование суммы субсидии;
- документальное обоснование затрат с приложением документального обоснования необходимости приобретения основных средств, оборудования, инвентаря, технических и вспомогательных средств реабилитации, мебели и указанием их стоимости, количества, технических характеристик, а также с приложением не менее трех коммерческих предложений и (или) прайс-листов по каждой позиции.
Согласно пункту 8 Порядка условиями предоставления субсидии являются:
- заключение между министерством и учреждением соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом министерства управления финансами Самарской области (далее - соглашение);
- фактическая потребность в кассовых расходах учреждения;
- согласие учреждения на проведение в отношении него проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии министерством и органами государственного финансового контроля Самарской области.
Отсутствие у учреждения неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, не является условием предоставления субсидии в соответствии с настоящими порядком определения объема и условиями предоставления субсидий.
Усматривая несоответствие отдельных положений пунктов 5, 8 Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением.
Решением Самарского областного суда от 29 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года, заявленные требования удовлетворены. Признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу:
- пункт 5 Порядка в части, в которой данный пункт не предусматривает предоставление в министерство информации о планируемом к приобретению имуществе, в случае если целью предоставления субсидии является приобретение имущества.
- абзац 5 пункта 8 Порядка в части, в которой данный абзац не предусматривает требования, которым должно соответствовать учреждение на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения либо принятие решения о предоставлении субсидии.
В кассационных жалобах Правительство Самарской области и Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области просят об отмене судебных актов, указывая на неправильное применение норм материального права. Содержание кассационных жалоб, аналогичных по своему содержанию, сводится к тому, что оспариваемые положения названного порядка соответствуют пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 N 203 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели", их содержание является определенным и не вызывает неоднозначное толкование, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в судебных инстанций не имелось.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов предусмотрен главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу положений части 8 статьи 213 которого, к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта относятся: соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; наличие нарушений прав административного истца; соблюдение требований устанавливающих: форму и вид нормативного акта, полномочия, процедуру его принятия, введения в действие, опубликования и вступления в силу.
Оспариваемый акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка принятия и утверждения, а также официального опубликования, и по этим основаниям не обжалуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года N 203 утверждены общие требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели (далее - Общие требования).
В соответствии с пунктом 4 Общих требований в целях определения условий и порядка предоставления субсидии в правовом акте указываются, в том числе информация о планируемом к приобретению имуществе, в случае если целью предоставления субсидии является приобретение имущества.
Вышеприведенный пункт 5 Порядка указания на информацию о планируемом к приобретению имуществе не содержит, в связи с чем вывод судебных инстанций об удовлетворении заявленных требований в указанной части является верным.
Вопреки утверждению в кассационной жалобе, судами сделан правильный вывод о том, что содержание пункта 5 Порядка, предусматривающего документальное обоснование затрат с приложением документального обоснования необходимости приобретения основных средств, оборудования, инвентаря, технических и вспомогательных средств реабилитации, мебели, не является тождественным пункту 4 Общих требований, который не содержит конкретного перечня имущества, планируемого к приобретению.
Кроме того, согласно подпункта "е" пункта 4 Общих требований в целях определения условий и порядка предоставления субсидии в правовом акте указываются:
- требования, которым должно соответствовать учреждение на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения либо принятие решения о предоставлении субсидии, в том числе:
- требование об отсутствии у учреждения неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, просроченной задолженности по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, за исключением случаев предоставления субсидии на осуществление мероприятий по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию последствий и осуществление восстановительных работ в случае наступления аварийной (чрезвычайной) ситуации, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам, а также иных случаев, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации;
- иные требования (при необходимости).
Абзац 5 пункта 8 регионального Порядка содержит условие, что отсутствие у учреждения неисполненной обязанности по уплате обязательных платежей и санкций не является условием предоставления субсидии в соответствии с настоящими порядком определения объема и условиями предоставления субсидий. Такое условие в приведенной выше формулировке противоречит подпункту "е" пункта 4 Общих требований, в связи с чем суды обоснованно признали абзац 5 пункта 8 регионального Порядка не действующим в указанной части.
Федеральным законодателем предусмотрено, что отсутствие у учреждения неисполненной обязанности по уплате обязательных платежей и санкций (за исключением отдельных, предусмотренных законом случаев) является обязательным требованием для предоставления субсидии, в то время как региональный Порядок такого условия не содержит, в связи с чем в указанной части доводы кассационных жалоб о незаконности принятых судебных актов подлежат отклонению.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Самарского областного суда от 29 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Самарской области и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 23 мая2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.