Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 3 апреля 2023 года кассационную жалобу администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 6 февраля 2023 года по административному делу N 2а-1212/2022 по административному исковому заявлению прокурора города Новочебоксарска Чувашской Республики, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, администрации Цивильского района Чувашской Республики, администрации Булдеевского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Новочебоксарска Чувашской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия административных ответчиков по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктуры образованных земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства. Решением Новочебоксарского городского суда от 23 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 6 февраля 2023 года, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, выразившееся в неисполнении требований законодательства, регулирующего обязанности органов местного самоуправления по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, на территории Булдеевского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, с возложением обязанности устранить допущенные нарушения.
На административного ответчика возложена обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить земельные участки, предоставленные многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство на территории вышеназванного поселения объектами инженерной (сетями газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения) и транспортной инфраструктуры.
В кассационной жалобе администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального права. Основной довод кассационной жалобы сводится к тому, что установленные судом сроки исполнения возложенной обязанности - 24 месяца, не являются разумными, противоречат закону и установлены произвольно без какого-либо обоснования, в связи с чем принятые судебные акты нельзя признать законными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В Чувашской Республике указанные вопросы регламентированы Законом Чувашской Республики от 1 апреля 2011 года N 10 "О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике", согласно части 1 статьи 2 которого земельные участки предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно исходя из наличия земельных участков, не занятых зданиями, сооружениями и не обремененных правами третьих лиц, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.
Местные администрации осуществляют формирование и утверждение перечней земельных участков, в том числе садовых и огородных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства (часть 3 статьи 5 вышеприведенного закона).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Судами установлено, что постановлениями администрации Цивильского района Чувашской Республики от 15 декабря 2016 года N 562, от 22 декабря 2016 года N 181 администрации города Новочебоксарска безвозмездно переданы земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, расположенные по адресу: "адрес", для предоставления в собственность бесплатно многодетным семьям (л.д. 17, 18, том 1).
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, установив факт невыполнения административным ответчиком обязанности по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, что повлекло нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, пришли к правильному выводу о допущенном органом местного самоуправления незаконном бездействии и наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Аргументы кассационной жалобы о неразумности установленного судами срока исполнения судебного акта (24 месяца) являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, доводы жалобы выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 6 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 23 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.