Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 22 января 2023 года кассационную жалобу Набиуллиной Алсу Милизяновны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 14 февраля 2023 года по административному делу N 2а-4342/2022 по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетних "данные изъяты", к администрации города Ульяновска (далее - Администрация) об оспаривании постановления от 28 апреля 2022 года N 564 в части установленного срока расселения.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения заинтересованных лиц Манцеровой Н.В, Дмитриевой В.Ш, Фомина А.Е, Фролова А.Н, Салюковой С.И, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
31 марта 2022 года заключением межведомственной комиссии, утвержденной постановлением Администрации от 29 сентября 2021 года N 1414, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" (далее - многоквартирный дом) признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 19-21, том 1).
Постановлением Администрации от 28 апреля 2022 года N 564 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, с установлением в пункте 2 срока отселения физических и юридических лиц до 31 декабря 2030 года (л.д. 17, том 1).
Усматривая неразумность установленного срока расселения дома, прокурор Ленинского района города Ульяновска, действующий в интересах несовершеннолетних "данные изъяты", оспорил его в судебном порядке.
Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 октября 2022 года заявленные требования удовлетворены, постановление от 28 апреля 2022 года N 564 в оспариваемой части признано незаконным, с возложением на административного ответчика обязанности в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение об установлении разумных сроков отселения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 14 февраля 2023 года решение суда первой инстанции отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Ульяновска.
В кассационной жалобе Набиуллина А.М. просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права. Полагает, что с учетом решения Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 сентября 2022 года по делу N 2а-4020/2022 которым дана оценка правомерности заключения межведомственной комиссии и названного выше постановления от 28 апреля 2022 года N 564, решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене, с прекращением производства по делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах настоящего административного дела имеется решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 сентября 2022 года по делу N 2а-4020/2022, которым отказано в удовлетворении заявленных требований Набиуллиной А.М. и других о признании вышеназванных заключения межведомственной комиссии от 31 марта 2022 года и постановления от 28 апреля 2022 года N 564 незаконными.
Усматривая тождественность административных дел и отменяя решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 октября 2022 года суд апелляционной инстанции наряду с прочим пришел к выводу о том, что в данном судебном акте не содержится выводов о наличии либо отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 194, пунктом 4 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С таким выводом согласиться нельзя в силу следующего.
Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 194 того же кодекса суд прекращает производство по административному делу, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (пункт 4 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из смысла приведенных правовых норм следует недопустимость повторного рассмотрения и разрешения тождественного спора, при этом данная тождественность определяется судом исходя из его предмета, основания и субъектного состава.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" следует, что при рассмотрении апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по административному делу (глава 17) или оставления административного искового заявления без рассмотрения (пункты 1-4 части 1, часть 2 статьи 196 того же кодекса).
Вместе с тем, указанная обязанность судом апелляционной инстанции не исполнена, проверка на предмет наличия оснований для прекращения производства по административному дела или оставления административного искового заявления без рассмотрения при наличии решения Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 сентября 2022 года по делу N 2а-4020/2022 не проведена.
При таких обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законном, как вынесенное с нарушением норм процессуального права, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 14 февраля 2023 года отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в Ульяновский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 23 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.