Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 4 апреля 2023 года кассационную жалобу администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара, межведомственной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара на решение Куйбышевского районного суда города Самары от 3 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 января 2023 года по административному делу N 2а-469/2022 по административному исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Самарской области к администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара, межведомственной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара о признании незаконным бездействия по оценке и обследованию помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав в её поддержку объяснения представителя администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара, межведомственной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара Казаковой Ю.Ю, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Государственной жилищной инспекции Самарской области Уваровой Г.В, заинтересованного лица Борисовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Государственная жилищная инспекция Самарской области (далее - административный истец, государственная жилищная инспекция) обратилась в суд с административным иском к администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара (далее - администрация), межведомственной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара (далее - межведомственная комиссия) о признании незаконным бездействия по оценке и обследованию помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В обоснование административного иска административным истцом указано, что государственной жилищной инспекцией проведены обследования многоквартирных домов, расположенных по адресу: "адрес", по результатам которых вынесены заключения органа государственного жилищного надзора рекомендовать межведомственной комиссии принять решения в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение от 28 января 2006 года N 47). По результатам рассмотрения заключений государственной жилищной инспекции межведомственной комиссией принято решение о проведении дополнительного обследования, однако вопрос о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции по существу не разрешен.
До настоящего времени заключение государственной жилищной инспекции о техническом состоянии многоквартирных домов в установленном порядке межведомственной комиссией не рассмотрено. Решение межведомственной комиссии является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании многоквартирного дома, нарушение процедуры принятия решения влечет нарушение жилищных прав граждан.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец с учётом последующих уточнений просил суд: признать незаконным бездействие администрации, межведомственной комиссии, выразившееся в непринятии решения по рассмотрению заключения жилищной инспекции о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных по адресу: "адрес", в соответствии с пунктами 7, 47, 49 Положения от 28 января 2006 года N 47; возложить на межведомственную комиссию обязанность в течение двух месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу, рассмотреть заключение жилищной инспекции и принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения от 28 января 2006 года N 47; возложить на администрацию обязанность на основании заключений межведомственной комиссии принять решения и издать распоряжения о дальнейшем использовании помещений в соответствии с пунктами 7, 49 Положения от 28 января 2006 года N 47.
Решением Куйбышевского районного суда города Самары от 3 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2022 года, административные исковые требования удовлетворены частично: признано незаконным бездействие администрации, межведомственной комиссии, выразившееся в непринятии решения по рассмотрению заключения жилищной инспекции о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных по адресу: "адрес", в соответствии с пунктом 47 Положения от 28 января 2006 года N 47; на администрацию и межведомственную комиссию возложена обязанность в течение двух месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу, рассмотреть заключения жилищной инспекции Самарской области и принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения от 28 января 2006 года N 47. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе административные ответчики ставят вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права, указав также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В качестве доводов кассационной жалобы заявители указывают на то, что в полномочия администрации входит создание межведомственной комиссии, межведомственная комиссия создана, утверждён её персональный состав и принято положение о работе комиссии, что свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны администрации.
По мнению кассатора, со стороны межведомственной комиссии также отсутствует бездействие, поскольку заключения государственной жилищной комиссии рассмотрены на заседании межведомственной комиссии, в отношении жилых домов принято решение о проведении дополнительного обследования, результаты которого до настоящего времени в межведомственную комиссию не поступили.
Административные ответчики в жалобе обращают внимание на то, что судами оставлено без рассмотрения ходатайство о пропуске административным истцом срока обращения в суд.
В судебном заседании представитель администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара, межведомственной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара Казакова Ю.Ю. доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержала в полном объеме, представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области Уварова Г.В, заинтересованное лицо Борисова Е.А. в удовлетворении кассационной жалобы просили отказать, судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами при рассмотрении настоящего административного дела и принятии обжалуемых судебных актов не допущено.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от 2 марта 2016 года N 6, при администрации создана межведомственная комиссия для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании обращений жителей по вопросу неудовлетворительного технического состояния многоквартирных жилых домов, в рамках инспекционного обследования, 30 марта 2021 года, 7 апреля 2021 года государственной жилищной инспекцией проведены обследования многоквартирных домов, расположенных по адресам: "адрес".
Государственная жилищная инспекция в результате обследования многоквартирных жилых домов выявила факты, свидетельствующие о признаках аварийности домов.
По результатам обследования государственная жилищная инспекция составила заключение от 30 марта 2021 года т ль 7 апреля 2021 года, которые направила в администрацию для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия соответствующих решений.
29 апреля 2021 года межведомственной комиссии при рассмотрении вопросов о признании указанных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, принято решение о необходимости проведения дополнительного обследования жилых домов, расположенных по адресам: "адрес".
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении заявленных государственной жилищной инспекцией требований, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением от 28 января 2006 года N 47, пунктами 3, 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришёл к выводу о том, что в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права неопределённого круга лиц администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования дома в целях обеспечения рассмотрения межведомственной комиссией заключения государственной жилищной инспекции.
Судебные инстанции констатировали, что межведомственная комиссия, ограничившись решением о проведении дополнительного исследования, предусмотренного пунктом 46 Положения от 28 января 2006 года N 47, вопрос о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции по существу не разрешила, чем нарушила права граждан на безопасные условия проживания, для граждан создается угроза причинения вреда здоровью и принадлежащему им имуществу.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, исходя из следующего.
Так, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктом 11 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания, оснований и порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 упомянутого Положения оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в данном Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда.
Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимает орган местного самоуправления.
Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома (пункт 34 Положения от 28 января 2006 года N 47).
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает, в том числе рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкции жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 44 Положения от 28 января 2006 года N 47).
Согласно пункту 47 Положения от 28 января 2006 года N 47 по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в названном Положении требованиям: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Содержащийся в указанном пункте перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, однако, как верно указали суды обеих инстанций, межведомственная комиссия не приняла ни одно из решений, предусмотренных пунктом 47 указанного Положения.
Пунктом 45(1) Положения от 28 января 2006 года N 47 установлено, что в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 названного Положения.
Согласно пункту 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме: а) сведения из Единого государственного реестра недвижимости; б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план; в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в данном Положении требованиям.
Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце 5 пункта 7 Положения (пункт 45(2) Положения от 28 января 2006 года N 47).
Согласно абзацу 3 пункта 44 Положения от 28 января 2006 года N 47 определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций, по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в данном Положении требованиям отнесено к усмотрению комиссии.
Согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Из протоколов заседания межведомственной комиссии от 29 апреля 2021 года N 41 и N 42, следует, что межведомственной комиссией принято решение о необходимости проведения дополнительного обследования жилых домов.
Изложенные в протоколах заседаний межведомственной комиссии решения по названному вопросу не являются теми решениями, которые в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должны быть приняты по результатам рассмотрения заключений Государственной жилищной инспекции по Самарской области.
Отклоняя довод административных ответчиком на отсутствие незаконного бездействия межведомственной комиссии в связи с отсутствием возможности принять решение по заключению государственной жилищной инспекции, суд апелляционной инстанции указал, что письмами от 29 апреля 2021 года адресованными руководителю Департамента управления имуществом городского округа Самара, администрация предложила собственникам жилых помещений многоквартирных домов подготовить и направить в адрес межведомственной комиссии заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций, непредставление которого собственниками жилых помещений не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, поскольку решение таких вопрос в соответствии с Положением от 28 января 2006 года N 47 относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Также судами обоснованно указано, что администрация, как орган местного самоуправления, не освобождена от исполнения установленных законом обязанностей по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию решений о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания, а также вопросы дальнейшего использования таких помещений отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, и органа исполнительной власти.
Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей.
Кроме того, как верно констатировали суды, что также подтверждается материалами дела, в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в домах, а орган государственного жилищного надзора, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.
На основании изложенного, руководствуясь приведенным правовым регулированием применительно к рассматриваемому делу, судебные инстанции правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным доказательствам и постановили судебные акты, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований законодательства.
При определении пределов проверки законности судебных актов судов нижестоящих инстанций суд кассационной инстанции, руководствуясь принципом диспозитивности, установленной частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе осуществлять проверку судебного акта исключительно в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В то же время таких доводов, влекущих отмену постановленных судами судебных актов в кассационной жалобе не содержится, и судебной коллегией Шестого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Куйбышевского районного суда города Самары от 3 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара, межведомственной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 23 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.