Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Алексеева Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 8 апреля 2023 года кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Никитина Ивана Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 15 февраля 2023 года по административному делу N 2а-502/2022 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Никитина Ивана Николаевича к администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании нормативных правовых актов недействующими в части.
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
пунктом 1 постановления администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 28 апреля 2022 года N 428 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики" (далее - постановление от 28 апреля 2022 года N 428) утверждены Требования к размещению нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики согласно приложению N 1 к данному постановлению (пункт 1.1) (далее - Требования к размещению нестационарных торговых объектов) и Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта и заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта согласно приложению N 2 к данному постановлению (пункт 1.2) (далее - Порядок организации и проведения аукциона).
Пунктом 6 Требований к размещению нестационарных торговых объектов предусмотрено, что размещение нестационарного торгового объекта осуществляется на земельных участках - на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с данным постановлением.
Пунктом 7 Требований к размещению нестационарных торговых объектов определено, что заключение договоров на размещение нестационарного торгового объекта на территории Моргаушского района Чувашской Республики между администрацией Моргаушского района Чувашской Республики и хозяйствующими субъектами осуществляется по результатам аукциона. Без проведения торгов предоставляются места на основании заявления под размещение нестационарного торгового объекта:
при размещении нестационарных торговых объектов - на срок до 30 календарных дней в порядке пункта 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
при проведении культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий по предоставлению услуг торговли, общественного питания - на срок до 30 календарных дней;
при проведении зрелищных мероприятий по предоставлению услуг спорта, цирка, шапито, зоопарка, луна-парка, выставки и т.п. - на срок до 30 календарных дней;
при проведении сезонных ярмарок по продаже сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 1.1. Порядка организации и проведения аукциона установлено, что отбор хозяйствующих субъектов осуществляется путем проведения открытого аукциона, предметом которого является право размещения нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Пунктом 4.5. Порядка организации и проведения аукциона предписано, что договор на размещение нестационарного торгового объекта является подтверждением права на осуществление деятельности в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Пунктом 1 постановления администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 22 декабря 2021 года N 1411 "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов на территории Моргаушского района Чувашской Республики" (далее - постановление от 22 декабря 2021 года N 1411) утверждено Положение о порядке принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов на территории Моргаушского района Чувашской Республики (далее - Положение о порядке принятия решения о заключении договора).
Пунктом 2.3. Положения о порядке принятия решения о заключении договора определено, что основанием для размещения нестационарного торгового объекта является договор.
Пунктом 3.6. Положения о порядке принятия решения о заключении договора установлено, что ежегодный размер платы за размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов определяется в соответствии с постановлением администрации Чувашской Республики от 16 февраля 2018 года N 114 "О Порядке организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики".
Индивидуальный предприниматель Никитин И.Н. (далее -административный истец, ИП Никитин И.Н.) обратился в суд с административным исковым заявлением (с учётом уточнений) к администрации Моргаушского района Чувашской Республики (далее - администрация, административный ответчик) о признании недействующими с момента принятия:
- пункта 1 (1.1, 1.2) постановления от 28 апреля 2022 года N 428 в части утверждения пунктов 6, 7 Требования к размещению нестационарных торговых объектов, пунктов 1.1, 4.5 Порядка организации и проведения аукциона, - пунктов 6, 7 Требований к размещению нестационарных торговых объектов (приложение N 1);
- пунктов 1.1 и 4.5 Порядка организации и проведения аукциона (приложение N 2);
- пункта 1 постановления от 22 декабря 2021 года N 1411 в части утверждения пунктов 2.3, 3.6 Положения о порядке принятия решения о заключении договора, - пунктов 2.3, 3.6 Положения о порядке принятия решения о заключении договора.
В обоснование административного иска административным истцом указано, что письмом администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 14 мая 2021 года N 46 ИП Никитину И.Н. отказано в заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: "адрес", со ссылкой на Порядок проведения аукциона, утвержденный Постановлением администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 16 февраля 2018 года N 114, не предусматривающего заключение договора без проведения аукциона как на нестационарные торговые объекты, размещенные после 1 марта 2015 года, так и на ранее предоставленные до 1 марта 2015 года.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 30 ноября 2021 года указанное постановление администрации в оспоренной ИП Никитиным И.Н. части признано недействующим.
Административный истец считает, что администрацией вопреки судебному акту приняты аналогичные нормативные правовые акты: постановление от 28 апреля 2022 года N 428 и постановление от 22 декабря 2021 года N 1411.
По мнению административного истца, наличие информации о нестационарном торговом объекте в схеме размещения, утверждённой в установленном порядке, является достаточным основанием для размещения такого объекта на земельном участке, находящимся в публичной собственности. Кроме того, заключение договора на право размещения нестационарного торгового объекта Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено и плата за пользование земельным участков не взимается.
Административный истец, указывая на правовую неопределенность в процедуре приобретения права на размещение нестационарного торгового объекта через торги и без проведения торгов, установленной оспариваемыми нормативными правовыми актами, полагал, что нарушаются его права на ведение предпринимательской деятельности.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 26 октября 2022 года, административный иск индивидуального предпринимателя Никитина И.Н. удовлетворен частично; постановлено признать недействующим со дня вступления в силу решения суда:
- пункт 1 постановления администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 22 декабря 2021 года N 1411 "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов на территории Моргаушского района Чувашской Республики" в части утверждения пункта 3.6 Положения о порядке принятия решения о заключении договора, - пункт 3.6 Положения о порядке принятия решения о заключении договора, - пункт 1 (1.1) постановления администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 28 апреля 2022 года N 428 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики" в части утверждения пунктов 6, 7 Требования к размещению нестационарных торговых объектов (приложение N 1), - пункты 6, 7 Требования к размещению нестационарных торговых объектов (приложение N 1 к постановлению от 28 апреля 2022 года N 428).
В удовлетворении требования о признании незаконными:
- пункта 1 постановления от 22 декабря 2021 года N 1411 в части утверждения пункта 2.3 Положения о порядке принятия решения о заключении договора и пункта 2.3 Положения о порядке принятия решения о заключении договора (приложение к постановлению от 22 декабря 2021 года N 1411);
- пункта 1 (1.2) постановления от 28 апреля 2022 года N 428 в части утверждения пунктов 1.1 и 4.5 Порядка организации и проведения аукциона (приложение N 2) и пунктов 1.1 и 4.5 Порядка организации и проведения аукциона (приложение N 2), отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 15 февраля 2023 года решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 26 октября 2022 года отменено в части признания недействующим со дня принятия пункта 1 (1.1.) постановления от 28 апреля 2022 года N 428 в части утверждения пункта 6 Требования к размещению нестационарных торговых объектов (приложение N 1) и пункта 6 указанного Требования, в отменённой части постановлено новое решение, которым в признании недействующими со дня принятия пункта 1 (1.1) постановления от 28 апреля 2022 года N 428 в части утверждения пункта 6 Требования к размещению нестационарных торговых объектов (приложение N 1) и пункта 6 указанного Требования отказано.
В остальной части решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 26 октября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как постановленного с нарушением норм материального права, просит направить дело на новое рассмотрение.
В качестве доводов кассационной жалобы заявитель указывает на то, что в силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации наличие информации о нестационарном торговом объекте в схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной в установленном порядке, является достаточным основанием для размещения такого нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящимся в публичной собственности, и не требует заключения какого-либо договора, как того предусматривают оспариваемые им пункты Требования к размещению нестационарных торговых объектов, Порядка организации и проведения аукциона и Положение о порядке принятия решения о заключении договора.
По мнению кассатора, судом апелляционной инстанции сделан необоснованный вывод о том, что пункт 1.1 Порядка организации и проведения аукциона не затрагивает права ИН Никитина И.Н, поскольку при разрешении вопроса о сносе спорного нестационарного торгового объекта арбитражный суд сослался на данный пункт Порядка.
Административный истец в жалобе обращает внимание на то, что суд апелляционной инстанции, делая вывод о возможности заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, не вправе был применять положения Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года N 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках", в редакции Закона Чувашской Республики от 24 июня 2021 года N 49, как противоречащие статьям 1, 8, 10 и 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениям Конституции Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце втором пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", согласно которым при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции, считает необходимым дать правовую оценку и решению суда первой инстанции от 26 октября 2022 года в части отказа в удовлетворении административного иска о признании недействующим пункта 1 постановления от 22 декабря 2021 года N 1411 в части утверждения пункта 2.3 Положения о порядке принятия решения о заключении договора и пункта 2.3 Положения о порядке принятия решения о заключении договора (приложение к постановлению от 22 декабря 2021 года N 1411); пункта 1 (1.2) постановления от 28 апреля 2022 года N 428 в части утверждения пунктов 1.1 и 4.5 Порядка организации и проведения аукциона и пунктов 1.1 и 4.5 Порядка организации и проведения аукциона (приложение N 2).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы судебной коллегией не установлено.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Как следует из материалов дела и вступивших в законную силу судебных актов, постановлением главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 28 декабря 2005 года N 675 ИП Никитину И.Н. дано разрешение на открытие магазина "Никита" по продаже продовольственных товаров с билетной кассой для проезда на автобусах в собственном помещении, расположенном по адресу: "адрес".
По договору аренды от 13 апреля 2006 года администрация Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики (далее - администрация) передала ИП Никитину И.Н. в аренду земельный участок из земель поселений, общей площадью 53, 7 кв.м, находящийся по адресу: "адрес", под магазин "Никита" с билетной кассой, на срок с 1 января по 29 декабря 2006 года, а по договору аренды от 21 сентября 2010 года администрация передала индивидуальному предпринимателю Никитину И.Н. в аренду этот же земельный участок под магазин "Никита" с билетной кассой на срок с 1 октября 2010 года по 30 сентября 2011 года.
10 апреля 2013 года между администрацией района (арендодатель) и ИП Никитиным И.Н. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, согласно которому арендатором принят в аренду земельный участок с кадастровым номером N, категории "земли населенных пунктов", местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир здание казначейства, участок находится примерно в 10 метрах от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес: "адрес", для установки торгового киоска площадью 109 кв.м. Срок аренды установлен на 5 лет, с 10 апреля 2013 года по 8 апреля 2018 года (пункт 2.1 договора).
Постановлением администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 13 апреля 2017 года N 287 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Моргаушского района Чувашской Республики, согласно приложению.
Указанная схема содержит перечень нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района, в том числе в пункте 7: место размещения - с "адрес", около здания ОАО "Россельхозбанк", кадастровый номер N, тип торгового объекта - павильон, площадь земельного участка - 109 кв.м, срок осуществления торговой деятельности - круглогодично, специализация - непродовольственные товары.
В последующем, постановлением администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 29 декабря 2017 года N 1219 постановление администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 13 апреля 2017 года N 287 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов" признано утратившим силу.
Постановлением администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 20 февраля 2018 года N 124 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Моргаушского района Чувашской Республики, согласно приложению N 1, в которую нестационарный торговый объект с местом размещения - "адрес", около здания ОАО "Россельхозбанк", кадастровый номер земельный участок N, на земельном участке площадью 109 кв.м, не включен.
В порядке исполнения решения Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 24 сентября 2021 года названный нестационарный торговый объект Постановлением администрации Моргаушского района от 8 ноября 2021 года N 1222 включен администрацией Моргаушского района в Перечень.
В постановление администрации Моргаушского района от 20 февраля 2018 года N 124 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики" внесены изменения: в приложение N 1 "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики" в разделе "Моргаушское сельское поселение" добавлена позиция под номером 8: место размещения и адрес: "адрес", около здания ОАО "Россельхозбанк", кадастровый номер земельного участка N, торговый павильон по продаже непродовольственных товаров, площадь земельного участка - 109 кв. м, собственность не разграничена, срок осуществления торговой деятельности - круглогодично.
По результатам рассмотрения заявления ИП Никитина И.Н. о заключении с ним договора на размещение этого нестационарного торгового объекта без проведения торгов администрация Моргаушского района Чувашской Республики письмом от 14 мая 2021 года N 46 отказала ему в заключении договора на размещение указанного нестационарного торгового объекта без проведения торгов (аукциона) со ссылкой на постановление от 16 февраля 2018 года N 114 и утвержденный данным постановлением "Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики".
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 30 ноября 2021 года признаны недействующими со дня вступления в силу настоящего решения суда:
- пункт 1 постановления администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 16 февраля 2018 года N 114 "О порядке организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики" в части утверждения пунктов 1, 2 Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики;
- пункт 1 указанного "Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики" (приложение N 1 к постановлению администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 16 февраля 2018 года N 114), - пункт 2 указанного "Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики" (приложение N 1 к постановлению администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 16 февраля 2018 года N 114), в части распространения его действия на место размещения нестационарного торгового объекта - торгового павильона, расположенного на земельном участке площадью 109 кв.м, по адресу: "адрес", около здания ОАО "Россельхозбанк", кадастровый номер N.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 2 марта 2022 года абзац 5 резолютивной части решения Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 30 ноября 2021 года изложен в редакции: "пункт 2 указанного "Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики" (приложение N 1 к постановлению администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 16 февраля 2018 года N 114).
В остальной части решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 30 ноября 2021 года оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 7 июня 2022 года решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 30 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 2 марта 2022 года оставлены без изменения.
Постановлением администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 22 декабря 2021 года N 1411 утверждено Положение о порядке принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов на территории Моргаушского района Чувашской Республики.
Постановлением администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 28 апреля 2022 года N 428 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской республики" утверждены Требования к размещению нестационарных торговых объектов на территории Моргаушского района Чувашской Республики согласно приложению N 1 к настоящему постановлению и Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта и заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта согласно приложению N 2 к настоящему постановлению (п. 1.1 и п. 1.2 названного Постановления).
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы, вида нормативного правового акта, процедуры его принятия и правила введения его в действие, порядка опубликования.
В данной части, а также в части признания недействующими пункта 1 постановления от 22 декабря 2021 года N 1411 в части утверждения пункта 3.6 Положения о порядке принятия решения о заключении договора, пункта 3.6 Положения о порядке принятия решения о заключении договора; пункта 1 (1.1) постановления от 28 апреля 2022 года N 428 в части утверждения пункта 7 Требования к размещению нестационарных торговых объектов (приложение N 1), пункта 7 Требования к размещению нестационарных торговых объектов (приложение N 1 к постановлению от 28 апреля 2022 года N 428), законность судебных актов в кассационной жалобе под сомнение не ставится, и, исходя из положений части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к предмету проверки суда кассационной инстанции отнесены быть не могут.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административного искового заявления в части признания недействующим пункта 1 постановления от 22 декабря 2021 года N 1411 в части утверждения пункта 2.3 Положения о порядке принятия решения о заключении договора и самого пункта 2.3 Положения, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовой неопределенности в оспариваемых положениях ввиду наличия в нормативном акте пункта 2.4, предусматривающего случаи заключения договоров размещения нестационарных торговых объектов без проведения торгов, среди которых указано на размещение на новый срок нестационарного торгового объекта, размещенного в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполняющим свои обязательства по действующему договору аренды земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 года и предусматривающему размещение нестационарного торгового объекта.
Отказывая в удовлетворении административного иска в части признания недействующим пункта 1.1 и пункта 4.5 Порядка организации и проведения аукциона (приложение N 2 к постановлению от 28 апреля 2022 года N 428), как и пункта 1 (1.2) постановления от 28 апреля 2022 года N 428 в части утверждения пункта 1.1 и пункта 4.5 Порядка организации и проведения аукциона (приложение N 2), суд первой инстанции указал на то, что смысл оспариваемого пункта 4.5 аналогичен по содержанию смыслу пункта 2.3 Положения о порядке принятия решения о заключении договора (приложение к постановлению от 22 декабря 2021 года N 1411); пункт же 1.1 не влечет правовой неопределенности, не может рассматриваться как исключающий право иных субъектов предпринимательской деятельности на размещения нестационарных торговых объектов без проведения торгов, поскольку порядок реализации данного права установлен иным нормативным актом - Положением о порядке принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов на территории Моргаушского района Чувашской Республики, утвержденным постановлением администрации от 22 декабря 2021 года N 1411.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился.
Разрешая требования о признании недействующим пункта 1 (1.1) постановления от 28 апреля 2022 года N 428 в части утверждения пункта 6 Требования к размещению нестационарных торговых объектов (приложение N 1), пункта 6 Требований к размещению нестационарных торговых объектов и удовлетворяя данные требования, суд первой инстанции указал на то, что административный ответчик, разграничивая случаи размещения нестационарных торговых объектов без проведения торгов и по результатам аукциона, при размещении нестационарных торговых объектов без проведения торгов не учитывал субъектов малого или среднего предпринимательства, использующих нестационарные торговые объекты, установленные до 1 марта 2015 года, и имеющих право вне конкурентных процедур на заключение договора на право размещения нестационарного торгового объекта, и субъектов малого или среднего предпринимательства, имеющих намерение по приобретению права на размещение нестационарного торгового объекта, включенного в схему по инициативе представительного органа местного самоуправления.
Отменяя решение суда первой инстанции в данной части и принимая в отменённой части новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции указал на то, что смысл оспариваемого пункта аналогичен смыслу оспариваемых пункта 4.5 Порядка организации и проведения аукциона и пункта 2.3 Положения о порядке принятия решения о заключении договора, предусматривающих договор в качестве основания для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках.
При этом, суд апелляционной инстанции исходил из того, что суд первой инстанции необоснованно рассматривал законность данного положения в совокупности с пунктом 7 Требования к размещению нестационарных торговых объектов, не принимая во внимание, что пункт 6 является самостоятельной нормой, определяющей не способ заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, а основание размещения нестационарного торгового объекта, и смысл данного пункта.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции (в неотменённой части) и суда апелляционной инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Согласно частям 1 - 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из анализа приведенных законоположений в их системном единстве, федеральный законодатель, определяя основания использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 этого Кодекса установилособое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Однако такое положение не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, исключая при этом возможность заключения иного, кроме договора аренды земельного участка, договора.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе.
Вместе с тем, федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, (и их нахождения) в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 5 Законом Чувашской Республики от 13 июля 2010 года N 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках" (далее - Закон Чувашской Республики N 39) основанием для размещения нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, является договор на размещение нестационарного торгового объекта (далее также - договор), заключаемый по результатам проведения торгов либо без проведения торгов в случаях, установленных частью 7 настоящего Закона.
В данном случае субъектом в пределах его компетенции определено основание для размещения нестационарного торгового объекта, в данном случае - договор на размещение нестационарных торговых объектов, который свидетельствует о намерении лица осуществлять торговую деятельность.
Как верно отмечено судебными инстанциями, оспариваемые административным истцом пункт 6 Требования к размещению нестационарных торговых объектов, пункт 2.3 Положения о порядке принятия решения о заключении договора, пункт 4.5 Порядка организации и проведения аукциона также в качестве основания для размещения нестационарного торгового объекта указывают на договор. При этом, указанный в оспариваемых пунктах нормативных правовых актов договор на размещение нестационарного торгового объекта, является не формой предоставления земельного участка в контексте статей 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, а юридическим оформлением, подтверждением права лица на осуществление торговой деятельности в месте, определённом схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Выводы судебных инстанций отвечают задачам и принципам административного судопроизводства, обеспечены точным и соответствующим обстоятельствам административного дела, правильным толкованием и применением положений, регулирующих спорное правоотношение и подлежащих применению в настоящем деле.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 26 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Никитина Ивана Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 2 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.