Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Емелина А.В, судей Штырлиной М.Ю, Крыгиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу АО "Русская Телефонная Компания" на решение Кировского районного суда г. Самары от 25.08.2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 26.01.2023 г. по гражданскому делу N 2-3570/2022 по иску Аронова Андрея Александровича к АО "Русская Телефонная Компания" о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Емелина А.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аронов А.А. обратился в суд с иском к АО "Русская телефонная компания" о защите прав потребителей, указав, что 22.12.2019 г. он приобрел у ответчика смартфон iPhone 11 128 Gb imei: N, стоимостью 61 790 руб.
Гарантийный срок составляет 12 месяцев.
По истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня приобретения, в телефоне обнаружился недостаток - перестал работать.
09.12.2021 г. истцом ответчику направлена претензия с требованием возврата стоимости товара.
Согласно ответу от 17.12.2021 г. потребителю рекомендовано обратиться в магазин по месту приобретения товара, заполнить заявление на проведение проверки качества и передать товар продавцу.
Товар предоставлен потребителем в магазин, в принятии которого было отказано, в связи с чем была написана повторная претензия.
В ответ на претензию ответчик назначил проведение проверки качества товара на 21.02.2022 г. в присутствии истца.
В техническом заключении по проверке качества от 21.02.2022 г. заявленная неисправность "не включается" была подтверждена, обнаружена неисправность платы, что является заводским браком.
15.07.2022 г. на счет истца поступили денежные средства за товар в размере 61 790 руб.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд расторгнуть договор купли-продажи телефонного аппарата iPhone 11 128 Gb imei: N, взыскать с ответчика неустойку за просрочку исполнения его законного требования, начиная с 25.12.2021 г. по 27.05.2022 г. в размере 95 156, 60 руб, компенсацию за причиненный моральный вред - 2 900 руб, затраты на услуги представителя в суде в размере 15 000 руб, штраф в доход потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Решением Кировского районного суда г. Самары Самарской области от 25.08.2022 г, оставленными без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 26.01.2023 г, расторгнуть договор купли-продажи телефона iPhone И 128 Gb imei: N от 22.12.2019г, с АО "Русская телефонная компания" в пользу Ароновв А.А. взыскана неустойка за период с 25.12.2021 г. по 31.03.2022 г. в размере 50 000 руб, компенсация морального вреда в размере 2 000 руб, расходы по оплате услуг представителя в сумме 8 000 руб, штраф в размере 25 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С АО "Русская телефонная компания" в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере 1 700 руб. На Аронова А.А. возложена обязанность возвратить АО "Русская телефонная компания" телефон iPhone 11 128 Gb imei: N в полной комплектации. В случае неисполнения Ароновым А.А. обязанности передать в АО "Русская телефонная компания" сотовый телефон в полной комплектации, взыскать с Аронова А.А. в пользу АО "Русская телефонная компания" судебную неустойку за неисполнение решения в размере 200 руб. за каждый день просрочки исполнения указанного решения суда, начиная со дня его вступления в законную силу и по день его исполнения решения.
В кассационной жалобе АО "Русская телефонная компания" ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных и направлении дела на новое рассмотрение.
Представитель истца в заседании судебной коллегии возражал против доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167, ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено, что 22.12.2019 г. он приобрел у ответчика смартфон iPhone 11 128 Gb imei: N, стоимостью 61 790 руб.
Гарантийный срок составляет 12 месяцев.
По истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня приобретения, в телефоне обнаружился недостаток - перестал работать.
09.12.2021 г. истцом ответчику направлена претензия с требованием возврата стоимости товара.
Согласно ответу от 17.12.2021 г. потребителю рекомендовано обратиться в магазин по месту приобретения товара, заполнить заявление на проведение проверки качества и передать товар продавцу.
Товар предоставлен потребителем в магазин 02.02.2022 г, в принятии товара было отказано, в связи с чем была написана повторная претензия.
В ответ на претензию ответчик назначил проведение проверки качества товара на 21.02.2022 г. в присутствии истца.
В техническом заключении по проверке качества от 21.02.2022 г. заявленная неисправность "не включается" была подтверждена, обнаружена неисправность платы, что является заводским браком.
15.07.2022 г. на счет истца поступили денежные средства за товар в размере 61 790 руб.
Удовлетворяя исковые требования о расторжении договора купли-продажи, суд первой инстанции с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, правильно распределив между сторонами бремя доказывания и подлежащие установлению юридически значимые обстоятельства, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно исходил из доказанности наличия в товаре существенного недостатка производственного характера, ответственность за который несет ответчик, и выявленного в пределах 2 лет с момента передачи товара покупателю, нарушения ответчиком прав потребителя продажей некачественного товара.
Оснований не согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
В соответствии с пунктом 7 Перечня технических сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 г. N 924, приобретенный истцом товар относятся к технически сложным товарам.
Согласно п. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
В силу п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные ст. 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Установив, что в товаре имеются производственные недостатки, ответственность за которые несет ответчик, принимая во внимание действия самого ответчика по возврату потребителю денежных средств, уплаченных за товар, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о принятии отказа от исполнения договора купли продажи.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Учитывая, что факт нарушения прав потребителя установлен, судом апелляционной инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, характера допущенных ответчиком нарушений прав истца определен размер компенсации морального вреда с учетом принципов разумности и справедливости в сумме 2 000 руб.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального и процессуального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об удовлетворении исковых требований расторжении договора купли-продажи и компенсации морального вреда, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочных частях судебных постановлений и считать их неправильными оснований не имеется.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании неустойки за период с 25.12.2021г. по 31.03.2022г. и штрафа, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из нарушения ответчиком установленных законом сроков удовлетворения требований потребителя.
С данными выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия не соглашается.
В силу ч. 1 ст. 23 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" за нарушение предусмотренных ст.ст. 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Согласно ч. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
По смыслу приведенных правовых норм ответственность за нарушение прав потребителей, в том числе, продавца, наступает в случае виновного уклонения от исполнения требований потребителя.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно абзацам второму и пятому п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) или незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
В силу п. 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 данной статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Согласно п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 данного закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
В соответствии с абзацем вторым п. 6 ст. 18 Закона о защите прав потребителей в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Таким образом, по смыслу указанных норм, обоснованность заявленных к продавцу требований относительно ненадлежащего качества товара, по общему правилу, может быть проверена последним лишь в случае исполнения потребителем обязанности по представлению такого товара.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3).
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В пункте 2 названной статьи указано, что в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
При этом поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения (четвертый абзац п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что в случае неисполнения потребителем установленной законом обязанности по представлению товара продавцу для проверки качества его поведение подлежит оценке судом на предмет соответствия требованиям добросовестности.
При установлении факта злоупотребления правом суду надлежит отказывать во взыскании неустойки и штрафа, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, поскольку применение данных мер ответственности возможно лишь в случае виновного поведения продавца и уклонения от добровольного исполнения требований потребителя
Как усматривается из материалов дела, по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня приобретения, в телефоне обнаружился недостаток - перестал работать.
09.12.2021 г. истцом ответчику направлена претензия с требованием возврата стоимости товара. Данная претензия получена ответчиком 14.12.2021г.
Согласно ответу от 17.12.2021 г. потребителю рекомендовано обратиться в магазин по месту приобретения товара, заполнить заявление на проведение проверки качества и передать товар продавцу.
Согласно отчету об отслеживании почтовой корреспонденции истец получил ответ на претензию 31.12.2021г.
Однако товар предоставлен потребителем в магазин только 02.02.2022 г.
Данным обстоятельствам, имеющим существенное значение для рассмотрения дела, судом первой инстанции оценка не дана, напротив судом сделаны выводы, противоречащие вышеуказанным положениям закона, а также установленным по делу обстоятельствам, что свидетельствует о неприменении закона, подлежащего применению, а также о нарушении судом первой инстанции требований о полном и всестороннем исследовании обстоятельств, имеющих значение для правильного решения спора, и привело к вынесению судебного акта, не отвечающего принципу законности.
Согласно ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Названные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, допущенные судом первой инстанции нарушения не устранены, в то время как на данные обстоятельства заявителем прямо указывалось в апелляционной жалобе.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 26.01.2023 г. в части взыскания неустойки с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Поскольку требования о взыскании штрафа, судебных расходов являются производными от требований о взыскании неустойки, апелляционное определение подлежит отмене и в части взыскания штрафа, расходов по оплате услуг представителя, государственной пошлины.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 26.01.2023 г. в части взыскания неустойки, штрафа, судебных расходов отменить, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Самары Самарской области от 25.08.2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 26.01.2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Русская телефонная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Емелин
Судьи М.Ю. Штырлина
Е.В. Крыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.