Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рипка А.С, судей Назейкиной Н.А, Ивановой С.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, кассационную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга на апелляционное определение Оренбургского областного суда от 8 декабря 2022 года по гражданскому делу N 2-2663/2022 по исковому заявлению Реште Любови Александровны к Администрации г.Оренбурга, Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга об обязании заключить договор купли-продажи
Заслушав доклад судьи Рипка А.С, объяснения представителей Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга Дьяконовой М.М, действующей на основании доверенности от 01.07.2022, Пермякова А.В, действующего на основании доверенности от 16.05.2023, представителя Реште Л.А. Поповой Н.А, действующей на основании ордера от 22.05.2023, в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени проведения судебного заседания, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Реште Л.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Администрации города Оренбурга, Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (ДГИЗО администрации города Оренбурга).
Исковые требования мотивированы тем, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", который расположен на земельном участке площадью 783 кв. м. с кадастровым номером N.
Помещение состоит из литеров БВ1 ВВ2 с подвалом литер БВ, одноэтажное частью двухэтажное, смешанной конструкции, площадью 675.3 кв.м, строение литер Г - проходная, площадью 8.5 кв.м. Сведения о праве собственности истца на указанное помещение внесены в Единый государственный реестр недвижимости 6 марта 2017 года.
Распоряжением ДГИЗО администрации города Оренбурга N 1453-р от 17 апреля 2017 года утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории площадью 783 кв.м, место расположения - в зоне застройки домами смешанной этажности выборочной конструкции, адрес: "адрес". На земельном участке расположено нежилое здание N. разрешённое использование - деловое управление.
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что он поставлен на кадастровый учет 15 мая 2017 года с кадастровой стоимостью 1 470 239 руб.
Согласно уведомлению ДГИЗО администрации города Оренбурга от 12 октября 2018 года, нежилое помещение, площадью 584 кв.м, находящееся по адресу: "адрес" кадастровым номером N переведено в жилое в целях использования помещения в качестве квартиры.
6 ноября 2018 года Федеральной службой государственного регистрации, кадастра и картографии произведен государственный кадастровый учет изменений в отношении помещения, расположенного на спорном земельном участке: в графе "назначение" дополнительные характеристики изменены с "нежилое" на "жилое".
Распоряжением ДГИЗО администрации города Оренбурга N 4189-р от 12 декабря 2018 года установлено соответствие разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N с местоположением: "адрес". с разрешённым использованием: деловое управление. По классификатору видов разрешённого использования земельных участков: - разрешённое использование: деловое управление, размещение одно-двухэтажного с подвалом жилого дома с кадастровым номером N, соответствующие изменения внесены в Единый государственный реестр недвижимости 26 декабря 2018 года.
22 марта 2019 года распоряжением ДГИЗО администрации города Оренбурга N 755-р внесены изменения в распоряжение ДГИЗО администрации города Оренбурга от 12 декабря 2018 года N 4189-р "Об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка по адресу; Российская Федерация, "адрес" классификатору видов разрешенного использования", исключив в пункте 1 слова "деловое управление".
26 декабря 2019 года распоряжением ДГИЗО администрации города Оренбурга N 3440-р внесены изменения в распоряжение ДГИЗО администрации города Оренбурга от 12 декабря 2018 года N 4189-р. Исключены в пункте I цифры "4.1" (код 4.1 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540".
Земельный участок с кадастровым номером N, на который претендует Реште Л.А, относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена.
Из выписки Единого государственного реестра недвижимости от 22 июля 2022 года следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка 2 093 118.74 руб.
Реште Л.А. обратилась в ДГИЗО администрации города Оренбурга с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером N.
20 мая 2022 года ДГИЗО администрации города Оренбурга подготовлен договор купли-продажи земельного участка N, где истец выступает в качестве покупателя, по условиям которого продавец продаёт покупателю спорный и земельный участок, определена его цена 2 093 118, 74 руб.
9 июня 2022 года Реште Л.А в адрес продавца направлен протокол разногласий относительно предложенного ей к подписанию договора от 20 мая 4 2022 года, которым выражает несогласие с указанной в договоре ценой земельного участка. Полагает, что имеет право на выкуп земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей жилой дом, без торгов по цене 104 655.94 руб, что соответствует 5% кадастровой стоимости земельного участка. Позицию обосновывает тем, что является пенсионером по старости и инвалидом II группы (бессрочно), в настоящее время на земельном участке расположен жилой дом, установлен вид разрешённого использования размещение одно-двухэтажного с подвалом жилого дома.
В ответе на указанный протокол разногласий от 26 июня 2022 года N 01-24-0113540, направленном ДГИЗО администрации города Оренбурга в адрес Реште Л.А, Администрация города Оренбурга, ссылается на положения пункта 3 Постановления Администрации города Оренбурга N 727-п. Указывает на невозможность приобретения истцом спорного земельного участка по льготной цене, поскольку разрешённое использование его изначально было - деловое управление, а не размещение жилого дома.
Просила обязать ДГИЗО администрации города Оренбурга заключить с пен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N в редакции протокола разногласий, указав цену продажи 104 655, 94 руб.
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 20 сентября 2022 года в удовлетворении исковых требований Реште Любови Александровны к Администрации г.Оренбурга, Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга об обязании заключить договор купли-продажи отказано.
Апелляционным определением Оренбургского областного суда от 8 декабря 2022 года решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 20 сентября 2022 года отменено в части оставления без удовлетворения исковых требований Реште Любови Александровны к Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка. Принят новый судебный акт, которым исковые требования Реште Любови Александровны к Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка удовлетворены. Урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка N 150 от 20 мая 2022 года путем установления выкупной цены земельного участка с кадастровым номером N, расположенного но адресу: "адрес", в размере 5% от рыночной стоимости указанной в сведениях кадастрового учёта, то есть в сумме 104 655, 34 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга ставится вопрос об отмене апелляционного определения Оренбургского областного суда от 8 декабря 2022 года.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, Реште Л.А. обратилась в ДГИЗО администрации города Оренбурга с заявлением о выкупе земельного участка, расположенного но адресу: "адрес", с кадастровым номером N.
20 мая 2022 года ДГИЗО администрации города Оренбурга подготовлен договор купли-продажи земельного участка N по условиям которого продавец продаёт покупателю спорный земельный участок, определена его цена 2 093 118.74 руб.
9 июня 2022 года Реште Л.А в адрес продавца направлен протокол разногласий относительно предложенного ей к подписанию договора от 20 мая 2022 гола, из содержания которого следует, что Реште Л.А. выражает несогласие с указанной в договоре ценой земельного участка. Полагает, что имеет право на выкуп земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей жилой дом, без торгов по цене 104 655, 94 руб, что соответствует 5% кадастровой стоимости земельного участка. В обоснование своей позиции указывает на то, что является пенсионером по старости и инвалидом 2-ой группы (бессрочно).
Протокол разногласий продавцом не подписан.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями статей 271. 421. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришёл к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
С данными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласится с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы, поскольку они основаны на правильном применении норм права, выводы, сделанные судом, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При этом, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
По смыслу пункта 1 статьи 422, абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса и статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 гола N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", выкупная цена в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с требованиями закона.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов.
Как следует из пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных па таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельною кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату предоставляются на основании договора купли-продажи.
Конституция РФ (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с поименованным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости установлено, что вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N - размещение одно-двухэтажного с подвалом жилого дома с кадастровым номером 56:44:0345006:188 (код 2.1 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 годаN 540 "Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков", группы 7. 2 приложения N 9 к постановлению Администрации юрода Оренбурга от 29 ноября 2016 года N 3698- п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав территории муниципального образования "город Оренбург".
На указанном земельном участке расположено жилое помещение с кадастровым номером N.
Согласно пункту 3 постановления Администрации города Оренбурга N 121- п от 21 сентября 2015 года, которым утвержден порядок определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области при заключении договора купли-продажи земельных участков без проведения торгов, цена земельного участка определятся в размере 5% его кадастровой стоимости при продаже земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства следующим категориям граждан, являющихся собственниками здания или сооружения, возведенного в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, расположенного на приобретенном земельном участке:
- инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов;
- пенсионеры.
Реште Л.А. является инвалидом 2 группы бессрочно с 1 февраля 2018 году. Инвалидность установлена повторно. С 17 августа 2018 года она является пенсионером по старости.
ДГИЗО администрации города Оренбурга полагает, что изначально земельный участок с кадастровым номером N был предоставлен истцу с видом разрешенного использования - деловое управление, на земельном участке располагалось нежилое помещение, в связи с чем выкуп земельного участка по льготной цене 5% от кадастровой стоимости - невозможен.
Судом апелляционной инстанции установлено, что вид разрешенного использования земельного участка на момент выкупа был изменен на размещение жилого дома, что не связано с коммерческой деятельностью, на участке расположено жилое помещение.
Таким образом, истец просила о предоставлении за плату без проведения торгов земельного участка, предоставленного именно для жилого объекта недвижимости, что является, как верно указано судом апелляционной инстанции, определяющим обстоятельством при установлении выкупной цепы земельного участка.
Прежний вид разрешенного использования земельного участка, в последствии изменённый с соблюдением предусмотренной законом процедуры, не имеет правового значения при разрешении настоящего спора.
Учитывая вышеуказанное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, как несостоятельные, поскольку разъяснения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, не являются нормативным правовым актом.
Ссылка в определении суда апелляционной инстанции на судебные акты, как на правовые позиции, которые по мнению заявителя кассационной жалобы не могут быть применены при рассмотрении настоящего дела, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку не влияет на правильность принятого судом апелляционной инстанции судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение Оренбургского областного суда от 8 декабря 2022 года по гражданскому делу N 2-2663/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Рипка
Судьи Н.А.Назейкина
С.Ю.Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.