Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника Суванова ФИО1 ФИО4 на вступившее в законную силу постановление судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 февраля 2023 г., вынесенное в отношении Суванова ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 февраля 2023 г. гражданин Республики Узбекистан ФИО10 15 августа 1998 года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Постановлено поместить ФИО11 в "Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства" МВД по Кабардино-Балкарской Республике, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, "адрес", п.г.т. Каштахау, "адрес".
Названное постановление судьи районного суда в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не пересматривалось. Определением судьи Ставропольского краевого суда от 21 марта 2023 г. в удовлетворении ходатайства защитника ФИО12 ФИО4 о восстановлении процессуального срока для обжалования постановления судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 февраля 2023 г. отказано. Производство по жалобе прекращено.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО4, ссылаясь на незаконность и необоснованность, просит изменить вынесенное в отношении ФИО13 постановление судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 февраля 2023 г, исключив из него указание на назначение административного наказания в виде административного выдворения.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении с учетом приведенной правовой нормы и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО16 к административной ответственности) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Основанием для привлечения ФИО14 к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явились изложенные в протоколе об административном правонарушении и в обжалуемом судебном акте выводы, согласно которым 26 февраля 2023 г. в 23 часа 10 минут в отделе по вопросам миграции отдела МВД России "Шпаковский" по адресу: Ставропольский край, Шпаковский муниципальный округ, г. Михайловск, ул. Гагарина, 385, выявлен гражданин Республики Узбекистан ФИО15, 15 августа 1998 года рождения, который по истечении срока пребывания (до 25 декабря 2021 г.) не выехал из Российской Федерации, чем нарушил требования статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114 "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья районного суда признал доказанными совершение ФИО3У. вменяемого ему административного правонарушения при изложенных выше обстоятельствах и его вину в этом.
С постановлением судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 февраля 2023 г. согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса, устанавливающей обязанность судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности.
Между тем, материалы дела не позволяют признать, что судьей районного суда требования приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены должным образом.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО3У. к административной ответственности).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ).
Следовательно, в силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административном правонарушении по факту нарушения иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации подлежит проверке, имеют ли указанные лица подтверждающие право на пребывание (проживание) в Российской Федерации документы, когда истек срок их пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Описывая событие административного правонарушения должностное лицо административного органа в протоколе об административном правонарушении указал, что срок пребывания ФИО17 на территории Российской Федерации истек 25 декабря 2021 г.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья районного суда также признал установленным, что срок пребывания ФИО18 на территории Российской Федерации истек 25 декабря 2021 г, по истечении данного срока он из Российской Федерации не выехал.
В подтверждение таких выводов судья районного суда сослался на протокол об административном правонарушении, распечатку сведений из автоматизированной системы Центральной базы данных учета иностранных граждан, объяснения ФИО19, рапорт инспектора ОГИБДД ОМВД России "Шпаковский", протокол о доставлении, протокол об административном задержании.
Протокол об административном правонарушении в силу требований статьи 26.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. Протокол об административном правонарушении составляется после установления обстоятельств совершенного административного правонарушения, в том числе на основании истребованных для выяснения этих обстоятельств документов.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, помимо прочего, дата его составления.
Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Правильность составления процессуальных документов, в том числе протокола об административном правонарушении, судья, орган, должностное лицо обязаны проверить при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении датирован инспектором ОВМ ОМВД России "Шпаковский" ФИО5 26 февраля 2022 г. При этом в названном процессуальном документе указывается на событие, которое имело место 26 февраля 2023 г.
Между тем, судьей районного суда как при подготовке дела к рассмотрению, так и рассмотрении дела по существу указанные выше обстоятельства оставлены без внимания, выводы о допустимости данного процессуального документа, содержащего противоречивые сведения, как доказательства в постановлении не мотивированы.
Более того, названные выше доказательства не позволяют признать достоверно установленным, что срок пребывания ФИО20 на территории Российской Федерации истек 25 декабря 2021 г.
Так, в распечатке сведений из автоматизированной системы Центральной базы данных учета иностранных граждан (л.д.11) датой въезда ФИО22 в Российскую Федерацию указано 08 декабря 2021 г. В этой же распечатке имеются сведения о наличии у ФИО21 миграционной карты с периодом действия с 08 декабря 2021 г. по 07 марта 2022 г.
При наличии таких противоречивых сведений об окончании срока пребывания ФИО23 в Российской Федерации, который на дату составления протокола об административном правонарушении, указанный в данном процессуальном документе, не истек, и эти противоречия при рассмотрении дела судьей районного суда не устранены, вынесенное по делу постановление нельзя признать законным и обоснованным.
Указанное выше свидетельствует о том, что судьей районного суда при рассмотрении настоящего дела требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела не выполнены, что не отвечает требованиям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, является основанием для отмены вступивших в законную силу постановления, решения по жалобе и возвращения дела на новое рассмотрение.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО24 настоящего дела об административном правонарушении, имели место 26 февраля 2023 г.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу не истек.
С учетом изложенного постановление судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 февраля 2023 г, вынесенное в отношении ФИО25 по настоящему делу, подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же районный суд.
При новом рассмотрении дела следует всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника ФИО27 ФИО4 удовлетворить частично.
Постановление судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 февраля 2023 г, вынесенное в отношении ФИО28 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить дело об административном правонарушении в Шпаковский районный суд Ставропольского края на новое рассмотрение.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья районного суда Климов Е.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.