Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 октября 2022 г.
по административному делу по административному иску Мамиева А.Х. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Мамиева А.Х. Мамиеву Ж.Х, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мамиев А.Х. обратился в суд с административным иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N площадью 264 848 кв.м и возложении обязанности принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка с направлением на подписание договора купли-продажи.
В обоснование требований указано, что Мамиев А.Х. на основании договора аренды от 1 декабря 2005 г. N 52 и дополнительного соглашения от 17 июля 2019 г. N 1 является арендатором земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N площадью 264 848 кв.м по адресу: "адрес". Заявлением от 22 апреля 2022 г. административной истец обратился о представлении указанного земельного участка в собственность за плату, на что получен отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике от 20 мая 2022 г. N 07-03/1957. В обоснование отказа приведены положения пункта 1 статьи 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 г. N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике", согласно которым приватизация земель сельскохозяйственного назначения может осуществлять по истечении 49 лет с момента вступления названного закона в силу, а также указано на отсутствие сведений, подтверждающих расположение на испрашиваемом земельном участке многолетних насаждений. Названный отказ заявитель полагал незаконным и нарушающим его права при наличии заключения кадастрового инженера по обследованию земельного участка с подтверждением расположения на нем многолетних насаждений, и отсутствие препятствий для реализации его права на приобретение земельного участка как физическому лицу без проведения торгов, поскольку ограничения, установленные Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 г. N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" не распространяются на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями и сооружениями.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 октября 2022 г, требования Мамиева А.Х. удовлетворены частично, отказ от 20 мая 2022 г. N 07-03/1957 признан незаконным, на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Мамиева А.Х. о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером N
В кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, поданной 2 декабря 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 13 декабря 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В возражениях относительно доводов кассационной жалобы представитель Мамиева А.Х. Мамиева Ж.Х. просит оставить постановленные судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, Мамиев А.Х. является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, площадью 264 848 кв.м, видом разрешенного использования под многолетние насаждения, с адресным ориентиром: Кабардино-Балкарская Республика, "адрес", Договор аренды указанного земельного участка, предоставленного для целей производства сельхозпродукции, зарегистрирован в установленном порядке, срок аренды составляет до ДД.ММ.ГГГГ
Мамиеву А.Х. на праве совместной собственности с Мамиевой Р.М. принадлежат многолетние насаждения 2 357 штук, в т.ч яблони "Делишес", год посадки - 1976, "Голден", год посадки - 1976, общей площадью 25 8000 кв.м, зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости 11 марта 2006 г, запись регистрации N 07-07-01/009/2006-437.
Расположение на земельном участке с кадастровым номером N многолетних насаждений в количестве 11 397 штук (плодовых деревьев - яблони), размещение сооружений для хранения сельскохозяйственной продукции подтверждается заключением кадастрового инженера Общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" ФИО5, составленным 1 февраля 2022 г. по результатам проведенных работ по обследованию земельного участка.
22 апреля 2022 г. административный истец обратился в ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике с заявлением об осуществлении продажи земельного участка без проведении торгов, на что административный ответчик 20 мая 2022 г. письменно сообщил административному истцу об отказе в предоставлении земельного участка, в связи с установленным законом республики мораторием на приватизацию земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Удовлетворяя административный иск, суды исходили из того, что условия аренды земельного участка Мамиева А.Х. соответствуют установленным законом двум условиям для продажи без проведения торгов, переданного в аренду земельного участка: арендатор пользуется арендуемым земельным участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; пользование переданного в аренду земельного участка осуществляется надлежащим образом, то есть на момент обращения административного истца имелись все необходимые условия для продажи Мамиеву А.Х. земельного участка без проведения торгов в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
С такими выводами судов первой и апелляционной инстанций не соглашается суд кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту таких участков.
Вместе с тем, пункт 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые или огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, что предусмотрено пунктом 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичное регулирование предусмотрено пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно которому действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 8 июля 2004 г. N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" установлен мораторий (на 49 лет) на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Кабардино-Балкарской Республики возможна только по истечении действия моратория, установленного республиканским законодательством.
Суды указали, что на правила оборота спорного земельного участка действие Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" и вытекающего из него моратория в пределах Кабардино-Балкарской Республики, не распространяется. Следовательно, в исключение из норм указанного специального закона предоставление собственникам зданий, сооружений земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости, осуществляется по общим правилам Земельного кодекса Российской Федерации.
Соответствующее исключительное право на приобретение земельных участков в собственность для граждан, юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, предусмотрено в статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, принадлежащий на праве общей совместной собственности Мамиеву А.Х. объект недвижимости - многолетние насаждения, к числу видов объектов недвижимости, порождающих предусмотренное Земельным кодексом Российской Федерации исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, таких как здание либо сооружение, не относится.
При таком положении, само по себе расположение на земельном участке с кадастровым номером N многолетних насаждений обязанности административного ответчика по передаче земельного участка в собственность за плату административному истцу не порождает.
Иное основание для предоставления земельного участка в собственность за плату возникает у арендатора земельного участка в силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, названными положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Вместе с тем, указанная норма Земельного кодекса Российской Федерации распространяет свое действие на земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства (без указания категории земель) и наряду с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении права заключения договора аренды аналогичного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, регулирует правоотношения в развитие положений пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 4 статьи 10 названного Федерального закона гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, Земельным кодексом Российской Федерации при одинаковых условиях предусмотрено два способа предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения: как в собственность, так и в аренду, что является общей нормой, тогда как право на установление моратория в субъекте Российской Федерации введено специальным законом.
Приведенные нормы Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земель из категории сельскохозяйственного назначения, надлежащим образом используемые арендаторами более трех лет, предполагают одновременное регулирование двумя нормативными правовыми актами, рассматриваются во взаимосвязи и, следовательно, не предполагают, по мнению судебной коллегии, исключений из действия указанного моратория, предусмотренного пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и пунктом 1 статьи 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 8 июля 2004 г. N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике".
Судебная коллегия принимает во внимание, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения является одним из элементов и составной частью оборота земель сельскохозяйственного назначения и регулируется также 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Определение срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, субъектом Российской Федерации согласуется с пунктом 4 статьи 1 указанного Федерального закона, в силу предписаний которого приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2018 г. N 19-АПГ18-3).
При таком положении обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, при их принятии допущено неправильное применение норм материального права, что является основанием для их отмены, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Мамиева А.Х. о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка и возложении обязанности его продажи.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 октября 2022 г. отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении требований Мамиева А.Х. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка от 20 мая 2022 г. N 07-03/1957 и возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка за плату и направить проект договора купли-продажи для подписания отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.