Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Джавтаевой З. А. Набиулиной С. К.
на решение Новолакского районного суда Республики Дагестан от 14.09.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20.12.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Джавтаевой З. А. к Управлению Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заинтересованные лица Администрация муниципального образования "Новолакский район", Администрация муниципального образования "с. Новолакское", Чугуева Л. А..
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения Набиулиной С.К. поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Джавтаева З.А. обратилась в Новолакский районный суд Республики Дагестан с административным иском к Управлению Правительства Республике Дагестан по переселению лакского населения Новолакского района и восстановления Ауховского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к возврату ей конфискованного в результате репрессии ее семьи дома, расположенного в с. Новолакского Новолакского района Республики Дагестан, и возложении на Управление обязанности принять меры по возврату высвобождаемого домовладения, расположенного в с. Новолакское Новолакского района Республики Дагестан, ей, как реабилитированному лицу. Заявленные требования мотивированы тем, что семья переселенца Чугуевой Л.А. по программе переселения лакского населения Новолакского района и восстановления Ауховского района приняла домовладение по типу 5 в с. Новлакское (Новострой) Новолакского района Республики Дагестан в 2012 г, однако свои обязательства о возврате спорного дома не выполняет, Управление соответствующих мер к возврату не принимает, что влечет нарушение прав административного истца по возврату ее семье конфискованного домовладения.
Решением Новолакского районного суда Республики Дагестан от 14.09.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20.12.2022, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами административный истец в лице представителя обжаловала их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, оставлении без внимания юридически значимых обстоятельств, настаивает на обоснованности заявленных требований по приведенным в них доводам, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 17.04.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Возникший по настоящему делу предмет спора регулируется Законом РСФСР от 26.04.1991 "О реабилитации репрессированных народов", Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" и Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 926, а также непосредственно к спорным правоотношениям Положением о порядке и условиях расчетов за оставляемые жилые дома, строения, многолетние насаждения, а также финансирования строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, и возврата высвобождаемого жилья реабилитированным чеченцам-аккинцам, утв. Правительством Республики Дагестан от 19.03.2007 N 74.
В силу статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.
Порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 17 данного Закона), который определен Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 926.
Пунктом 3 названного Положения возврат конфискованного имущества производится в случаях, когда оно сохранилось. Возмещение стоимости имущества производится в случаях, когда имущество сохранилось, но оно не может быть возвращено по основаниям, предусмотренным законодательством, либо реабилитированное лицо согласно вместо возврата жилого дома на возмещение его стоимости, а также в случаях, когда имущество не сохранилось, однако имеются документы о его характере, состоянии и количестве, на основании которых возможна оценка имущества.
В целях оптимизации расходования бюджетных средств, выделяемых на компенсацию стоимости оставляемых жилых домов, строений, многолетних насаждений, а также финансирование строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, постановлением Правительства Республики Дагестан от 19.03.2007 N 74 утверждено Положение о порядке и условиях расчетов за оставляемые жилые дома, строения, многолетние насаждения, а также финансирования строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, и возврата высвобождаемого жилья реабилитированным чеченцам-аккинцам (далее - Положение N 74).
Пунктом 22 данного Положения предусмотрено, что жилые дома и строения, построенные до 1944 года, не подвергшиеся в дальнейшем расширению и реконструкции, возвращаются прежним владельцам или их наследникам безвозмездно.
Жилые дома и строения, построенные до 1944 года и подвергшиеся в дальнейшем расширению и реконструкции, возвращаются прежним владельцам или их наследникам с условием компенсации переселяющимся гражданам произведенных затрат в размере, определенном организацией технической инвентаризации (пункт 23 Положения N 74).
Жилые дома и строения, в том числе не завершенные строительством, построенные после 1944 года лицами лакской национальности, могут быть приобретены у владельцев лицами чеченской национальности, выходцами из тех населенных пунктов, на территории которых находятся оставляемые жилые дома и строения, по оценочной стоимости на день продажи, определенной организацией технической инвентаризации (пункт 24 Положения N 74).
В случае, если не достигнуто согласие о продаже лицами лакской национальности жилых домов и строений, в том числе не завершенных строительством, лицам чеченской национальности, лица лакской национальности получают денежную компенсацию в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения и эти домостроения переходят в республиканскую собственность (пункт 25 Положения N 74). Для этого министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан передает их по договору об обеспечении сохранности жилых домов и последующей реализации муниципальному образованию "Новолакский район", которое заключает с лицами чеченской национальности, выходцами из населенного пункта, на территории которого находятся освободившиеся жилые дома и строения, договор аренды с правом выкупа домостроения в течение 15 лет в случае авансирования оплаты 30 процентов от стоимости строения.
В свою очередь Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29.09.2017 N 223 утверждена государственная программа Республики Дагестан "Переселение лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановление Ауховского района", направленная на полное завершение переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства с созданием необходимой инфраструктуры, придание статуса муниципального района "Новолакский район" территории переселения и муниципального района "Ауховский район" территории, с которой переселили лакское население, восстановление исторических наименований населенных пунктов, входивших в состав Ауховского района.
В целях реализации Программы проводится инвентаризация жилых домов и земельных участков, подлежащих возврату реабилитированным гражданам в Новолакском районе, а также жилых домов и земельных участков, уже возвращенных реабилитированным гражданам.
Советом министров Республики Дагестан утверждено постановление от 17.02.1993 N 28 "О Порядке переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства", пунктами 1.4 и 1.5 которого предусмотрено, что граждане, изъявившие желание переселиться на новое место жительства, подают в администрации сельских муниципальных образований по месту жительства заявление по установленной форме, в случае отказа переселенческой лакской семьи от возврата домовладений и участков, принадлежавших репрессированным жителям, при условии принятия на новом месте жительства жилого дома Комиссия Правительства Республики Дагестан по вопросам реабилитации и переселения принимает решение о ее исключении из списка лакских семей, переселяющихся на новое место жительства, изъятии полученного жилого дома в установленном порядке и передаче домостроения следующему очереднику.
Пунктом 3.3. Порядка предусмотрено, что после принятия жилого дома на новом месте жительства лакская семья обязана сдать в двухмесячный срок домовладение и земельный участок на прежнем месте жительства по акту передачи жилого дома и земельного участка реабилитированному гражданину.
Сдача домовладений осуществляется на условиях, предусмотренных Положением о порядке и условиях расчетов за оставляемые жилые дома, строения, многолетние насаждения, а также финансирования строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 19.03.2007 N 74.
Организация переселения возлагается на Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района (пункт 1.2 Правил)(далее - Управление).
Как следует из материалов дела, семья административного истца в 1944 г. была подвергнута репрессиям и выслана из Новолакского района (аул Банай, ныне с. Новолакское), в дальнейшем на основании пункта "в" статьи 13 и части 1 статьи 1.1. Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", отец административного истца Джавтаев А. реабилитирован, что подтверждается справкой от 15.06.1998, Джавтаева З.А. также была реабилитирована, что подтверждается справкой от 08.09.1998.
Как утверждала административный истец, на месте жительства их семьи до репрессий в настоящее время проживает лакская семья Чугуевой Л.А, которая включена в программу (списки) переселения с предоставлением жилого дома по типовому проекту, данному лицу по программе переселения построено несколько домов, которые в установленном порядке приняты (Тип-4, принят Чугуевой Л.А. в 2012 г.).
Согласно техническому паспорту на данный дом он построен в 2006 г, строительство начато в 2003 г, разрешение на строительство получено в 2001 г, земельный участок предоставлен Чугуевой Л.А. в бессрочное пользование в 2001 г.
Согласно договору купли-продажи земельного участка с жилым домом, Чегуевой Л.А, спорный дом продан 15.09.2017 Межидову Р.А, доказательств того, что спорный дом является домом постройки 1944 г. отсутствуют.
С учетом изложенного судебная коллегия находит выводы судов о том, что со стороны Управления не было допущено оспариваемое административным истцом бездействие, повлекшее нарушение законных прав и интересов ее семьи, в том числе воспользоваться правом на реализацию положений Порядка N 74, обоснованными, поскольку основания не согласиться с принятыми судами решениями отсутствуют, допустимые и достоверные доказательства, в полной мере подтверждающие отнесение спорного домовладения к домовладению административного истца не представлены.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса).
Доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца материалы дела не содержат, административным истцом суду не представлены, в соответствии с приведенными правовыми нормами судами обоснованно отказано истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы об обратном и о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела являются не состоятельными, противоречат исследованным судами доказательствам. Судами оценены все доводы административного истца, им дана надлежащая мотивированная оценка, основания не согласиться с которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом предмета спора, фактически установленных судами обстоятельств, которые подтверждаются материалами дела, основания для признания являющегося предметом спора бездействия отсутствовали, о чем пришли к правильному выводу судебные инстанции.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии судами верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, процессуальных нарушений при рассмотрении дела допущено не было. Основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют, все юридически значимые обстоятельства в них отражены, судами установлены.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новолакского районного суда Республики Дагестан от 14.09.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20.12.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Джавтаевой З. А. Набиулиной С. К. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07.06.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.