Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25.10.2022
по делу по исковому заявлению Баевой А. А.ьевны и Баева Н. И. к администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным ненормативного правового акта, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции
Белоусовой Ю.К, а также возражения против удовлетворения кассационной жалобы представителя административных истцов Баевой Т.Ф, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Баева А.А. и Баев Н.И. обратились в Шпаковский районный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным постановления администрации от 25.03.2022 N 450 об исключении их семьи из участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", мероприятия "Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края подпрограммы "Жилище" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры" и муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в Шпаковском муниципальном округе" по Шпаковскому муниципальному округу Ставропольского края.
Заявленные требования мотивированы незаконностью принятого решения и отсутствием правовых оснований для снятия с очереди. Просили возложить на административного ответчика обязанность восстановить их молодую семью, состоящую из трех человек: Баева А.А, Баев Н.И, Баев Д.Н. в состав участников данного мероприятия с даты предъявления соответствующего заявления, то есть с 13.11.2020.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 08.06.2022 в удовлетворении требований отказано. Суд первой инстанции, принимая во внимание, что в 2018 г. Баевой А.А. на праве собственности принадлежала 1/4 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, площадью 278, 1 кв.м, и 1/4 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 1120 кв.м, действия Баевой А.А. по отчуждению 26.12.2018 данных долей, в том числе жилого помещения, совершены с целью создания искусственной нуждаемости в улучшении жилищных условий для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и поскольку с момента совершения административным истцом указанных действий не истек пятилетний срок, установленный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края являлось правомерным.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25.10.2022 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым заявленные требования удовлетворены, постановление администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края от 25.03.2022 N 450 признано незаконным, на администрацию Шпаковского муниципального округа Ставропольского края возложена обязанность восстановить молодую семью административных истцов состоящую из трех человек: Баева А.А, Баев Н.И, Баев Д.Н, в состав участников мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", мероприятия "Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края подпрограммы "Жилище" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры" и муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в Шпаковском муниципальном округе" по Шпаковскому муниципальному округу Ставропольского края, с даты предъявления соответствующего заявления, то есть с 13.11.2020.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку реализация Баевой А.А. своих долей в праве на земельный участок и жилой дом произведена в 2018, до вступления в 2020 г. в брак с Баевым Н.И. и до постановки на учет их семьи в программу, с ее стороны отсутствовало намеренное ухудшение жилищных условий и, как следствие наличие оснований для исключения ее семьи из участия в основном мероприятии.
Не согласившись с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, административный ответчик обжаловал его в кассационной порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос его отмене, как принятого с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, настаивает на обоснованности принятия решения об исключении семьи административных истцов из программы. Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В поданных возражениях административные истцы с доводами кассационной жалобы не согласились, полагая обжалуемых судебный акт законным и обоснованным, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела, 13.11.2020 Баева А.А. обратилась в администрацию г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края с заявлением о признании ее семьи составом 2 чел. (она и супруг Баев Н.И.) нуждающейся в жилом помещении для участия в основном мероприятии "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", мероприятия "Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края подпрограммы "Жилище" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры" и муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в Шпаковском муниципальном округе" по Шпаковскому муниципальному округу Ставропольского края, указав, что они проживают по адресу "адрес".
13.11.2020 администрацией принято решение о признании административных истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в список участников данного мероприятия.
В связи с рождением 18.05.2021 ребенка, в сведения о семье административных истцов внесены изменения, с его учетом.
Постановлением администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края от 25.03.2022 N 450 семья Баевой А.А. на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (наличие сведений, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) снята с учета в качестве нуждающихся, исключена молодая семья Баевой А.А. из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", мероприятия "Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края подпрограммы "Жилище" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры" и муниципальной программы Шпаковского муниципального округа Ставропольского края "Обеспечение жильем молодых семей".
Поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25.02.2022 N КУВИ-001/2022-2651927 Баевой А.А. в 2018 г. на праве собственности принадлежала 1/4 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, площадью 278, 1 кв.м, с кадастровым номером N, и 1/4 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 1120 кв.м, с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес", право собственности на которые было прекращено 26.12.2018.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", Приложением N 1 к которому установлены Правила предоставления молодым семьям выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Пунктом 6 данных Правил установлено, что участником мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие установленным требования, в частности молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
В свою очередь пунктом 7 Правил предусмотрено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу данной нормы отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителем таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют об очевидном намерении приобрести право состоять на учете.
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 19.04.2007 N 258-0-0, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Поскольку у административного истца Баевой А.А. доли в праве на жилое помещение и земельный участок возникли и были отчуждены в 2018 г, т.е. до вступления ее в брак и подачи заявления на участие в программе в 2020 г, постольку суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований полагать о совершении административным истцом намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, позволяющих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Установленное послужило обоснованным основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового решения об удовлетворении заявленных требований и возложения на административного ответчика соответствующей обязанности, что прямо предусмотрено пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводство Российской Федерации.
У судебной коллегии основания не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции отсутствуют, поскольку оспариваемый ненормативный правовой акт вынесен с нарушением требований действующего законодательство, нарушил права и законные интересы административных истцов.
Судом апелляционной инстанции дана оценка юридически значимым обстоятельствам дела, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, при его принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для отмены апелляционного определений, предусмотренных статьей 328 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятым решением по существу, что не свидетельствует о наличии оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25.10.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судья Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07.06.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.