Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Усмановой Г.Ф.
судей Поддубной О.А, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений "адрес", Государственному бюджетному учреждению "адрес" " "адрес"имущество" о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности, о взыскании компенсации морального вреда, по кассационным жалобам представителя ФИО1 - ФИО2 и Министерства имущественных отношений "адрес", поданной представителем ФИО3 на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 1 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 января 2023 г.
Заслушав доклад председательствующего, выслушав объяснения истца, его представителя ФИО2 (посредством видеоконференцсвязи) в поддержку доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений "адрес", Государственному бюджетному учреждению "адрес" " "адрес"имущество" (далее - ГБУ СК " "адрес"имущество") о признании недействительными с момента их принятия пунктов таблицы 1.1 приказа Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в "адрес"", о признании незаконным бездействия, выразившегося в не определении кадастровой стоимости принадлежащих истцу земельных участков и в непредоставлении в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости, о возложении обязанности в течение 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу определить кадастровую стоимость земельных участков, о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей, судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование требований указано на то, что Министерство имущественных отношений "адрес" не обеспечило определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости были приняты решения об удовлетворении заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, поданных ввиду недостоверности сведений об объектах недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости. Такое бездействие является незаконным, это причиняет истцу нравственные страдания.
Определением Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 22 июня 2022 г. административное исковое заявление ФИО1 к Министерству имущественных отношений "адрес" о признании недействительными с момента их принятия пунктов таблицы 1.1 приказа Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в "адрес"" выделено в отдельное производство. Оставшиеся требования постановлено рассматривать в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в одном заявлении соединены требования, подлежащие рассмотрению как в порядке административного судопроизводства, так и в порядке гражданского судопроизводства, их разделение невозможно и нецелесообразно.
Решением Ленинского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений "адрес", выразившееся в не обеспечении определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по "адрес", приняты решения N, N о пересмотре их кадастровой стоимости, предоставления в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости с приложением сведений о кадастровом номере объекта недвижимости, его кадастровой стоимости по состоянию на дату проведения оценки и с описанием произведенных работ (расчет кадастровой стоимости) в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных решений. На Министерство имущественных отношений "адрес" возложена обязанность обеспечить определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по "адрес" приняты указанные решения и представлению в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости с приложением сведений о кадастровом номере объекта недвижимости, его кадастровой стоимости по состоянию на дату проведения оценки и с описанием произведенных работ (расчет кадастровой стоимости) в течение 10 рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На Министерство имущественных отношений "адрес" возложена обязанность в течение 45 дней со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении настоящего решения в суд и ФИО1 В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия ГБУ СК " "адрес"имущество" и возложении на него обязанностей отказано. В удовлетворении требований о взыскании с Министерства имущественных отношений "адрес" и ГБУ СК " "адрес"имущество" в солидарном порядке компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей отказано. С Министерства имущественных отношений "адрес" в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В кассационных жалобах представителя ФИО1 - ФИО2 Министерства имущественных отношений "адрес" в лице представителя ФИО3 ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на неверное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились ответчики, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и заблаговременно.
Судебная коллегия, по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. При этом нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражения стороны истца на кассационную жалобу ответчика, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Этим же Федеральным законом установлен и порядок рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Статья 24.19 указанного Федерального закона устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений: об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости; о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В целях реализации вышеназванных положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Министерством экономического развития Российской Федерации Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - Порядок определения кадастровой стоимости).
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцу на праве собственности принадлежат земельные участки в СТ "Геофизик" в "адрес", имеющие следующие кадастровые номера: N.
Кадастровая стоимость земельных участков была определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства имущественных отношения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N на основании отчета об определении кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ N- N. Работы по определению кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости осуществлялись ГУП СК " "адрес"-имущество" на основании государственного контракта, заказчиком работ выступало Министерство имущественных отношения "адрес".
Распоряжением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ГУП СК " "адрес"имущество" реорганизовано в форме его преобразования в ГБУ СК " "адрес"имущество".
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес" приняты решения N N, 4000, 4001, 4002, 4003, 4004, 4005, 4006, 4007, 4008, 4009, 4010 о пересмотре кадастровой стоимости указанных выше земельных участков на основании недостоверности сведений об этих земельных участках, использованных при определении их кадастровой стоимости. Недостоверность сведений заключалась в том, что при определении их кадастровой стоимости использованы недостоверные сведения об объектах недвижимости, расположенных на этих земельных участках, которые обозначены, как объекты, присоединенные к технологическим сетям водо-, тепло- и электроснабжения, однако таковыми не являются. Комиссия решилапересмотреть результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с учетом достоверных сведений, направить решение в адрес заказчика работ по определению кадастровой стоимости земельных участков - Министерства имущественных отношения "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по "адрес" в соответствии с пунктом 2 Порядка уведомило заказчика работ по определению кадастровой стоимости земельных участков о необходимости пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, направив соответствующие письма с приложением необходимых документов, которые получены адресатом ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений "адрес" перенаправило письма в адрес ГБУ СК " "адрес"имущество", а ГБУ СК " "адрес"имущество" направило их в адрес субподрядчика ООО "Земельные ресурсы", выполнявшего непосредственно работы по оценке земель, которое письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что сведения об объектах недвижимости недостоверными не признаны, новые сведения не представлены, перерасчет на основании тех же сведений не приведет к изменению кадастровой стоимости земельных участков.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца в части признания бездействия Министерства имущественных отношений "адрес" незаконными, суд первой инстанции сослался на положения статьи 227 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) и исходил из того, что в нарушение пунктов 3 и 4 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости возложенные на этого ответчика государством обязанности не выполнены, новая кадастровая стоимость названных земельных участков в соответствии с решениями комиссии о рассмотрении споров не определена, данные о кадастровой стоимости, определенной с учетом достоверных сведений о земельных участках, в орган кадастрового учета не предоставлены.
Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда суд указал на то, что им заявлены требования имущественного характера, что не влечет возмещение морального вреда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем с судебными актами согласиться нельзя.
В данном случае суды, разрешая требования истца, исходили из возможности защиты его права на основании положений КАС РФ, однако при осуществлении процедуры судопроизводства и принятии решений руководствовались нормами ГПК РФ.
Тем самым, оставив часть требований истца для рассмотрения в суде общей юрисдикции, суды не определили вид судопроизводства, в рамках которого следовало проверить требования истца, оспаривавшего, по существу, действия ответчиков по не определению и невнесению новой кадастровой оценки земельных участков.
Кроме того, к материалам дела приобщены копия решения ГБУ СК " "адрес"имущество" N Т-174 от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих истцу, и приказа Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N о внесении изменений в результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости истца "данные изъяты"), которым судами правовая оценка не приведена, и в этой связи не проверено, в чем заключается оспоренное бездействие ответчиков и за какой период, какие права истца нарушены и подлежат восстановлению, каким правовым способом.
Принимая во внимание изложенное, состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует правильно определить процедуру судопроизводства, устранить указанные недостатки и вынести по делу законное и обоснованное решение.
Приостановление исполнения судебных актов подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 1 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 января 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Приостановление исполнения решения Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 1 сентября 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 января 2023 г. отменить.
Председательствующий Г.Ф. Усманова
Судьи О.А. Поддубная
Р.Ф. Фахретдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.