Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карпова А.В. на решение Нижегородского районного суда города Нижний Новгород от 1 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 5 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Нижегородской области (далее Межрайонная ИФНС России N 18 по Нижегородской области) к Карпову А.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, объяснения Карпова А.В, его представителя Ибраимова Н.С, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 18 по Нижегородской области обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Карпова А.В. задолженность по страховым взносам и пени на общую сумму 134 612 рублей 07 копеек, из которых на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за период с 2017 года по 2020 год в размере 99 273 рублей 71 копейки, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10 603 рублей 72 копеек, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год - 2020 год в размере 22 500 рублей 97 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 2 233 рублей 67 копеек.
Требования обоснованы тем, что должник в спорный период являлся арбитражным управляющим, однако установленную законом обязанность по уплате страховых взносов в добровольном порядке не исполнил, направленное требование об уплате задолженности по страховым взносам и пени также осталось без исполнения.
Решением Нижегородского районного суда города Нижний Новгород от 1 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 5 октября 2022 года, административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной 4 марта 2023 года почтой через районный суд, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 28 марта 2023 года, Карпов А.В. просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд за взысканием спорной задолженности; не внесено в протокол его ходатайство о привлечении к участию в деле "данные изъяты" которые должны в отношении него подавать сведения в налоговый орган.
Иные лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что Карпов А.В. был зарегистрирован в качестве арбитражного управляющего в период с 5 декабря 2016 года по 12 августа 2020 года. Указанные сведения поступили в налоговый орган только электронным документом 9 сентября 2020 года после прекращения деятельности.
На основании сведений о статусе арбитражного управляющего, административному истцу за 2017 - 2020 годы произведено начисление по страховым взносам на пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 99 273 рублей 71 копейки и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 22 500 рублей 97 копеек.
Поскольку административным ответчиком обязанность по уплате страховых взносов в добровольном порядке не исполнена, налогоплательщику направлены требования от 12 октября 2020 года N и от 19 октября 2020 года N об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и пени за спорные периоды 2017-2020 годы, сроком исполнения до 20 ноября 2020 года и до 27 ноября 2020 года соответственно, которые должником оставлены без исполнения.
На основании заявления Межрайонной ИФНС России N 18 города Нижний Новгород мировым судьей судебного участка N 1 Нижегородского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области 3 марта 2021 года выдан судебный приказ о взыскании с Карпова А.В. задолженности по страховым взносам и пени, который по заявлению должника определением мирового судьи от 4 марта 2021 года отменен.
13 августа 2021 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Карповым А.В. не исполнено требование налогового органа об уплате страховых взносов и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Предусмотренные законом основания для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют. Расчет задолженности по страховым взносам и пени произведен верно за период, когда Карпов А.В. имел статус арбитражного управляющего. Нарушения сроков на обращение к мировому судье и в суд, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Размер страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическими лицами, установлены статьями 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в частности, арбитражные управляющие, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Согласно пункту 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 3 пункта 6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет арбитражного управляющего, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 указанного Кодекса.
На основании пункта 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, который обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров.
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Учитывая изложенные выше обстоятельства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов об удовлетворении административных исковых требований.
Довод кассационной жалобы о том, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд за взысканием спорной задолженности, является необоснованным.
Согласно сообщению из уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) от 9 сентября 2020 года Карпов А.В. являлся арбитражным управляющим с 5 декабря 2016 года по 12 августа 2020 года.
Ранее в налоговый орган сведений о том, что Карпов А.В. внесен в реестр арбитражных управляющих, не поступало.
На основании части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Действующим законодательством предусмотрено, что возникновение обязанности у арбитражного управляющего по уплате страховых взносов зависит от факта получения физическим лицом статуса арбитражного управляющего. Обязанность по уплате страховых взносов не поставлена в зависимость от осуществления арбитражным управляющим непосредственно его профессиональной деятельности, равно как от результатов этой деятельности.
Поскольку Карповым А.В. самостоятельно страховые взносы не уплачены, а налоговым органом недоимка выявлена только 9 сентября 2020 года, после чего административному ответчику с соблюдением положений статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации 12 октября 2020 года и 19 октября 2020 года направлены требования о ее уплате, которые в установленный в них срок не исполнены, с соблюдением пунктов 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации поданы заявление мировому судье и административный иск в районный суд, то вывод судов о том, что административным истцом соблюден порядок и срок взыскания недоимки по страховым взносам и пени, является правильным.
Довод кассационной жалобы о том, что судом в протокол судебного заседания не внесено ходатайство административного ответчика о привлечении к участию в деле "данные изъяты", который должен в отношении него подавать сведения в налоговый орган, подлежит отклонению, поскольку замечания на протокол в соответствии со статьей 207 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в указанной части не подавались. При этом привлечение данной организации к участию в деле, для рассматриваемого спора правового значения не имеет.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и обоснованно отклонены, отмены оспариваемых судебных актов не влекут.
Оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижегородского районного суда города Нижний Новгород от 1 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 5 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Карпова А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.