Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, ФКУ КП-15 ГУФСИН России по Нижегородской области на решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 6 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 1 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Кульчинского А.М. к ФКУ КП-15 ГУФСИН России по Нижегородской области о взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, объяснения представителя ФСИН России, ГУ ФСИН России по Нижегородской области Боченева М.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кульчинский А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) администрации ФКУ КП-15 ГУФСИН России по Нижегородской области по его содержанию в названном учреждении в период с 10 июня 2019 года по 19 августа 2021 года, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 500 000 рублей.
Административные исковые требования обоснованы тем, что административный истец отбывал наказание в ФКУ КП-15 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях содержания. Так, не был обеспечен рабочей одеждой, по причине ее отсутствия, в результате чего приходилось работать в повседневной одежде, которая в результате ее использования на рабочем месте пришла в негодность; нарушался режим работы, не выплачивалась заработная плата; в связи с заболеванием на рабочем месте был госпитализирован в МСЧ-52 ГУФСИН России по Нижегородской области, однако лист временной нетрудоспособности как работающему не открывался и не оплачивался.
Решением Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 6 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 1 сентября 2022 года, административные исковые требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия администрации ФКУ КП-15 ГУФСИН России по Нижегородской области по ненадлежащему содержанию Кульчинского А.М. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Кульчинского А.М. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в размере 20 000 рублей.
В кассационной жалобе, поданной 6 марта 2023 года почтой через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 28 марта 2023 года, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ КП-15 ГУФСИН России по Нижегородской области просят отменить судебные акты в части удовлетворения административных требований, в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Полагают, что осужденные привлекаются к труду в соответствии с требования уголовно-исполнительного законодательства, на них не распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие порядок приема и увольнения с работы, а также гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации в части порядка оформления прекращения трудовых отношений. Увольнение Кульчинского А.М. было связано с прохождением обследования, а не с заболеванием, в связи с чем оснований для выдачи листка временной нетрудоспособности и выплаты пособий не имелось.
Иные лица, участвующие по делу, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Удовлетворяя частично административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции исходил из положений статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 4, 8 Положения об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 года N 727, Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденного приказом Минюста России от 14 июля 2003 года N 185 установилфакты нарушения условий содержания Кульчинского А.М. при отбывании им наказания в части не оформления листов нетрудоспособности и не выплаты соответствующих пособий. При определении размера компенсации учитывался характер и продолжительность нарушений, фактические обстоятельства дела, характер и степень нравственных страданий административного истца, критерии достаточности компенсации.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
Из материалов дела следует, что Кульчинский А.М. приговором "данные изъяты" к вновь назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания, назначенная приговором "данные изъяты", и окончательно определен срок 8 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
10 июня 2019 года Кульчинский А.М. прибыл в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области из ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Приказом начальника учреждения от 4 июля 2019 года N трудоустроен слесарем-ремонтником учебно-производственного ремонтно-механического участка со сдельной платой труда, с 5 сентября 2019 года переведен на должность заточника на 0, 5 ставки. Уволен с 25 декабря 2019 года в связи с переводом в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Нижегородской области.
22 января 2020 года вновь переведен в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области и с 18 февраля 2020 года трудоустроен слесарем-ремонтником учебно-производственного ремонтно-механического участка со сдельной платой труда; с 16 марта 2020 года переведен на должность заточника на 0, 5 ставки. Уволен 13 апреля 2020 года в связи с переводом в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Нижегородской области.
6 июля 2020 года Кульчинский А.М. прибыл в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области и был трудоустроен приказом начальника от 24 июля 2020 года N на основании заявления слесарем-ремонтником учебно-производственного ремонтно-механического участка с 1 августа 2020 года со сдельной оплатой труда; с 5 августа 2020 года переведен на должность заточника на 0, 5 ставки, с 12 июля 2021 года освобожден от должности.
Администрацией учреждения представлены табели учета рабочего времени, наряды на сдельные работы бригады за период работы административного истца, из которых следует, что Кульчинский А.М. в течение указанного периода выполнял трудовые обязанности в определенном объеме в составе бригады. Табели рабочего времени и наряды с расценками подписаны должностными лицами учреждения и бригадиром.
Из закрытых нарядов следует, что заработная плата начислялась согласно выполненному объему работы и установленных расценок.
В представлении Сухобезводнинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 30 сентября 2021 года указано на то, что Кульчинский А.М. с 4 июля 2019 года до 25 декабря 2019 года, с 18 февраля 2020 года до 13 апреля 2021 года являлся трудоустроенным и осуществлял трудовую функцию в качестве слесаря-ремонтника и заточника в ФКУ КП-15 ГУФСИН России по Нижегородской области.
На основании приказов от 24 декабря 2019 года N и от 13 апреля 2020 года N 54-ос в связи с ухудшением здоровья и необходимостью оказания медицинской помощи в условиях стационара филиала "Больница N 1" ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России, был уволен с занимаемых должностей.
При этом листки нетрудоспособности в период ухудшения состояния здоровья и необходимости прохождения курса лечения не оформлялись, выплата социального пособия не производилась, а вместо этого он увольнялся, а после выздоровления вновь принимался на работу, что является незаконным.
В силу части 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Закон в равной степени защищает нетрудоспособного человека, относящегося к любой категории граждан, в том числе и осужденных.
В период временной нетрудоспособности осужденный освобождается от работы на срок, необходимый для проведения лечения и восстановления работоспособности.
В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" временная нетрудоспособность является социальным страховым риском, а пособие по временной нетрудоспособности - видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Следует отметить, что осужденные к лишению свободы и привлеченные к труду в силу требований статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации подлежат обязательному государственному социальному страхованию, поэтому наступление случая временной нетрудоспособности является основанием для получения ими пособия.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (статья 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.
В части 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (часть 1 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных правовых норм следует, что осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления и обязанность осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания.
Денежные выплаты осужденным по листкам нетрудоспособности регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2001 года N 727 "О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду".
В настоящее время основным документом для выдачи листков нетрудоспособности работающим осужденным является приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 316, Министерства юстиции Российской Федерации N 185, Фонда социального страхования N 180 от 14 июля 2003 года "Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность" пунктом 1.2. которого определено, что документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, является листок нетрудоспособности, который выдается при заболевании (травме), связанном с временной утратой трудоспособности.
При таких обстоятельствах, суды первой и второй инстанции пришли к правильному выводу о нарушении условий содержания Кульчинского А.М. в ФКУ КП-15 ГУ ФСИН России по Нижегородской области, которые выразились в не оформлении листов нетрудоспособности и не выплаты соответствующих пособий.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Доводы кассационной жалобы о том, что труд осужденных не является индивидуальным, истец привлекался к труду не по трудовому договору, а в связи с отбыванием наказания на основании статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем правоотношения, возникшие между сторонами не основаны на трудовому договоре, не являются основанием для отмены либо изменения в кассационном порядке судебных актов.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Определяя размер компенсации, суды учитывали фактические обстоятельства дела, характер и степень страданий, которые претерпел административный истец в связи с ненадлежащим оформлением листов нетрудоспособности, потерей места работы в учреждении, отсутствие неблагоприятных последствий для здоровья Кульчинского А.М. в связи с допущенными нарушениями, в связи с чем оснований считать, что определенный размер компенсации является несоответствующим характеру и продолжительности нарушения условий содержания допущенных в отношении административного истца, не имеется. Размер присужденной компенсации определен с учетом конкретных обстоятельств по настоящему административному делу, характера и степени причиненных административному истцу нравственных страданий, степени разумности и справедливости.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке доказательств, однако не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к изменению оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 6 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 1 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ КП-15 ГУФСИН России по Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.