Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 27 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Савельевой Н.Ю. о признании недействующими в части Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, 2021 год, 2022 год.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, заключение прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре и г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Жаднов С.В, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия
установила:
приказами министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19, от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/2020, от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21, размещенными на официальном сайте правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022 годы соответственно (далее - Перечни).
В пункт 21905 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2020 год, в пункт 23182 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2021 год, в пункт 23293 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2022 год, включен объект недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: N, который признан объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Савельева Н.Ю. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать недействующими перечисленные выше пункты Перечней на 2020, 2021, 2022 годы, полагая, что спорный объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение спорного объекта недвижимости в Перечни возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. Указала, что объект недвижимости - нежилое здание, принадлежащее ей на праве общей долевой собственности (доля в праве Савельевой Н.Ю. - 11/25; доля в праве ООО "Мал-НН" - 23/50; доля в праве Козлова П.Л. - 1/10), не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с данными кадастрового учета и документами технического учета объектов недвижимости, указанное помещение не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Между сособственниками заключено соглашение о праве и порядке пользования указанным нежилым помещением. Спорное помещение находится на первом и подвальном этажах встроенного пристроенного помещения к многоквартирному жилому дому с кадастровым номером N, который расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под жилой дом с встроенно-пристроенными помещениями".
Из актов обследования спорного нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, составленными долевыми собственниками, с участием представителей арендаторов основное использование помещения - под производственно-складские цели, под розничную торговлю продовольственными товарами используется помещение, площадью 66, 1 кв.м на первом этаже; под услуги парикмахерской (зал ожидания и обслуживания клиентов) используется площадь 25, 9 кв.м на первом этаже; под офисные помещения используются 51, 2 кв.м на первом этаже (ООО "Саламат-НН") и 73, 0 кв.м на цокольном этаже (ИП Солеева А.В.), остальные площади спорного помещения используются как производственно-складские, бытовые и вспомогательные. Торговая площадь помещения составляет 5, 45% от общей площади помещения, офисные помещения составляют 10, 25% от общей площади помещения, под бытовые услуги (парикмахерская) 2, 14% от общей площади помещения, под производственно-складские помещения используется 82, 16% от общей площади помещения.
Решением Нижегородского областного суда от 27 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной 10 апреля 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 20 апреля 2023 года, министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области просит об отмене состоявшихся судебных актов, в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права. Указало, что в нарушение требований закона судебными инстанциями за основу приняты акты обследования нежилого помещения, составленные административным истцом с участием арендаторов - неуполномоченными лицами, то есть недопустимые доказательства. Полагает, что в материалах дела имеются все необходимые доказательства фактического использования спорного объекта недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, площадью 20% от общей площади помещения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N 140-З на территории Нижегородской области с 1 января 2015 года применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года N 169 "О налоге на имущество физических лиц" установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах: для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - в размере не превышающем 2 процента (пункт 2.2); для прочих объектов налогообложения - 0, 5 процента (пункт 2.3).
Постановлением правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером N исходя из его назначения, разрешенного использования, наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен этот объект, не относился к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Судами установлено, что Савельевой Н.Ю. на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером N, назначение: нежилое, наименование: помещение, общей площадью 1212 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Нежилое помещение расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером N, назначение и наименование: "многоквартирный дом", общей площадью 15 334, 1 кв.м, этажность - 9, в том числе подземных - 1.
Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N, имеет вид разрешенного использования "под жилой дом с нежилыми встроенно-пристроенными помещениями". Указанный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предполагает размещение на нем зданий административно-делового, коммерческого назначения, а также объектов общественного питания, бытовых или офисных помещений.
КП НО "Нижтехинвентаризация-БТИ Нижегородской области" представлен технический паспорт на объект недвижимости. Из экспликации к поэтажному плану здания следует, что в состав помещения входят подпомещения следующего назначения:
- по 1 этажу: тамбур (4), склад (6), кабинет (4), коридор (9), мастерская, электрощитовая, лестничная клетка, служебное помещение, умывальник (3), туалет (3), кладовая, раздевалка, комната отдыха (2), касса - 9, 2 кв.м;
- по подвальному помещению: склад, лестничная клетка (2), лифтовая, помещение (20).
Из актов обследования здания от 10 декабря 2019 года, 16 ноября 2020 года и 18 ноября 2021 года видно, что основное использование помещения - под производственно-складские цели, под розничную торговлю продовольственными товарами используется помещение площадью 66, 1 кв.м на первом этаже; под услуги парикмахерской (зал ожидания и обслуживания клиентов) используется площадь 25, 9 кв.м на первом этаже; под офисные помещения используются 51, 2 кв.м на первом этаже ("данные изъяты") и 73, 0 кв.м на цокольном этаже (ИП Солеева А.В.). Остальные площади спорного помещения используются как производственно-складские, бытовые и вспомогательные.
Из этого следует, что торговая площадь помещения составляет 66, 1 кв.м (5, 45% от общей площади помещения), офисные помещения составляют 124, 2 кв.м (51, 2+73, 0), что составляет 10, 25% от общей площади помещения, под бытовые услуги (парикмахерская) 25, 9 кв.м (2, 14% от общей площади помещения), под производственно-складские помещения используется 995, 8 кв.м (82, 16% от общей площади помещения).
Из договора аренды помещения (части здания) от 1 марта 2019 года N 01/19 следует, что арендатор ИП Савельева Н.Ю. передает арендатору ИП Солеевой А.В. во временное владение и пользование нежилое помещение, находящееся в подвальном помещении здания, расположенного по адресу: "адрес". Площадь сдаваемого помещения составляет 531, 1 кв.м, в том числе 73, 0 кв.м под офис, 458, 1 кв.м - под производство жалюзи всех видов, рулонных штор, плиссе, роль ставен, ворот, шлагбаумов и перегрузочного оборудования, включая вентиляционные камеры (пункт 1.1 Договора).
В материалах дела имеются сведения представленные департаментом предпринимательства и туризма администрации города Нижнего Новгорода, департаментом развития предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода согласно которым по состоянию на 1 января 2019 года, 1 января 2020 года, 1 января 2021 года по адресу: "адрес" находится парикмахерская площадью 29 кв.м; сведения министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, согласно которым осуществляется розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания без указания площади. Кроме того, имелись офисные помещения площадью 124, 2 кв.м.
Из содержания договора аренды нежилого помещения от 1 сентября 2016 года, акта приема-передачи нежилого помещения от 1 сентября 2016 года следует, что Козлов П.Л. передал "данные изъяты" часть нежилого встроенно-пристроенного помещения N 1 площадью 103, 2 кв.м для использования под розничную продажу алкогольной продукции по договору б/н аренды нежилого помещения. Однако из соглашения о праве и порядке пользования нежилым помещением следует, что Козлов П.Л. владеет и пользуется помещениями на первом этаже: пом. N 7 - 26, 1 кв.м, пом. N 8 - 4, 6 кв.м, пом. N 9 - 66, 1 кв.м, пом. N 10 - 18, 9 кв.м. Между "данные изъяты" и Козловым П.Л. был заключен указанный выше договор аренды нежилого помещения от 1 сентября 2016 года. Арендаторы "данные изъяты" использовали часть арендуемого помещения площадью 66, 1 кв.м (пом. 9) для торговой деятельности, оставшаяся площадь в размере 37, 1 кв.м - для размещения складов и вспомогательных целей. При фактическом обследовании 19 декабря 2019 года административным ответчиком установлено, что только 66, 1 кв.м используется для размещения торговых объектов.
Судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что под цели указанные в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации используется менее 20 процентов (19, 65%).
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанции правильно пришли к выводу, что у министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области не имелось оснований для включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни, что противоречит критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорный объект недвижимости не может считаться предназначенным для использования или фактически используемым как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.
Доводы кассационной жалобы не служат основаниями к отмене судебных актов, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Судами правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижегородского областного суда от 27 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.