Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Шеховцовой Ю.В, Скоковой Д.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 23 мая 2023 года гражданское дело N 2-607/2022 по иску Столбовой Людмилы Яковлевны к Государственному казенному учреждению Брянской области "Отдел социальной защиты населения Дятьковского района" об обжаловании действий по удержанию ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг, перерасчете ежемесячной денежной выплаты и выплаты удержанных сумм, по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Брянской области "Отдел социальной защиты населения Дятьковского района"
на решение Дятьковского городского суда Брянской области от 12 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 декабря 2022 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В,
УСТАНОВИЛА:
Столбова Л.Я. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Брянской области "Отдел социальной защиты населения Дятьковского района" об обжаловании действий по удержанию ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг, перерасчете ежемесячной денежной выплаты и выплаты удержанных сумм.
Решением Дятьковского городского суда Брянской области от 12 августа 2022 года исковые требования Столбовой Л.Я. удовлетворены. Постановлено признать незаконными действия Государственного казенного учреждения Брянской области "Отдел социальной защиты населения Дятьковского района" по удержанию со Столбовой Л.Я. как излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 1 октября 2019 года по 30 ноября 2021 года; обязать Государственное казенное учреждение Брянской области "Отдел социальной защиты населения Дятьковского района" произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг, причитающейся Столбовой Л.Я, за период с 1 октября 2019 года по 30 ноября 2021 года включительно; обязать Государственное казенное учреждение Брянской области "Отдел социальной защиты населения Дятьковского района" произвести выплату Столбовой Л.Я. удержанных ежемесячных денежных выплат по оплате жилищно-коммунальных услуг, начисленных за период с 1 декабря 2021 года по 30 апреля 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 декабря 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Государственного казенного учреждения Брянской области "Отдел социальной защиты населения Дятьковского района" без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Государственное казенное учреждение Брянской области "Отдел социальной защиты населения Дятьковского района" просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Столбова Л.Я, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в ГКУ Отделе социальной защиты населения Дятьковского района как "ветеран труда Брянской области".
В соответствии с Законом Брянской области от 10 декабря 2004 года N 91-3 "О мерах социальной поддержки ветеранов в Брянской области" с 11 марта 2009 года на основании заявления Столбовой Л.Я, истцу предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В период с 22 марта 1985 года по 26 сентября 2019 года Столбова Л.Я. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес".
Меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставлялись ей по данному адресу.
26 сентября 2019 года Столбова Л.Я. переехала на новое место жительства и зарегистрировалась по адресу: "адрес".
Однако меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставлялись Столбовой Л.Я. до 1 декабря 2021 года по прежнему месту жительства.
С 1 декабря 2021 года выплата Столбовой Л.Я. ежемесячной денежной компенсации была приостановлена.
14 декабря 2021 года ГКУ "ОСЗН Дятьковского района" в адрес Столбовой Л.Я. направлено уведомление, в котором сообщалось о необходимости обращения в учреждение с заявлением об изменении места жительства.
29 марта 2022 года Столбова Л.Я. обратилась в ГКУ "ОСЗН Дятьковского района" с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в связи с изменением адреса регистрации места жительства.
Уведомлением N 52 от 29 марта 2022 года ГКУ "ОСЗН Дятьковского района" Столбовой Л.Я. сообщено о необоснованно полученных суммах ежемесячной денежной компенсации за период с 1 октября 2019 года по 30 ноября 2021 года, а также о наличии задолженности в размере 22 985 рублей 19 копеек, состоящей из переплаты с учетом начисленных за три месяца сумм денежной компенсации и произведенных из них удержаний.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Столбовой Л.Я, суд первой инстанции принял во внимание правовой статус истца (ветеран труда), ее возраст, перемену ее места жительства в пределах одного населенного пункта и пришел к выводу об отсутствии оснований для невыплаты Государственным казенным учреждением Брянской области "Отдел социальной защиты населения Дятьковского района" ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг по новому месту жительства истца и, соответственно, о незаконности действий ответчика по удержанию со Столбовой Л.Я. как излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг. Суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты, причитающейся Столбовой Л.Я. за спорный период, указав на то, что полученные ею в этот период суммы ежемесячной денежной выплаты излишне выплаченными не являются, а перерасчет выплаты следует произвести исходя из разницы между выплаченными и причитающимися ей ежемесячными суммами.
При этом, суд первой инстанции указал на то, что ежемесячные суммы денежной компенсации по новому адресу проживания истца за спорный период, превышают суммы ЕДК, начисленные и выплаченные ежемесячно по прежнему адресу.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В судебных актах приведено правильное толкование норм материального права (статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 7, 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", пунктов 2, 3, 6, 11, 23, 30 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, топлива и сжиженного газа отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2017 года N 714-п), разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены материалами дела. Основания и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, а также доказательства принятые судами во внимание, подробно приведены в оспариваемых судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика суды первой и апелляционной инстанции, исходя из нормативных положений законодательства Брянской области в их системном единстве и взаимосвязи, пришли к обоснованному выводу, что несвоевременное информирование гражданином-получателем мер социальной поддержки органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки, что соответствует требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Соответственно, в случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства и образования по этой причине переплаты ежемесячной денежной выплаты по прежнему месту жительства речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом органу социальной защиты населения необходимо получить согласие гражданина на удержание из назначенной по новому месту жительства (пребывания) компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг излишне полученных сумм компенсации. Если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательным выяснением причин несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства.
Таким образом суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора пришли к правомерному выводу о том, что Столбова Л.Я, перерегистрировавшись по месту жительства в один и тот же день, в пределах одного муниципального образования, имела право на получение мер социальной поддержки, поэтому полученные ею в спорный период суммы денежной компенсации по оплате за жилищные и коммунальные услуги излишне выплаченными, не являются.
Приведенные государственным казенным учреждением Брянской области "Отдел социальной защиты населения Дятьковского района" в жалобе доводы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Дятьковского городского суда Брянской области от 12 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Брянской области "Отдел социальной защиты населения Дятьковского района" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.