Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Павловой Е.А, Вербышевой Ю.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-611/2022 по иску ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Тульской области об оспаривании решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обеспечении жилым помещением, по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты Тульской области на решение Советского районного суда г. Тулы от 09 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 05 октября 2022 года, заслушав доклад судьи Павловой Е.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Тульской области, в котором с учетом уточнения просила признать незаконным распоряжение министерства труда и социальной защиты Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N-р об отказе ей во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать министерство труда и социальной защиты Тульской области включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать министерство труда и социальной защиты Тульской области обеспечить ФИО1 вне очереди благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Тульской области площадью не ниже установленных социальных норм в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования мотивировала тем, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО5 и отец ФИО6 заочным решением Центрального районного суда г..Тулы от 29.04.2002 года лишены родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ постановлением N администрации Центрального района Управы г..Тулы опекуном ФИО1 назначена ее бабушка ФИО7, которая ДД.ММ.ГГГГ была освобождена от обязанностей попечителя. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в государственном образовательном учреждении "Тульский областной центр образования". ДД.ММ.ГГГГ постановлением N администрации муниципального образования Дубенский район Тульской области за ФИО1 было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес" на все время пребывания в государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец ФИО6 Место проживания ФИО5 с 2009 г..неизвестно. ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", произошел пожар. По сообщению министерства труда и социальной защиты жилое помещение по указанному адресу для проживаниянепригодно. ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом "адрес" постановлено решение, вступившее в законную силу, в соответствии с которым за ФИО1 признано право собственности в порядке наследования на 1/8 долю "адрес". ДД.ММ.ГГГГ постановлением N многоквартирныйжилой дом по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Какого либо иного объекта недвижимости на территории РоссийскойФедерации Дротнева С.Ю. в собственности не имеет. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением N-р министерства труда и социальной защиты Тульской области ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решением Советского районного суда г. Тулы от 09 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 05 октября 2022 г, исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Признано незаконным распоряжение министерства труда и социальной защиты Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N-р об отказе ФИО1 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Министерство труда и социальной защиты Тульской области обязано включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а обеспечить ФИО1 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, как незаконные и необоснованные. Считает, что судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки "адрес", являются отец ФИО6 и мать ФИО5, что подтверждается свидетельством о рождении серии III-БО N от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке ФКУ "ГБ МСЭ по Тульской области" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы серии N N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является инвалидом с детства, ей установлена третья группа бессрочно. Согласно заключению врача отоларинголога от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлен диагноз "Острый средний серозный отит, наружный отит справа". Сопутствующий диагноз: "Хроническая сенсоневральная тугоухость".
Заочным решением Центрального районного суда г. Тулы от 29 апреля 2002 года ФИО6 и ФИО5 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за злостное уклонение от воспитания и материального содержания детей.
ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельства о смерти серии II-БО N от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N опекун несовершеннолетней ФИО1 - ФИО7 освобождена от исполнения обязанностей попечителя. ФИО1 направлена в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За ней закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
На основании постановления главы администрации муниципального образования Дубенский район от ДД.ММ.ГГГГ N за несовершеннолетней ФИО1 закреплено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес", на все время пребывания в государственном образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучалась в государственном образовательном учреждении Тульской области "Тульский областной центр образования", относилась к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ N.
Судом установлено, что ФИО1 находилась без родительского попечения, относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имела право на обеспечение жилой площадью в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
До ДД.ММ.ГГГГ полномочиями по постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области, предоставляемых по договорам социального найма, были наделены органы местного самоуправления, которые в установленном порядке информировали комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о принятом решении по постановке граждан на учет.
Сведения о включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в комитет не поступали.
С ДД.ММ.ГГГГ порядок предоставления жилья детям-сиротам изменился. Органом исполнительной власти Тульской области, ответственным за обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории, стало министерство труда и социальной защиты Тульской области.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в министерство труда и социальной защиты Тульской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Указав в данном заявлении, что по месту регистрации проживать не имеет возможности, дом в аварийном состоянии подлежит сносу, доля в праве незначительна.
Письмом министерства труда и социальной защиты Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в удовлетворении заявления. Из текста письма следует, что за ФИО1 было закреплено жилое помещение по адресу: "адрес". Кроме того у нее имеется в собственности квартира (1/8 доля в праве) по адресу: "адрес", где она состоит на регистрационном учете по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ
В ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в территориальный отдел по г. Туле министерства с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением министерства труда и социальной защиты Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N-р ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 вновь обратилась в министерство труда и социальной защиты Тульской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением министерства труда и социальной защиты Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N-р ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку на дату обращения ФИО1 не относилась к указанной категории граждан в связи с достижением 30-летнего возраста. Так же указано на наличие у ФИО1 в собственности квартиры (1/8 доля в праве) по адресу: "адрес", где она состоит на регистрационном учете по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из материалов гражданского дела N по иску ФИО9 к администрации г. Тулы о взыскании выкупной цены за жилое помещение, судебных расходов, в указанном деле имеется акт о пожаре (загорании), согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", произошел пожар. Указанное обстоятельство подтверждается также справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником ОНД Дубенского района.
Согласно акту проверки сохранности жилья от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки установлено, что в жилом помещении по адресу: "адрес", зарегистрировано четыре человека. Фактически в доме никто не проживает. В результате пожара в доме, состоящем из двух комнат, полностью выгорела терраса, обгорели межкомнатные перегородки, частично обвалилась крыша, в оконных проемах отсутствуют рамы, в имеющихся рамах выбиты стекла. Водоснабжение, газоснабжение, энергоснабжение - не функционируют.
Из акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение по адресу: "адрес", непригодно для проживания.
Из письма территориального отдела по Дубенскому району министерства труда и социальной защиты Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение по адресу: "адрес", в котором зарегистрирована ФИО1, для проживания не пригодно.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 13 февраля 2012 г, вступившим в законную силу 14 марта 2012 г. за ФИО1 признано право собственности в порядке наследования на 1/8 долю "адрес", после смерти бабушки ФИО7, умершей ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована по адресу: "адрес", что подтверждается копией паспорта ФИО1
Из ответа Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, ответа администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой "адрес" признан аварийным в соответствии с постановлением главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ N). Дом не включен в муниципальные программы по переселению граждан из непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда в связи с ограниченностью финансирования по ним.
Доказательств того, что с ФИО1 проводилась разъяснительная работа по поводу реализации ее жилищных прав, разъяснялось право на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сроки обращения с таким заявлением, материалы дела не содержат.
Учреждения, осуществляющие в отношении ФИО1 функции опеки до достижения ею совершеннолетия, а также ее опекун не обращались в установленном законом порядке в ее интересах в уполномоченные органы для решения вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах суд установилфакт ненадлежащей защиты жилищных прав ФИО1 органами опеки и попечительства.
До настоящего времени ФИО1 не обеспечена жильем.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд ФИО2 инстанции, руководствуясь ст. 40 Конституции РФ, ст. ст. 49, 57, 109.1 ЖК РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Тульской области "О порядке предоставления жилых помещений в специализированного жилищного фонда Тульской области" от 03.05.2007 г. N 820-ЗТО, Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г, исходил из того, что истец относился к категории лиц, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, жилым помещением не обеспечен до настоящего времени, а также то, что учреждения, осуществляющие в отношении ФИО1 функции опеки до достижения ею совершеннолетия, не обращались в установленном законом порядке в ее интересах в уполномоченные органы для решения вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, при этом ФИО10 узнав о своих жилищных правах предпринимала неоднократные попытки встать на учет, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку истец имеет право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке и включению в соответствующий список.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорное правоотношение, на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
Учитывая, что до достижения возраста истцом 18 лет, органы опеки и попечительства, образовательные и иные учреждения, где училась ФИО1, не надлежаще исполняли свои обязанности по защите прав истца и своевременно не поставили ее на учёт нуждающейся в жилом помещении, а также исходя из того, что истец предпринимала неоднократные попытки по вопросу поставки на жилищный учет, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении иска.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии у судов оснований для удовлетворения исковых требований подлежат отклонению, поскольку мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, подробно отражены в оспариваемых судебных актах.
Доводы жалобы заявителя о том, что за ФИО1 закреплялось жилое помещение, а также ею в порядке наследования была получена доля в другом жилом помещении, не могут быть приняты во внимание, поскольку в выделяемом истцу помещении произошел пожар и оно не пригодно для проживания, а жилое помещение, в котором доля досталась истцу в порядке наследства, постановлением администрации признан не пригодным для проживания и подлежащим сносу.
Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку единственно иная точка зрения относительно того, как должно быть разрешено дело, не свидетельствует о незаконности решения.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Тулы от 09 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 05 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и социальной защиты Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.