Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области), общества с ограниченной ответственностью "Инфраструктурные решения - город Лесной" (далее - ООО "РИР-Лесной"), кассационное представление прокурора Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2022 года по административному делу N 3а-519/2022 по административному исковому заявлению ООО "РИР-Лесной" о признании недействующими в части постановлений Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения представителя ООО "РИР-Лесной" Сысолятиной Л.А, представителей РЭК Свердловской области Коньковой Е.С, Швецовой А.Г, поддержавших доводы своих кассационных жалоб, заключение прокурора Никитиной Н.В, полагавшей апелляционное определение законным, но подлежащим уточнению с учетом доводов кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением N 9-ПК от 31 января 2019 года РЭК Свердловской области ООО "РИР-Лесной" утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, и тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям городского округа "Город Лесной", на 2019 - 2033 годы", включительно с календарной разбивкой согласно приложению N 2 (далее - постановление N 9-ПК).
09 декабря 2020 года постановлением N 226-ПК РЭК Свердловской области внесены изменения в тарифы ООО "РИР-Лесной" на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям Городского округа "Город Лесной", на 2019 - 2033 годы, установленные постановлением N 9-ПК, указанные тарифы (приложение N 2 к Постановлению) изложены в новой редакции (далее - постановление N 226-ПК).
09 декабря 2021 года постановлением N 213-ПК РЭК Свердловской области внесены изменения в тарифы ООО "РИР-Лесной" на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям Городского округа "Город Лесной", на 2019 - 2033 годы, установленные постановлением N 9-ПК, указанные тарифы изложены в новой редакции - приложение N 9 (далее - постановление N 213-ПК).
ООО "РИР-Лесной" обратилось в суд с административными исковыми заявлениями, объединенными в одно производство, о признании недействующими постановления N 9-ПК в редакции постановления N 226-ПК в части установления на период с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года тарифа на питьевую воду в размере 25, 66 руб./м? (без НДС) и в размере 30, 79 руб./м? (с НДС) и тарифа на водоотведение в размере 20, 68 руб./м? (без НДС) и в размере 24, 82 руб./м? (с НДС), а также постановления N 9-ПК в редакции постановления N 213-ПК в части установления на период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года тарифа на питьевую воду в размере 25, 66 руб./м? (без НДС), в размере 30, 73 руб./м? (с НДС), и тарифа на водоотведение в размере 20, 68 руб./м? (без НДС), в размере 24, 82 руб./м? (с НДС), на период с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года тарифа на питьевую воду в размере 27, 86 руб./м? (без НДС), в размере 33, 43 руб./м? (с НДС), и тарифа на водоотведение в размере 23, 1 руб./м? (без НДС), в размере 27, 72 руб./м? (с НДС).
ООО "РИР-Лесной" оспаривает действия тарифного органа при корректировке тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения на 2021 - 2022 годы в части определения полезного отпуска воды (принимаемых сточных вод), операционных расходов, нормативного уровня прибыли, расчетной предпринимательской прибыли.
Решением Свердловского областного суда от 13 мая 2022 года административный иск удовлетворен, признано недействующим с момента вступления в законную силу решения суда постановление РЭК Свердловской области от 31 января 2019 года N 9-ПК в редакциях постановлений РЭК Свердловской области от 09 декабря 2020 года N 226-ПК (действовавшего) и от 09 декабря 2021 года N 213-ПК (действующего), в части установления для административного истца тарифов на питьевую воду и водоотведение на периоды с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2022 года решение суда отменено. Признано недействующим с 09 декабря 2020 года постановление РЭК Свердловской области от 31 января 2019 года N 9-ПК "Об установлении обществу с ограниченной ответственностью "Инфраструктурные решения - город Лесной" (город Лесной) долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, и тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям городского округа "Город Лесной", на 2019 - 2033 годы" в редакциях постановления РЭК Свердловской области от 09 декабря 2020 года N 226-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области", постановления от 09 декабря 2021 года N 213-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области", в части установления тарифов обществу с ограниченной ответственностью "Инфраструктурные решения - город Лесной" (город Лесной) на услуги холодного водоснабжения "питьевая вода", оказываемые потребителям городского округа "Город Лесной" на 2019-2033 годы. В остальной части административных исковых требований отказано.
В поданной 09 февраля 2023 года кассационной жалобе РЭК Свердловской области, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить апелляционное определение в части удовлетворения требований и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
В поданном 30 марта 2023 года кассационном представлении прокурор Свердловской области просит изменить апелляционное определение и признать постановление РЭК Свердловской области от 31 января 2019 года N 9-ПК в редакции постановления N 213-ПК недействующим с 09 декабря 2021 года.
В поданной 04 апреля 2023 года кассационной жалобе, дополнениях к ней от 23 мая 2023 года ООО "РИР-Лесной", ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит в отношении тарифов на водоснабжение апелляционное определение изменить в мотивировочной части, в части периода и даты признания постановления недействующим, в отношении тарифов на водоотведение - отменить апелляционное определение и приять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационных жалоб процессуального оппонента РЭК Свердловской области, ООО "РИР-Лесной" представили письменные возражения.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб, кассационного представления в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Принятие оспариваемых региональных правовых актов уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением порядка принятия, опубликования и введения в действие в ходе рассмотрения дела установлено, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N1746-э (далее - Методические указания).
Пунктом 2 статьи 44 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) предусмотрено, что по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляются по правилам, действовавшим на момент заключения такого концессионного соглашения и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования (здесь и далее в редакции на дату заключения Концессионного соглашения) расчет размера необходимой валовой выручки, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация регулируемых тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями.
Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод (пункт 29 Основ ценообразования, пункт 96 Методических указаний).
Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра в соответствии с настоящим документом.
При рассмотрении дела установлено, что постановлением администрации ГО "Город Лесной" от 11 марта 2019 года N 228 ООО "РИР-Лесной" с 01 февраля 2019 года присвоен статус гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению.
14 декабря 2018 года между субъектом Российской Федерации Свердловская область (Концедент) и ООО "РИР-Лесной" (Концессионер) заключено Концессионное соглашение в отношении объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности городского округа "Город Лесной" (далее - Концессионное соглашение), по условиям которого Концессионеру - ООО "РИР-Лесной" предоставлено право владения и пользования объектом соглашения, состав и перечень которого приведен в приложении N 1; Концессионер обязуется за свой счет создать и реконструировать имущество, указанное в приложение N 1, и осуществить деятельность по водоснабжению и водоотведению, и обеспечению работоспособности сетей централизованных систем водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории городского округа "Город Лесной". Срок действия Концессионного соглашения до 31 декабря 2033 года.
Пунктом 19.1 Концессионного соглашения предусмотрено, что в соответствии с законодательством РЭК Свердловской области устанавливает тарифы исходя из определенных в Концессионном соглашении долгосрочных параметров регулирования, указанных в приложении N 9, и метода регулирования тарифов (метод индексации).
В соответствии с пунктом 19.3 Концессионного соглашения, установление, изменение, корректировка тарифов на производимые и оказываемые Концессионером услуги осуществляются по правилам, действовавшим на момент заключения Концессионного соглашения и предусмотренным законодательством.
Приложением N 9 Концессионного соглашения, постановлением N 9-ПК от 31 января 2019 года Концессионеру ООО "РИР-Лесной" утверждены долгосрочные параметры регулирования.
Базовый уровень операционных расходов на 2019 год в ценах первого года срока действия Концессионного соглашения согласован и утвержден: максимальное значение базового уровня операционных расходов в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) в размере 77 192, 55 тыс.руб. (без НДС); в сфере водоотведения - в размере 85 185, 66 тыс.руб. (без НДС). На последующие года, начиная с 2020 года и по 2033 год, предусмотрено применение указанных долгосрочных параметров с учетом утвержденных в процентах индекса эффективности операционных расходов, нормативного уровня прибыли, и показателей энергосбережения и энергетической эффективности виде уровня потерь (%) и удельного расхода электрической энергии (кВт.ч/м?).
Поскольку ООО "РИР-Лесной" приступило к регулируемой деятельности 01 февраля 2019 года, расчет тарифа на 2019 год произведен с применением размера базового уровня операционных расходов, установленного Концессионным соглашением, с учетом пропорционального времени выполнения регулируемого вида деятельности регулируемой организацией в 2019 году.
Корректировка тарифа на 2021-2022 годы тарифным органом произведена в соответствии законодательством и формулами, действующими на дату заключения Концессионного соглашения.
При корректировке тарифа на холодное водоснабжение (питьевая вода) на 2021 год (постановление N 226-ПК от 09 декабря 2020 года), на 2022 год (постановление N 213-ПК от 09 декабря 2021 года), тарифным органом были изменены долгосрочные параметры в сторону уменьшения базового уровня операционных расходов в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода).
При корректировке НВВ для расчета тарифа на питьевую воду на 2021 год регулятор принял к расчету величину фактически понесенных расходов ООО "РИР-Лесной" затрат по статье "операционные расходы" в размере 48 332, 82 тыс.руб.; при корректировке тарифа на 2022 год принят размер операционных расходов размере 48 332, 82 тыс.руб. с учетом применения индексов.
Между тем на момент корректировки тарифа долгосрочные параметры регулирования, установленные Концессионным соглашением, не были изменены.
При корректировке тарифа на услуги водоотведения на 2021-2022 годы тарифный орган учел долгосрочные параметры регулирования, установленные в соответствии с Концессионным соглашением.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что при корректировке тарифа (за исключением корректировки на водоотведение на 2022 год) РЭК Свердловской области нарушила принцип недопустимости изменения долгосрочного параметра регулирования (базовых уровней операционных расходов по водоснабжению и водоотведению, которые равны операционным расходам).
При этом суд исходил из того, что тарифный орган вместо операционных расходов на водоснабжение в размере 77 192, 55 тыс.руб. для корректировки за 2019 год принял к расчёту (для сравнения) операционные расходы в размере 48 332, 82 тыс.руб. (за 2020 год в размере 55 323, 35 тыс.руб.); вместо операционных расходов на водоотведение в размере 85 185, 66 тыс.руб. для корректировки 2019 года РЭК Свердловской области приняты к расчёту (сравнению) операционные расходы в размере 77 950, 71 тыс.руб.
Выводы по доводам о неверном определении тарифным органом при корректировке тарифа на 2021-2022 годы размера нормативного уровня прибыли, нормативной прибыли, расчетной предпринимательской прибыли в решении суда первой инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции согласился с заключением суда первой инстанции о том, что уровень операционных расходов в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) подлежал определению при корректировке тарифа на 2021-2022 годы на основании долгосрочных параметров регулирования, установленных в соответствии с Концессионным соглашением, а не из фактически понесенных регулируемой организацией затрат.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанции об изменении тарифным органом долгосрочных параметров при корректировке тарифа на водоотведение, пришел к заключению, что тарифным органом объем отпуска воды, объем принятых сточных вод для ООО "РИР-Лесной" обоснованно принят при корректировке тарифа на 2021-2022 годы на уровне плановых показателей 2019 года и 2020 года с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Судом апелляционной инстанции отклонены доводы ООО "РИР-Лесной" о неверном определении тарифным органом при корректировке тарифа размера нормативного уровня прибыли, нормативной прибыли, расчетной предпринимательской прибыли, поскольку при корректировках тарифа на 2021-2022 годы фактические расходы расчетной предпринимательской прибыли за 2019 год, фактические расходы нормативной прибыли за 2019-2020 годы регулируемой организацией не заявлялись, документы и расчеты, подтверждающие фактические расходы за эти периоды, не предоставлялись. Также коллегией апелляционного суда учтена возможность возврата сумм сглаживания в течение долгосрочного периода.
В связи с неправильным определением обстоятельств судом первой инстанции, отсутствием в решении суда оценки обстоятельств, имеющих значение для административного дела, суд апелляционной инстанции отменил решение суда полностью с принятием нового судебного акта.
Установив необоснованное изменение тарифным органом долгосрочных параметров по услуге водоснабжение (питьевая вода) при корректировке тарифа на 2021-2022 годы, повлекшее нарушения при расчете НВВ и тарифа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о признании недействующим с момента принятия постановления N 9-ПК в редакциях постановлений от 09 декабря 2020 года N 226-ПК, от 09 декабря 2021 года N 213-ПК в части установления ООО "РИР-Лесной" тарифа на услугу водоснабжение (питьевая вода). В остальной части требования административного истца оставлены без удовлетворения.
Судебная коллегия кассационного суда выводы судебных инстанций о необоснованном изменении тарифным органом долгосрочных параметров по услуге водоснабжение (питьевая вода) при корректировке тарифа на 2021-2022 годы находит верными, поскольку они сделаны с учетом правильного толкования и применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
Частью 11 статьи 32 Закона о водоснабжении, пунктом 31(1) Основ ценообразования предусмотрено, что установление тарифов для регулируемой организации, владеющей объектами государственной или муниципальной собственности на основании концессионного соглашения, осуществляется на основе установленных на долгосрочный период регулирования долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных концессионным соглашением и согласованных в установленном порядке органом регулирования. В случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном указанными Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, исключительно на основании решения о согласовании изменения значений долгосрочных параметров регулирования, установленных концессионным соглашением, орган регулирования устанавливает долгосрочные тарифы с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера.
В ходе рассмотрения дела установлено, РЭК Свердловской области не оспаривается, что изменения в условия концессионного соглашения до принятия оспариваемых нормативных правовых актов ООО "РИР-Лесной" не вносились.
Поэтому доводы РЭК Свердловской области о том, что уровень операционных расходов в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) подлежал определению исходя из фактически понесенных затрат, правильно отклонены в ходе рассмотрения дела как основанные на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 79 Основ ценообразования объем отпуска воды, объем принятых сточных вод не отнесены к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, которые не подлежат изменению при корректировке тарифа.
При корректировке тарифа на 2021-2022 годы объемы полезного отпуска (приема сточных вод) приняты РЭК Свердловской области на уровне плановых показателей 2019 и 2020 годов с учетом динамики отпуска (приема сточных вод) в размере 5%: 4 781, 11 тыс. м? учтенный в тарифе с учетом динамики 5% плановый объем отпуска воды на 2021 год; 4 303 тыс. м? учтенный в тарифе с учетом динамики 5% плановый объем отпуска воды на 2022 год; 5 655, 6 тыс. м? учтенный в тарифе с учетом динамики 5% плановый объем сточных вод на 2021 год; 5 090, 04 тыс. м? учтенный в тарифе с учетом динамики 5% плановый объем сточных вод на 2022 год.
Суд апелляционной инстанции с позицией тарифного органа согласился, исходя из того, что у регулируемой организации отсутствуют данные о динамике отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, частично изменена схема поставки воды, отсутствуют сопоставимые и тождественные параметры с деятельностью предыдущих организаций, не доказано снижение объемов реализации воды.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Пунктом 80 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 данного документа, а также с учетом положений пункта 78 данного документа.
Порядок определения объема отпуска воды, принятых сточных вод, используемых для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (баланс водоснабжения и водоотведения) регламентирован разделом II Методических указаний, в частности пунктами 4, 5, 8, которые детализируют предусмотренное пунктом 29 Основ ценообразования положение, предусматривающее с целью определения объема оказанных услуг необходимость учета двух показателей: фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Указанный трехгодичный период анализа динамики отпуска воды (приема сточных вод) введен для оценки среднего значения объема оказанных услуг и с учетом этого допускает принятие расчетных данных за меньший период в случае, если организация осуществляет регулируемый вид деятельности менее 3 лет, что следует и из пункта 6 Методических указаний.
Вместе с тем в данной правоприменительной ситуации оснований для учета фактических данных по динамике отпуска воды (приема сточных вод) ООО "РИР-Лесной" за 11 месяцев 2019 года (с февраля 2019 года по декабрь 2019 года) и фактических данных за январь 2019 года предыдущих организаций (МУП "Технодом" и ФГУП "Комбинат "Электрохимприбор") правильно не установлено.
Подробно проанализировав и оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к верному и убедительному выводу о том, что РЭК Свердловской области доказана экономическая обоснованность расчетов объема отпуска воды и принятых сточных вод на 2021-2022 год.
Очевидная описка в апелляционном определении в указании органа, вынесшего решение от 17 июня 2021 года (УФАС по Свердловской области вместо ФАС России), не ставит под сомнение выводы суда апелляционной инстанции о том, что в рамках досудебного спора показатель полезного отпуска питьевой воды потребителям, учетный РЭК Свердловской области, регулируемая организация не оспаривала, антимонопольный орган нарушений при его определении не усмотрел.
Сам по себе факт эксплуатации ООО "РИР-Лесной" тех же сетей, что у МУП "Технодом", не свидетельствует с достоверностью о том, что параметры деятельности данных организаций являются сопоставимыми и тождественными.
При этом не вызывают сомнений в своей обоснованности выводы суда апелляционной инстанции о том, что величины планируемого объема полезного отпуска, в том числе принятые для расчета корректировок тарифа, утверждены РЭК Свердловской области в производственной программе ООО "РИР-Лесной" постановлением N 9-ПК от 31 января 2019 года с учетом изменений, внесенных постановлениями от 11 декабря 2019 года N 238-ПК, от 09 декабря 2020 года N 226-ПК, 09 декабря 2021 года N 213-ПК.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе ООО "РИР-Лесной", о том, что производственная программа не была опубликована, не ставят под сомнение факт ее обнародования на сайте тарифного органа и доведения до сведения заинтересованных лиц, в первую очередь административного истца. В этой связи суждения о невозможности ее применения в спорном правоотношении состоятельными признаны быть не могут.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационного суда соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что установление при корректировке тарифа на 2021-2022 годы объемов полезного отпуска (приема сточных вод) на уровне плановых показателей 2019 и 2020 годов с учетом динамики отпуска (приема сточных вод) требованиям действующего законодательства не противоречит, обеспечивает достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов (пункт 4 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении).
Тем более, что недополученные доходы регулируемой организации от реализации объемов воды за предыдущие периоды могут быть учтены органом регулирования в полном объеме в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в следующем периоде регулирования.
В соответствии с пунктом 90 Методических указаний необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, ежегодно корректируются (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Оснований для вывода о том, что расчет корректировки необходимой валовой выручки произведен тарифным органом с нарушением вышеприведенной нормы, по результатам анализа экспертных заключений суд апелляционной инстанции не установил.
Как установлено при рассмотрении дела, представленные тарифному органу ООО "РИР-Лесной" документы содержат итоговую сумму расходов за предыдущие годы, без разбивки статьей расходов по годам, в том числе расходов по нормативному уровню прибыли, расчетной предпринимательской прибыли.
Поэтому суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при корректировках тарифа на 2021-2022 годы у тарифного органа не имелось оснований включать фактические расходы расчетной предпринимательской прибыли за 2019 год, фактические расходы нормативной прибыли за 2019-2020 годы.
Это заключение суда апелляционной инстанции в полной мере согласуется с положениями нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, поскольку по смыслу пункта 17 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
При этом по общему правилу на тарифном органе не лежит обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы у регулируемой организации, равно как и самостоятельно производить расчет по отдельным статьям затрат. Обязанность по представлению обосновывающих материалов и расчетов лежит на заявителе, который, направляя в регулирующий орган документы, несет риски, обусловленные ненадлежащим исполнением данной обязанности.
В части необоснованного исключения величины нормативной прибыли коллегия признает обоснованными возражения РЭК Свердловской области о том, что обязанность ее документального подтверждения регулируемой организацией следует и из пункта 78 Основ ценообразования, в том числе в связи с отсутствием у ООО "РИР-Лесной" утверждённой инвестиционной программы.
На основании пункта 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.
Суд апелляционной инстанции проверил и надлежащим образом оценил возражения ООО "РИР-Лесной" о том, что при индексации базового уровня операционных расходов на услугу водоотведения при корректировке тарифов тарифный орган не применил фактические индексы потребительских цен, а применил прогнозные.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе ООО "РИР-Лесной", не ставят под сомнение заключение суда апелляционной инстанции о том, что предлагаемый истцом фактический ИПЦ 103, 38% (1, 0338) не опровергает расчеты тарифного органа, поскольку не повлечет превышения базового уровня операционных расходов на услугу водоотведения на 2021 год, а также о возможности пересмотра данного параметра при последующей корректировке тарифа.
Доводы о невозможности применения сглаживания тарифов правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, в том числе на основании правильного применения пункта 85 Методических указаний.
При этом судом апелляционной инстанции обоснованно приняты во внимание как решение ФАС России от 17 июня 2021 года N31-49631/21, которое оценено с соблюдением процессуальных норм в совокупности с иными доказательствами, так и возможность возврата сумм сглаживания регулируемой организации в течение долгосрочного периода.
Апелляционное определение отвечает предъявляемым к нему требованиям, выводы, изложенные в апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Несогласие авторов кассационных жалоб с выводами судебной коллегии достаточным основанием для отмены апелляционного определения не является.
Ссылки в жалобе на судебные постановления, вынесенные по иным делам, не могут быть приняты во внимание, так как каждое административное дело рассматривается с учетом конкретных обстоятельств и представленных доказательств, не аналогичных обстоятельствам данного дела.
Заслуживают внимания доводы кассационных жалоб, кассационного представления о недостатках резолютивной части апелляционного определения, которые являются основанием для изменения резолютивной части судебного акта.
Вместе с тем, доводы кассационной жалобы РЭК Свердловской области о неправильном определении момента, с которого нормативный правовой акт признан недействующим, состоятельными признаны быть не могут.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Из разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Вопрос о признании нормативного правового акта недействующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Поскольку постановление РЭК Свердловской области N 9-ПК в оспариваемых редакциях имело ограниченный срок действия, признание его отдельных положений недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь пунктами 1, 5 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2022 года изменить, изложить его абзацы 2-6 в следующей редакции:
Признать недействующим постановление РЭК Свердловской области от 31 января 2019 года N 9-ПК "Об установлении обществу с ограниченной ответственностью "Инфраструктурные решения - город Лесной" (город Лесной) долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, и тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям городского округа "Город Лесной", на 2019 - 2033 годы"
в редакции постановления РЭК Свердловской области от 09 декабря 2020 года N 226-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области" - с 09 декабря 2020 года, в редакции постановления РЭК Свердловской области от 09 декабря 2021 года N 213-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области" - 09 декабря 2021 года
в части установления тарифов ООО "Инфраструктурные решения - город Лесной" (город Лесной) на услуги холодного водоснабжения "питьевая вода", оказываемые потребителям городского округа "Город Лесной", на периоды с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года, с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года.
В остальной части этот судебный акт оставить без изменения, кассационные жалобы РЭК Свердловской области, ООО "РИР-Лесной" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 24 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.