Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Трапезниковой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Акцент" на решение Челябинского областного суда от 04 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2022 года по административному делу N 3а-72/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Акцент" об оспаривании постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 ноября 2020 г. N 52/37 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией обществом с ограниченной ответственностью "Перспектива" теплоснабжающим (теплосетевым) организациям Троицкого городского округа, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, и долгосрочных параметров регулирования".
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, представителя общества с ограниченной ответственностью "Акцент" Сагоконь Д.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителей Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Дрыга А.А, Захаровой Н.В, представителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" Агеева А.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, полагавшей кассационной жалобу необоснованной, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
20 ноября 2020 г. Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее также - Министерство, МТРиЭ) издало постановление N 52/37 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией обществом с ограниченной ответственностью "Перспектива" теплоснабжающим (теплосетевым) организациям Троицкого городского округа, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, и долгосрочных параметров регулирования" (далее также - постановление от 20 ноября 2020 г.).
Нормативный правовой акт опубликован в газете "Южноуральская панорама", N 2/1, 14.01.2021 (спецвыпуск).
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Пунктом указанного постановления установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" теплоснабжающим (теплосетевым) организациям Троицкого городского округа, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, согласно приложению 1.
Пунктом 2 установлены долгосрочные параметры регулирования на период регулирования 2021 - 2025 годов для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" теплоснабжающим (теплосетевым) организациям Троицкого городского округа, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению 2.
Тарифы на тепловую энергию, установленные в пункте 1, действуют с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г, долгосрочные параметры регулирования, установленные в пункте, 2 действуют с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г. (пункты 3 и 4 постановления от 20 ноября 2020 г.).
Одноставочные тарифы для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения установлены в следующем размере:
на первое полугодие 2021 года 1065, 85 за Гкал, на второе полугодие 2021 года, а также на 2022, 2023, 2024 и первое полугодие 2025 года - 1071, 81 Г кал, на второе полугодие 2025 года - 1097, 65 Г кал.
Долгосрочные параметры регулирования установлены следующим образом:
базовый уровень операционных расходов в размере 19 009, 38 тыс. руб, индекс эффективности операционных расходов 1% (на весь долгосрочный период регулирования), нормативный уровень прибыли - на 2021 год 6, 01%, на 2022 год 4, 21%, на 2023 год 2, 68%, на 2024 год 1, 18%, на 2025 год 0, 57%.
Общество с ограниченной ответственностью "Акцент" (далее - ООО "Акцент", общество), являющееся теплосетевой организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии и арендующее тепловые сети на территории г. Троицка, обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления от 20 ноября 2020 г.
Решением Челябинского областного суда от 04 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2022 года, в удовлетворении требований ООО "Акцент" отказано.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 22 марта 2023 г.) административный истец просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
По мнению общества, Министерство незаконно не установило для ООО "Перспектива" отдельно тарифы на передачу тепловой энергии, в связи с чем произведенные тарифным органом расчеты неправомерно отражены в одном экспертном заключении, неверно определён объем полезного отпуска тепловой энергии, операционные расходы данного общества определены неправильно, необходимая валовая выручка (далее также - НВВ) ООО "Перспектива" необоснованно не уменьшена на сумму бюджетной субсидии на погашение задолженности за газ, необоснованно не осуществлена корректировка НВВ за 2019 г, а расходы на покупку холодной воды, напротив включены в тариф необоснованно.
В письменном отзыве Министерством и ООО "Перспектива" не согласились с доводами кассационной жалобы, полагая, что обжалуемые судебные акты законны и обоснованы, вынесены с учетом всех правовых обстоятельств, имеющих значение для дела, при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права. Доводы жалобы не содержат оснований для отмены или изменения обжалуемых актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами таких нарушений не допущено.
В силу пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Рассматривая и разрешая данное административное дело, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции выполнил приведенные требования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пришел к правильному выводу о том, что постановление от 20 ноября 2020 г. соответствует законодательству в сфере теплоснабжения и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Оснований не согласиться с такими выводами, не имеется.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения"; Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Отказывая в удовлетворении требований, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Законом о теплоснабжении, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования тарифов и Методическими указаниями пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 28 апреля 2017 года между МО "Город Троицк" Челябинской области ("концедент"), ООО "Перспектива" (концессионер) и Челябинской областью заключено концессионное соглашение в отношении объектов системы теплоснабжения центральной части города Троицка, находящихся в муниципальной собственности г. Троицка Челябинской области. Предметом соглашения является модернизация (реконструкция) имущества, предназначенного для производства, передачи и распределения тепловой энергии на территории центральной части МО "Город Троицк" и осуществление деятельности по производству, передаче и распределению тепловой энергии с использованием объекта соглашения.
Согласно пункту 8.9. концессионного соглашения регулирование тарифов на производимые концессионером услуги осуществляется с применением метода индексации установленных тарифов.
Приложением N 4 к концессионному соглашению от 28 апреля 2017 года установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, в том числе базовый уровень операционных расходов 34 829 тыс. руб. Нормативный уровень прибыли на период с 2017 года по 2031 год включительно определен в 0, 57%.
10 марта 2021 года заключено соглашение к концессионному соглашению, которым стороны согласились внести изменение в Приложение N 4 "Долгосрочные параметры регулирования деятельности Концессионера", пункт 3 таблицы изложен в новой редакции, на период с 2019 года по 2024 год включительно увеличен нормативный уровень прибыли с 0, 57% до 7, 71%, 6, 66%, 6, 01%, 4, 21%, 2, 68%, 1, 18% соответственно в 2019, 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 года.
Инвестиционная программа ООО "Перспектива" на 2018-2023 года утверждена постановлением МТРиЭ от 30 октября 2018 года N 66/12, действует в редакции постановления от 19 ноября 2019 года N 85/3.
14 февраля 2020 года ООО "Перспектива" обратилось в МТРиЭ с заявлением о предоставлении предварительного согласия на изменение долгосрочных параметров регулирования, установленных концессионным соглашением от 28 апреля 2017 года.
Письмом от 27 февраля 2020 года N 07/774 МТРиЭ на основании инвестиционной программы ООО "Перспектива", утвержденной 30 октября 2018 года (в редакции от 19 ноября 2019 года), согласовало изменение значения нормативного уровня прибыли как долгосрочного параметра регулирования на период 2019-2024 года включительно.
Решением Управления ФАС России по Челябинской области от 23 марта 2020 года N 3194/06 ООО "Перспектива" согласовано изменение условий концессионного соглашения.
Установлено, что ООО "Перспектива" и администрация Троицкого городского округа согласовали изменение значений долгосрочного параметра регулирования - нормативного уровня прибыли на 2019-2024 года с учетом выводов, сделанных Вторым апелляционным судом общей юрисдикции в апелляционном определении от 16 января 2020 года N 66а-4/2020 по административному делу N 3а-149/2019.
При разделении и отнесении операционных расходов по видам деятельности тарифный орган исходил из базового уровня операционных расходов на производство и на передачу тепловой энергии, установленного концессионным соглашением от 28 апреля 2017 года. При подготовке конкурса на право заключения концессионного соглашения базовый уровень операционных расходов рассматривался МТРиЭ раздельно на производство и передачу тепловой энергии в пропорции 50, 2% и 49, 8%; в аналогичной пропорции произведено распределение базового уровня операционных расходов при установлении тарифов на предыдущий долгосрочный период, а также на 2021 год.
Приложением N 4 к концессионному соглашению от 28 апреля 2017 года установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера - базовый уровень операционных расходов в размере 34 329 тыс. руб, нормативный уровень прибыли, индекс эффективности операционных расходов, показатели энергосбережения и энергетической эффективности, включая величину технологических потерь.
При установлении оспариваемых тарифов операционные расходы, к которым согласно пункту 58 Основ ценообразования относятся расходы на ремонт основных средств, расходы на сырье и материалы, расходы на оплату труда, правомерно определены МТРиЭ исходя из базового уровня операционных расходов 34 829 тыс. руб, установленного концессионным соглашением.
Статьей 3 Закона о теплоснабжении предусмотрены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в числе которых соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала (пункты 5 и 6 части 1 статьи 3 Закона).
Соблюдение названных общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения (где свободное ценообразование по тем или иным причинам невозможно) достигается, в частности, применением государственного регулирования цен на соответствующие товары и услуги.
Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям, в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении.
Суды исходили из того, что общество "Перспектива" эксплуатирует оборудование на основании концессионного соглашения с учетом условий такого соглашения, а затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учтены при установлении тарифов на тепловую энергию, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.
При таких обстоятельствах, суды признали, что установление отдельного тарифа на передачу тепловой энергии не требуется.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Формирование расчетных объемов отпуска тепловой энергии в целях расчета тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основании раздела III Методических указаний при отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии
При наличии утвержденной актуализированной схемы теплоснабжения ООО "Перспектива" у тарифного органа отсутствовали основания для расчета тарифа с использованием объема полезного отпуска расчетным способом с учетом фактического полезного отпуска на основании информации о показателях финансово-хозяйственной деятельности ООО "Перспектива".
Оснований для квалификации сумм субсидии в качестве доходов, необоснованно полученных ООО "Перспектива" в период регулирования 2019 года, и подлежащих исключению из НВВ организации при корректировке тарифов на 2021 год, не имеется, поскольку субсидия носит целевой характер, предоставлена ООО "Перспектива" на погашение задолженности за топливно-энергетические ресурсы (газ) перед ресурсоснабжающей организацией, возникшей в связи с дебиторской задолженностью потребителей тепловой энергии. Указанная субсидия не уменьшает расходы организации на приобретение топлива.
Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).
С учетом состава тепловых сетей при определении объема холодной воды (теплоносителя) 207, 98 куб. м МТРиЭ правомерно исходило из нормативных потерь теплоносителя по сетям ООО "Перспектива" 155, 47 тыс. куб. м, установленных инвестиционной программой ООО "Перспектива", и нормативных потерь теплоносителя в тепловых сетях ЗАО "ТЭК" центральной части г. Троицка, которые утверждены постановлением МТРиЭ от 23 июля 2020 года N 31/15 на 2021 год в объеме 52, 51 тыс. куб. м. Такой способ расчета объема холодной воды является обоснованным и не противоречит нормам Основ ценообразования, Методических указаний.
Выводы судов в части учета органом регулирования в составе необходимой валовой выручки ООО "Перспектива" расходов по приобретению холодной воды, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с положениями нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды обоснованно исходил из того, что по настоящему административному делу такое основание для признания оспоренных нормативных правовых положений отсутствует.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца, проверялись и получили правильную оценку в состоявшихся по делу судебных актах.
Судебные акты приняты решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании. Выводы судов о законности оспариваемых предписаний подробно мотивированы, основаны на законоположениях и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для их отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Челябинского областного суда от 04 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Акцент" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационных жалоб кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.