Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Зариповой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гурмана Юрия Альбертовича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 21 ноября 2022 года по административному делу N2а-253/2022 по административному иску Межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества "Голос-Урал" к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области, Министерству юстиции Российской Федерации о признании недействительными результатов внеплановой проверки юридического лица, признании незаконным распоряжения об отказе в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения Гурмана Ю.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на ее доводы представителя административных ответчиков Наумовой Ю.Г, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "Голос-Урал" (далее - МОФ "Голос-Урал") обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области, Министерству юстиции Российской Федерации о признании недействительными результатов внеплановой проверки, признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 29 апреля 2021 года об отказе в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Требования мотивировал тем, что распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области от 04 марта 2021 была назначена внеплановая документарная проверка юридического лица, по результатам которой 16 апреля 2021 года составлен акт N19, согласно которому в проверяемом периоде МОФ "Голос-Урал" получал "иностранное" финансирование и занимался политической деятельностью. Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 29 апреля 2021 года N459-р отказано в исключении МОФ "Голос-Урал" из реестра иностранных агентов.
По мнению административного истца, выводы, изложенные в акте проверки, являются недостоверными, а отказ в исключении из реестра иностранных агентов - незаконным.
Решением Советского районного суда города Челябинска от 28 января 2022 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 июля 2022 года решение суда отменено, производство по делу прекращено.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05 октября 2022 года апелляционное определение от 18 июля 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 21 ноября 2022 года решение суда отменено, принято новое решение, которым административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 28 марта 2023 года кассационной жалобе заинтересованное лицо Гурман Ю.А, ссылаясь на несоответствие выводов судебной коллегии обстоятельствам дела, нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области, Министерство юстиции Российской Федерации представили письменные возражения на доводы кассационной жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив возражения на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Как установлено при рассмотрении дела, МОФ "Голос-Урал" распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 27 июля 2015 года N1042-р включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
01 февраля 2021 года в Минюст России и Управление Минюста Российской Федерации по Челябинской области поступило заявление МОФ "Голос-Урал" об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента, в связи с отсутствием в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления, фактов получения некоммерческой организацией денежных средств и иного имущества от иностранных источников.
Распоряжением Управления Минюста Российской Федерации по Челябинской области N241-р от 04 марта 2021 года была назначена внеплановая документарная проверка в отношении МОФ "Голос-Урал" для целей установления наличия (отсутствия) признаков осуществления деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за период деятельности юридического лица с 01 февраля 2020 года по 31 января 2021 года.
По результатам проведенной проверки 16 апреля 2021 года составлен Акт N19, содержащий сведения о получении председателем Правления МОФ "Голос-Урал" Гурман Ю.А. денежных средств от Фонда содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей" в период с сентября 2020 года по декабрь 2020 года в размере 357 000 рублей; в проверяемом периоде установлено осуществление фондом деятельности, носящей, в том числе политический характер.
Распоряжением Минюста России N459-р от 29 апреля 2021 года МОФ "Голос-Урал" отказано в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента на основании абзаца 3 пункта 7.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Удовлетворяя требования МОФ "Голос-Урал", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административными ответчиками не доказана обоснованность выводов, изложенных в акте проверки от 16 апреля 2021 года N19, и, как следствие, оспариваемого распоряжения от 29 апреля 2021 года N459-р об отказе в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу о законности распоряжения от 29 апреля 2021 года N459-р, поскольку оно принято уполномоченным органом в порядке, установленном законом, и при наличии достаточных оснований, подтверждённых результатами проверки.
Поэтому суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия кассационного суда выводы суда апелляционной инстанции находит верными, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела, судом учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы, исчерпывающе изложены в судебном акте, основаны на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", являются иностранные граждане или лица без гражданства (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Приведенной нормой определены формы такой деятельности (абзац 3 пункта 6 статьи 2).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7.1 статьи 32 вышеназванного закона, уполномоченный орган принимает решение об исключении некоммерческой организации из реестра, если по результатам внеплановой проверки установлено, что некоммерческая организация в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении этой некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не получала денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции при разрешении дела правомерно принял во внимание выявленный в ходе проверки факт получения в проверяемом периоде председателем Правления Гурманом Ю.А. от фонда содействия правовому просвещению населения "Лига избирателей" (признанного некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента) денежных средств в сумме 357 000 рублей, а также факты участия фонда в политической деятельности, подтвержденные скриншотами с сайта сети "Интернет".
При таких обстоятельствах коллегия областного суда обоснованно пришла к заключению, что у Министерства юстиции Российской Федерации имелись достаточные и необходимые основания для принятия оспариваемого распоряжения, зафиксированные в акте проверки от 16 апреля 2021 года.
Доводы кассационной жалобы о получении Гурманом Ю.А. денежных средств как физическим лицом, об отсутствии у фонда расчетных счетов, не осуществлении им хозяйственной деятельности, в том числе о не внесении оплаты за арендуемое помещение, не ставят под сомнение законность и обоснованность апелляционного определения и не опровергают изложенные в нем выводы, основанные на оценке всей совокупности доказательств, имеющих значение для дела, по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
Кассационная жалоба направлена на переоценку установленных обстоятельств и не содержит доводов, которые не были проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность судебного акта. Переоценка этих выводов согласно части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия кассационного суда не входит.
Вопреки доводам жалобы, оспариваемые решения административных ответчиков и судебный акт не могут расцениваться как нарушающие права Гурмана Ю.А. как физического лица, в том числе права на осуществление его профессиональной и общественной деятельности. Нахождение МОФ "Голос-Урал" в соответствующем реестре (до его ликвидации) направлено на его идентификацию в качестве специфического субъекта политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и никоим образом не может влиять на формирование отрицательного отношения к осуществляемой этим лицом, а тем более его руководителем, деятельности, не может расцениваться как дискредитация такого лица.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены апелляционного определения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 21 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гурмана Юрия Альбертовича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 25 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.