Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Зариповой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гирша Константина Викторовича на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 29 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 22 декабря 2022 года по административному делу N 2а-1337/2022 по административному исковому заявлению Гирша Константина Викторовича к призывной комиссии городского округа Краснотурьинск по мобилизации граждан, пребывающих в запасе, военному комиссариату городов Краснотурьинск и Карпинск Свердловской области, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Свердловской области" о признании незаконными действий, решения.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения представителя административного истца Сысоева А.В, доводы кассационной жалобы поддержавшего, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гирш К.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий административных ответчиков, выразившихся в необоснованном призыве административного истца на военную службу по мобилизации без проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565; решения о призыве административного истца на военную службу по мобилизации от 27 октября 2022 года. Просил возложить на административных ответчиков обязанность устранить допущенное нарушение прав Гирша К.В, освободив его от прохождения дальнейшей военной службы с целью проведения исчерпывающего комплекса диагностических мероприятий, исследований для изучения и оценки состояния здоровья и физического развития для определения годности административного истца к военной службе.
Требования мотивировал тем, что при проведении мобилизационных мероприятий административными ответчиками проигнорировано наличие у административного истца заболевания ("данные изъяты"), необходимых мер, направленных на установление состояния здоровья Гирша К.В, осуществлено не было.
Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 29 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 22 декабря 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В поданной 20 марта 2023 года кассационной жалобе Гирш К.В, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований.
Призывная комиссия городского округа Краснотурьинск по мобилизации граждан, пребывающих в запасе, представила письменные возражения на доводы жалобы, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Для признания действия (бездействия) органа или должностного лица, наделенного публичными полномочиями, незаконным в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствие действия (бездействия) органа или должностного лица нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, и нарушение этим действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
Как установлено при рассмотрении дела, 27 октября 2022 года Гирш К.В, ранее проходивший срочную военную службу по призыву и имеющий категорию годности к военной службе "А", находящийся в запасе, получил мобилизационное предписание.
27 октября 2022 года проведен медицинский осмотр Гирша К.В, с учетом предъявляемых им жалоб на состояние здоровья ему установлена категория годности к военной службе "Б" - годен с незначительными ограничениями.
В тот же день Гирш К.В. включен в именной список граждан, призванных на военную службу по мобилизации и отправленных военным комиссариатом в распоряжение командира войсковой части.
Разрешая настоящее административное дело, судебные инстанции исходили из того, что административными ответчиками не было допущено незаконных действий (бездействия), нарушающих права Гирша К.В, порядок призыва его на военную службу по мобилизации не нарушен.
Судебная коллегия кассационного суда выводы судебных инстанций находит верными, поскольку они сделаны с учетом правильного толкования и применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам административного дела, основаны на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно преамбуле Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон об обороне) он определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации (часть 3 статьи 1 Закона об обороне).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества закреплено в Федеральном законе от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности).
Согласно части 1 статьи 1 Закона о воинской обязанности воинская обязанность граждан Российской Федерации, в числе прочего, предусматривает пребывание в запасе.
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время (часть 2 статьи 1 Закона о воинской обязанности).
Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки устанавливает Федеральный закон от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон о мобилизации).
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о мобилизации призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
На основании статьи 21 Закона о мобилизации при объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.
Согласно части 4 статьи 20 Закона о мобилизации порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан определяется Правительством Российской Федерации.
Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 852.
В соответствии с пунктом 2 названного Положения призыв граждан по мобилизации - комплекс мероприятий, проводимых военными комиссариатами, призывными комиссиями по мобилизации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению своевременного и гарантированного укомплектования личным составом воинских частей до штатов военного времени. Призыв граждан по мобилизации включает: оповещение граждан и организаций о проведении мобилизации; явку (доставку) граждан в места сбора и (или) на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); документальное оформление призыва граждан по мобилизации.
При разрешении настоящего административного дела судебные инстанции установили, что пребывающий в запасе Гирш К.В, не имеет права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, подлежит призыву.
Подробно проанализировав нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что решение о призыве по мобилизации принимается без проведения военной врачебной экспертизы.
Постановление Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" регулирует необходимость и порядок прохождения медицинского освидетельствования лицами, прозывающимися на военные сборы.
На основании пункта 70 данного Постановления граждане, прошедшие военную службу (приравненную службу), граждане, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
При этом медицинское освидетельствование граждан, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва или право на освобождение от призыва на военную службу, проводится по их заявлению, за исключением граждан, отказавшихся от реализации указанных прав, а также граждан, признанных временно не годными к военной службе (пункт 1.2 статьи 5.1 Закона о воинской обязанности).
По смыслу приведённых норм, для предоставления отсрочки от мобилизационного призыва на военную службу по состоянию здоровья гражданин, прошедший военную службу и имеющий установленную категорию годности, должен заявить об имеющихся изменениях в состоянии своего здоровья, предъявить соответствующие документы, а также изъявить желание пройти освидетельствование для уточнения заболевания.
В рассматриваемом случае при наличии жалоб Гирша К.В. ему в соответствии с вышеприведенными нормами 20 декабря 2022 года в г. Екатеринбурге организовано прохождение военно-врачебной комиссии, заключением которой ему установлена категория годности к военной службе "Б" годен к военной службе с незначительными ограничениями.
При установленных обстоятельствах настоящего дела судебные инстанции пришли к верному выводу о том, что административными ответчиками не допущено действий (бездействия), нарушающего права Гирша К.В. в связи с призывом на военную службу по мобилизации.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 29 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 22 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гирша Константина Викторовича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 24 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.