Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Зариповой Ю.С, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вьюжанина Данилы Васильевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 23 марта 2023 года по административному делу N 2а-3390/2022 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Пермскому краю к Вьюжанину Даниле Васильевичу о взыскании обязательных платежей и санкций, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на жалобу,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Пермскому краю (далее МИФНС России N 21 по Пермскому краю) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Вьюжанину Д.В. о взыскании пени по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, всего задолженность в размере 15 719, 12 руб, почтовых расходов в размере 74, 40 руб.
В дальнейшем МИФНС России N 21 по Пермскому краю требования уточнены, с учетом того что земельный налог за 2018 год в размере 3 904 руб. налогоплательщиком уплачен своевременно, начисление пеней в размере 142, 24 руб. признано необоснованным.
02.12.2022 МИФНС России N 21 по Пермскому краю подано в суд заявление о прекращении производства по делу в части, в связи с отказом от заявленных требований, поскольку налогоплательщиком земельный налог за 2019 год в размере 6 189 руб. уплачен 02.11.2020, пени в размере 271, 40 руб. начислены необоснованно.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 07.12.2022 производство по делу по требованию Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Пермскому краю к Выожанину Даниле Васильевичу о взыскании пени по земельному налогу за 2019 г. в размере 271, 40 руб. прекращено.
С Вьюжанина Д.В. в пользу МИФНС России N 21 по Пермскому краю взысканы пени в размере 15 271, 96 руб, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 г, пени в размере 33, 52 руб, начисленные на недоимку по налогу па имущество физических лиц за 2019 г, всего 15 305, 48 руб, почтовые расходы в размере 74, 40 руб, а также государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 459, 16 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 23 марта 2023 года принят отказ МИФНС России N 21 по Пермскому краю от административного иска в части взыскания с Вьюжанииа Д.В. пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 14 465, 49 руб.
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 07 декабря 2022 года в части взыскания с Вьюжанина Д.В. пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 14 465, 49 руб. отменено, производство по делу в указанной части прекращено.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Перми от 07 декабря 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Вьюжанина Д.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 17 апреля 2023 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Вьюжанин Д.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 23 марта 2023 года, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, допущенные судом апелляционной инстанции.
В возражениях на кассационную жалобу МИФНС России N 21 по Пермскому краю просит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 23 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Вьюжанина Д.В. - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятого судебного акта.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 398 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Вьюжанин Д.В. является собственником земельных участков, а также следующего имущества: с 15.04.2010 до настоящего времени иные строения по адресу: "данные изъяты", с 16.01.2009 квартиры по адресу: "данные изъяты", с 27.08.2009 дома по адресу: "данные изъяты" в связи с чем он является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Налоговым органом в адрес административного ответчика через личный кабинет налогоплательщика направлены налоговые уведомления:
- N 151155065 от 26.12.2017 об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 61 253 руб. в срок до 22.02.2018
- N 76655409 от 01.09.2020 об уплате, в том числе, налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 772 руб, В связи с неисполнением обязанности по уплате налога административному ответчику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 61 253 руб. были начислены пени за период с 02.04.2018 по 31.08.2021 в размере 15 271, 96 руб.; на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 772 руб. были начислены пени за период с 11.12.2020 по 31.08.2021 в размере 33, 52 руб.
На основании пункта 2 статьи 69, пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом адрес Вьюжанина Д.В. через личный кабинет направлено требование N 20777 от 01.09.2021 об уплате пени, начисленных на недоимку по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога, в размере 15 719 12 руб в срок до 30.09.2021.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Срок исполнения требования N 20777 от 01.09.2021 истек 30.09.2021, с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился в установленный законом срок - 24.12.2021.
Мировым судьей судебного участка N 3 Ленинского судебного района г. Перми 28.12.2021 вынесен судебный приказ N 2а-3672/2021 о взысканий с Выожанина Данилы Васильевича в пользу МИФНС N 21 по Пермскому краю пени на недоимку но налогу на имущество физических лиц в сумме 15 305, 48 руб, пени на недоимку по земельному налогу с физических лиц в сумме 413, 64 руб, который в связи с поступлением от должника возражений отменен 14.01.2022.
С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 13.07.2022, то есть в установленный законом срок.
Разрешая требования МИФНС России N 21 по Пермскому краю, проверив порядок, процедуру взыскания, расчет задолженности по налогам и пени, сроки обращения в суд, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и взыскании с Вьюжанина Д.В. пени в размере 15 271, 96 руб, начисленных на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 г, пени в размере 33, 52 руб, начисленных на недоимку по налогу па имущество физических лиц за 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам краевого суда, согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что налоговым органом срок исковой давности для обращения в суд о взыскании обязательных платежей и санкций не пропущен, процедура взыскания налога и пени с должника соблюдена, доказательств уплаты задолженности административным ответчиком не представлено.
Вместе с тем, установив, что подлежащий уплате Вьюжаниным Д.В. налог на имущество физических лиц за 2016 год налоговым органом уменьшен с 61 253 руб. до 3 516 руб, пени за период с 02.04.2018 по 12.08.2020, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, частично сторнировались, остаток пени составил 806, 47 руб, суд апелляционной инстанции принял отказ МИФНС России N 21 по Пермскому краю от части исковых требований, решение Ленинского районного суда г. Перми от 07 декабря 2022 года в части взыскания с Вьюжанина Д.В. пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 14 465, 49 руб. отменил, производство по делу в указанной части прекратил.
Таким образом, с Вьюжанина Д.В. взысканы пени налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 806, 47 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 33, 52 руб.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном взыскании пени в размере 806, 47 руб, начисленных на недоимку по налогу на имущество в размере 3 516 руб. за 2016 год, так как недоимка по налогу не была взыскана и не предъявлена к взысканию, за пределами сроков, установленных НК РФ не может быть взыскана, несостоятельны.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что судебный приказ N 2а-2301/2018 от 21.09.2018, которым с Вьюжанина Д.В. была взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 61 253 руб. отменен кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.02.2023.
23.01.2023 налоговым произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2016 год, размер недоимки уменьшен до 3 516 руб.
Вместе с тем фактически недоимка по налогу за 2016 год в размере 3 516 руб. фактически уплачена (погашена) путем принятия решения N 26741 от 13.08.2020 о зачете на сумму 9 283 руб, что следует из карточки расчета с бюджетом, скриншота страницы АИС Налог-3 "Реестр решений о зачете/возврате" (л.д.37, 174).
Вопреки доводам кассационной жалобы в материалы дела налоговым органом представлен расчет взысканной суммы пени (л.д.169-170).
Ссылка в жалобе на то, что суд апелляционной инстанции не уменьшил размер взысканной государственной пошлины с учетом взысканной суммы, не влечет отмены апелляционного определения.
Согласно данным в абзаце 2 пункта 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснениям, в силу части 3 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов с учетом правил, установленных указанной статьей.
Если в этих случаях суд вышестоящей инстанции не изменил решение суда в части распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции по заявлению лица, заинтересованного в его разрешении. Данная норма права применяется в том числе к расходам, понесенным судом апелляционной инстанции в связи с рассмотрением административного дела.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции вопрос судебных расходов не был разрешен, административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд первой инстанции с заявлением о распределении судебных расходов с учетом положений части 3 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии областного суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежит, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 23 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Вьюжанина Данилы Васильевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 01 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.