Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-3547/2022 по иску Серовой Ирины Александровны к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда", по кассационной жалобе Серовой Ирины Александровны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Серова И.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда".
Требования мотивированы тем, что она имеет стаж государственной гражданской службы более 29 лет. В 2000 году награждена Почетной грамотой Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. Приказом руководителя от 22 мая 2015 года N215 л/с Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре она награждена Благодарностью Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре. Серова И.А. обратилась с заявлением к ответчику о присвоении звания "Ветеран труда". 08 августа 2022 года письмом N 15-исх-13829 Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ей было отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по причине не отнесения Почетной грамоты Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре и Благодарности Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре к числу ведомственных наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 января 2023 года, исковые требования Серовой Ирины Александровны оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Серова И.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Серова И.А. в 2000 году награждена Почетной грамотой Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.
Приказом руководителя Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 22 мая 2015 года N215 л/с истец награждена Благодарностью Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.
Серова И.А. имеет стаж работы более 25 лет.
Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 августа 2022 года N 15-исх-13829 Серовой И.А. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" на том основании, что Почетная грамота Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Благодарность Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре не относятся к числу ведомственных наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", Порядком присвоения звания "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2006 года N142-п, исходил из того, что имеющиеся у истца награды не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, в связи с чем не являются основанием для присвоения истцу звания "Ветеран труда".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и выдачи удостоверений" определен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2006 года N 142-п (далее по тексту -Порядок).
Согласно указанному Порядку звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", представляют заявление с приложением документов, в том числе удостоверения к награде, почетному званию, ведомственному знаку отличия: - для лиц, награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде, включенными в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденный Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Исходя из указанных положений одним из оснований для присвоения звания "Ветеран труда" является наличие ордена, медали или почетного звания СССР или Российской Федерации, грамоты или благодарности Президента Российской Федерации либо награды за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, решение о награждении которыми принято определенными органами.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п утвержден Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, а также наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Данное постановление не содержит указаний на отнесение Почетной грамоты Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Благодарности Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к числу ведомственных знаков, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии с совместным письмом Минтруда России N 2026-ВЯ и Минсоцзащиты России N 4276/1-30 от 10 ноября 1995 года к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР, Советов Министров бывшего СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
В систему государственных наград, установленную пунктом 27 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02 марта 1994 года N 442 и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" Почетная грамота Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Благодарность Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре не входит.
Таким образом, Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" на федеральном уровне установлен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся в частности лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578, вступившим в силу с 01 июля 2016 года, утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия. Указанным Положением установлен порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", пунктом 3 которого предусмотрено, в частности, что федеральный орган исполнительной власти вправе учредить только один знак отличия. Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 в приказ Министерства финансов России от 22 апреля 2015 года N 70Н "О учреждении ведомственных наград Министерства финансов России" приказом от 23 сентября 2016 года N 163Н внесены изменения, в соответствии с которыми знаком отличия Министерства финансов России, дающим право на звание "Ветеран труда" признан нагрудный знак "Отличник финансовой работы", данная награда подлежит присвоению работникам имеющим общий стаж работы (службы) в соответствующих сферах деятельности не менее 15 лет.
Изучение материалов дела показывает, что судами все юридически значимые обстоятельства установлены верно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах.
У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанции, не имеется.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что на момент награждения ее Почетной грамотой и Благодарностью, данные награды являлись ведомственными, поскольку Федеральная налоговая служба России имеет самостоятельное полномочие по учреждению и присвоению ведомственных наград, что подтверждается положениями приказа Федеральной налоговой службы России "О Почетной грамоте Федеральной налоговой службы и благодарности руководителя Федеральной налоговой службы" N ММ-3-4/536@ от 31 октября 2008 года и не может ограничивать ее право на присвоение указанного звания, являлись предметом исследования судов и обоснованно были отклонены, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с Положением о Почетной грамоте Федеральной налоговой службы (приложение N 1) почетная грамота является ведомственной наградой Федеральной налоговой службы (пункт 1); ею награждаются работники центрального аппарата, территориальных органов ФНС России и федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении ФНС России, за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу, за заслуги в профессиональной деятельности, проработавшие в налоговых органах, в учреждениях, предприятиях не менее 2 лет (пункт 2), награждение Почетной грамотой оформляется приказом ФНС России (пункт 14), вручение Почетной грамоты производится руководителем ФНС России, по поручению руководителя ФНС России и от его имени Почетную грамоту могут вручать: руководители территориальных органов ФНС России (пункт 15). Форма представления о награждении почетной грамотой (Приложение N 3) включает сведения о стаже работы (общий и в налоговых органах), характеристику конкретных заслуг.
Аналогичные условия касаются и награждения благодарностью Федеральной налоговой службы.
Таким образом, Почетная грамота и Благодарность должны быть выданы от имени Федеральной налоговой службы, а не территориального органа исполнительной власти.
Как верно указал суд апелляционной инстанции истец была награждена Почетной грамотой и Благодарностью не от имени Министерства по налогам и сборам или Федеральной налоговой службы, в связи с чем данные награды нельзя отнести к ведомственным.
Ссылки истца в кассационной жалобе на то, что в разделе 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п, указано на то, что основанием для присвоения звания "Ветеран труда" являются почетные грамоты и благодарности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственного управления СССР (РСФСР), награждение которыми осуществлено по 30 июня 2016 года, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку в данном случае речь идет именно о награждениях от имени самого Министерства по налогам и сборам или Федеральной налоговой службы, а указанные изменения, введенные только с 23 июля 2021 года связаны с тем, что с 01 июля 2016 года порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания, определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия".
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую аргументацию истца, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, надлежащая правовая оценка которой нашла свое отражение в судебных постановлениях. Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, в кассационной жалобе не приведено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Серовой Ирины Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.