Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Шушкевич О.В., рассмотрев единолично кассационную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 02 марта 2023 года, вынесенные по гражданскому делу N 2-2867/2022 по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области, действующего в интересах Тарасовой Татьяны Николаевны, к Государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" о взыскании недополученной суммы жилищно-коммунальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лебяжьевского района Курганской области в интересах Тарасовой Т.Н. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" (далее по тексту ГКУ "УСЗН N 10") о взыскании недополученной суммы жилищно-коммунальной выплаты на оплату услуг по теплоснабжению за период с января 2022 года по май 2022 года в размере 6 236 руб. 24 коп.
В обоснование требований указал на то, что Тарасова Т.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем жилищно-коммунальной выплаты по категории "ветеран труда". В доме, где проживает Тарасова Т.Н, плата за поставленную тепловую энергию осуществляется в течение календарного года по нормативу. В январе-мае 2022 года Тарасовой Т.Н. произведена оплата коммунальных услуг на сумму 12 472 руб. 49 коп, однако, ГКУ "УСЗН N 10" компенсация расходов на оплату теплоснабжения в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты не произведена. Причиной этого явилось отсутствие утвержденного в установленном законом порядке в МУП "Теплотранс" тарифа на отопление. Между тем, Тарасова Т.Н, являясь добросовестным потребителем коммунальной услуги, произвела оплату по квитанциям, выставленным теплоснабжающей организацией - МУП "Теплотранс". Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлено ей законом. Тарасова Т.Н со своей стороны надлежащим образом исполняет обязательства по договору теплоснабжения и какой-либо ответственности за отсутствие у предприятия утвержденного тарифа нести не может. Реализация норм федерального законодательства и реализация прав граждан не могут ставиться в зависимость от ненадлежащего исполнения своих обязанностей теплоснабжающей организацией, которой не было принято своевременных мер по утверждению тарифа.
Решением мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 22 декабря 2022 года исковые требования удовлетворены. С ГКУ "УСЗН N 10" в пользу Тарасовой Т.Н взыскана недополученная сумма жилищно-коммунальной выплаты на оплату услуг по теплоснабжению за период с января 2022 года по май 2022 года в размере 6 236 руб. 23 коп.
Апелляционным определением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 02 марта 2023 года решение мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 22 декабря 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГКУ "УСЗН N 10" просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность.
В соответствии с абзацем 1 части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о принятии кассационной жалобы к производству Седьмого кассационного суда общей юрисдикции надлежаще уведомлены, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд полагает, что нарушений, указанных в части 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Тарасова Т.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", одна. Услугу по отоплению по указанному адресу оказывает МУП "Теплотранс".
В период с января по май 2022 года по лицевому счету БП-0000002316, открытому на имя Тарасовой Т.Н, за услугу "отопление" начислено 12 472 руб. 49 коп, оплачено 12 472 руб. 49 коп, что подтверждается карточкой расчетов МУП "Теплотранс", а также копиями квитанций.
Предоставление жилищно-коммунальной выплаты на территории Лебяжьевского муниципального округа осуществляет ГКУ "УСЗН N 10". Наличие у истца права на получение компенсации в составе жилищно-коммунальной выплаты ответчиком не оспаривалось.
Тарасова Т.Н. имеет 2 группу инвалидности бессрочно, является получателем жилищно-коммунальной выплаты, однако, компенсация расходов на оплату теплоснабжения в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты в январе-мае 2022 года Тарасовой Т.Н. ответчиком ГКУ "УСЗН N 10" произведена не была ввиду отсутствия у МУП "Теплотранс" утвержденного тарифа на период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года.
Департаментом цен и тарифов Курганской области решение об установлении тарифа на теплоснабжение для МУП "Теплотранс" принято только с 01 июля 2022 года на период с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года.
При этом постановлением Администрации Лебяжьевского муниципального района от 21 декабря 2021 года N 548 было определено до установления тарифа на тепловую энергию для МУП "Теплотранс" использовать тариф на тепловую электроэнергию предыдущей ресурсоснабжающей организации, установленный постановлением Департамента регулирования цен и тарифов Курганской области от 04 декабря 2018 года на период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, мировой судья, руководствуясь положениями статей 154, 157, 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, законом Курганской области от 03 декабря 2004 года N 845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области", постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года N 594, исходил из того, что Тарасова Т.Н. имеет право на получение компенсации в составе жилищно-коммунальной выплаты, оплата услуги по отоплению за спорный период произведена Тарасовой Т.Н. в полном объеме на основании квитанций, выставленных МУП "Теплотранс", предоставила ответчику необходимые документы для оплаты компенсации, предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении указанных мер социальной поддержки не установлено, истец, добросовестно исполнившая обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса, не может нести негативные последствия за бездействие МУП "Теплотранс" по установлению тарифа на отопление.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи и их правовым обоснованием.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций кассационный суд не находит, поскольку выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7, подпункту 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов, в том числе ветеранов труда, предусматривает осуществление системы мер, включающей компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Курганской области от 03 декабря 2004 года N 845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области" ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде жилищно-коммунальной выплаты в размере: 50% оплаты коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение и отопление) - в пределах нормативов потребления указанных услуг, утвержденных органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным Правительством Курганской области; лицам, указанным в данной статье, проживающим в жилых домах.
Пунктом 1 статьи 5 этого же закона предусмотрено, что определение размера жилищно-коммунальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Жилищно-коммунальная выплата осуществляется ежемесячно.
Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Курганской области утвержден постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2007 года N 565 (далее - Порядок).
Подпунктом 2 пункта 2 указанного Порядка предусмотрено, что компенсация расходов предоставляется в соответствии с Законом Курганской области от 03 декабря 2004 года N 845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области" ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставление компенсации расходов осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) граждан.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что назначение компенсации расходов гражданам, у которых возникло право на получение компенсации расходов, или получателям компенсации расходов, изменившим место жительства (место пребывания), за исключением изменения места жительства в пределах муниципального района (муниципального округа, городского округа) Курганской области, или обратившимся для смены основания предоставления компенсации расходов (далее - заявители, получатели компенсации расходов), осуществляется органом социальной защиты населения на основании: 1) заявления о назначении компенсации расходов по форме, установленной Главным управлением; 2) документа, удостоверяющего личность заявителя; 3) документа, подтверждающего право заявителя на получение компенсации расходов; 4) документов (сведений) о регистрации заявителя и совместно проживающих с заявителем граждан по месту жительства (месту пребывания); 5) документа (сведений) из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на жилое помещение; 6) платежных документов (единого платежного документа) для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу обращения заявителя за назначением компенсации расходов; 7) документа, подтверждающего регистрацию в установленном порядке по месту пребывания в другом жилом помещении, прохождение военной службы по призыву, отбывание наказания в виде лишения свободы или обучение по очной форме обучения в образовательных организациях за пределами Курганской области граждан, совместно проживающих с заявителем, в случае их временного отсутствия в жилом помещении; 8) документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, и документа, подтверждающего его полномочия действовать от имени заявителя (в случае обращения представителя заявителя с заявлением о назначении компенсации расходов).
Согласно пункту 17 Порядка основаниями для отказа в назначении компенсации расходов являются: 1) несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пункте 2 Порядка; 2) непредставление заявителем (его представителем) документов (сведений), указанных в пункте 9 Порядка, за исключением документов (сведений), указанных в подпунктах 4, 5 пункта 9 Порядка; 3) наличие у заявителя судебной задолженности; 4) наличие в Единой государственной информационной системе социального обеспечения сведений о предоставлении заявителю меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленной иными нормативными правовыми актами.
Из указанных положений следует, что ветераны труда имеют право на меры социальной поддержки, включая компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, которые определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Нормативными правовыми актами Курганской области предусмотрен порядок назначения компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, включающий перечень документов, который должен быть предоставлен гражданином, претендующим на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также основания, по которым ему может быть отказано в назначении компенсации таких расходов.
Установив, что Тарасова Т.Н. имеет право на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, оплатила потребленные коммунальные услуги в полном объеме, предоставила ответчику полный комплект документов, суды пришли к верному выводу о том, что оснований для отказа ей в назначении спорной компенсации не имелось.
Доводы кассационной жалобы о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, МУП "Теплотранс" был не вправе начислять плату за тепловую энергию в отсутствие утвержденного тарифа, а у Тарасовой Т.Н. не было оснований производить оплату по незаконно выставленной квитанции, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Как установлено судами, факт поставки МУП "Теплотранс" тепловой энергии в жилое помещение истца в спорный период представителями ответчика и третьего лица в ходе рассмотрения дела не оспаривался. Тарасовой Т.Н. на основании статей 153-154 Жилищного кодекса Российской Федерации исполнена обязанность по оплате поставленной ей коммунальной услуги - тепловой энергии в полном объеме.
При этом суды пришли к правильному выводу о том, что истец, добросовестно исполнив обязанность по оплате коммунальной услуги, не может нести негативные последствия за несвоевременное установление тарифа за поставляемую МУП "Теплотранс" тепловую энергию.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии расчета жилищно- коммунальной выплаты в иске прокурора, несогласии с указанием о необходимости взыскания 50% от уплаченной истцом суммы, отсутствии возможности проверить правомерность и правильность расчета взыскиваемой суммы не являются основанием для отмены судебных постановлений, поскольку судом первой инстанции жилищно-коммунальная выплата взыскана в размере предварительного расчета, представленного в суд ГКУ "УСН N 10", исходя из установленного тарифа тепловой энергии ранее действовавшему поставщику постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 года N 53-24, представленный ответчиком расчет лицами, участвующими в деле, не оспаривался, в связи с чем обоснованно был принят судом в качестве допустимого достоверного доказательства.
Таким образом, принятые по делу судебные акты вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями закона, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении спора судами не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 02 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
Судья О.В. Шушкевич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.